Синоним:Arctomys menzbieri. Казахское название:кок-сууp. Русское местное название: серыйсурок. У пушников: тарбаган таласский.
Заметки по систематике. В сводке Эллермана( Ellerman, 1941) сурок Мензбира не упоминается, а в последующей работе (Ellerman a. Morrison-Scott, 1951) он, по описанию других авторов, приводит его в качестве подвида европейского сурка ( М. marmota menzbieri). Среди отечественных териологов возражений против видовой самостоятельности рассматриваемого зверька нет (Бобринский, 1937; Кузнецов, 1944; Огнев, 1947; Виноградов, Громов, 1952; Громов, 1963). Сомнения же по этому поводу А. П. Кузякина (1963) лишены оснований.
Описаны два подвида сурка Мензбира: типичный или угам-ский — М. т. menzbieri Kaschk. (1925) и чаткальский — М. т. zachidovi Petrov (1963).
Описание зверька. Описываемый грызун самый мелкий из палеарктических сурков с наиболее резко выраженным сезонным изменением окраски волосяного покрова и тем самым приближающейся ею к европейскому сурку. Длина хвоста взрослых сурков составляет в среднем от длины тела: 21% У самцов (34 особи) и 23% у самок (20 особей).
Череп соответственно размерам тела невелик, по общей конфигурации больше всего напоминает таковой байбака. Характерна в нем облегченность отдельных частей, их большая скульптурность, хорошая выраженность гребней, впадин, ямок и т. д. По черепу этот сурок легко отличается от других представителей рода следующим (рис. 85). Заглазничные отростки сбежисты, часто очень остры, довольно сильно, но плавно, изогнуты вниз и несколько вперед. Носовые кости, сунсающиеся в проксимальной половине, на конце ее расширены, иногда довольно сильно и резко. Их обрез обычно ровный и срединная часть не выдается кзади. Они, как правило, не выступают за концы носовых отростков межчелюстных костей, а если немного и выдаются, то граница между ними плавная без уступа. Крыловидные отростки тонкие относительно длинные, на конце почти не расширяются. По внутренней стороне на середине они сильно сближены, а по наружной остаются почти параллельными один другому, поэтому в проекции наибольшей толщины достигают в своей средней части (в месте сближения). В поперечном сечении с боковой наружной стороны они сильно вогнуты, спинки их тонки и легко просвечивают. Скуловая кость (да и вся средняя часть скуловой дуги) в поперечном сечении, несколько кзади от середины, очень тонкая плоская, но широкая. Наименьшая толщина ее, как правило, меньше 1 мм, часто можно заметить сильно развитые гребни передней части массетерной плащадки нижней челюсти, большую шероховатость ее поверхности, что указывает на сильное развитие наружной глубокой жевательной мышцы (musculus masseter lateralis profundus). Особенно сильно развит передний верхний бугор массетерной площадки, указывающий на сильное развитие передней доли наружной жевательной мышцы (m. т. lateralis profundus pars anterior). Она обеспечивает сильное сжатие челюстей и прочное удерживание корня резцами при его выдергивании.
При сжимании корня резцами коренные зубы верхней и нижней челюстей не соприкасаются и все давление задней части нижней челюсти падает на головку (при раскрытых челюстях в основном на ее заднюю часть) ее сочленовного отростка (processus articularis). Она у сурка Мензбира сжата с боков в передней части и сравнительно широка в задней, имеет относительно малую кривизну сочленованой поверхности в продольном, а нередко и в поперечном сечениях. Сжатости головки соответствует относительно глубокая впадина скулового отростка височной кости (processus zygomaticus), которая ограничивает боковые движения сочленовного отростка и способствует лучшей фиксации нижней челюсти, что весьма важно при осуществлении функций сгрызания и удержания корней резцами.
В окраске мехового покрова характерно: резкая граница между светло-охристой грудью и щеками и очень темным верхом шеи, лопатками и наружной стороной передних лап (рис. 84).
Сурок типичного подвида (М. т. menzbieri) окрашен так (по 30 осенним перелинявшим взрослым экземплярам из верховьев рек Ба-дама и Сайрама с высоты 2300—3200 м над ур. м.): спина, верх шеи, голова, лопатки и бока — темно-бурые, у некоторых экземпляров почти черно-бурые; брюхо — рыжевато-охристое; передние конечности, нижние части боков шеи, грудь и горло, уши — светлые охристо-желтые, иногда белесо-желтоватые; щеки и переносье того же цвета, но несколько затемнены бурыми окончаниями волос, которые особенно сильно выражены вокруг глаз, образуя довольно широкое и темное расплывчатое кольцо; лапы — желто-охристые, иногда затемненные на пальцах бурыми волосами. Окраска хвоста в связи с линькой бывает разнообразной (Капитонов, 1964). Полностью перелинявший хвост темно-бурый, иногда почти черный с рыжевато-охристыми или серыми тонами в основании (сверху и с боков) и по бокам (почти по всей длине, кроме конечной четверти). Хвост в некоторые годы у взрослых сурков линяет лишь частично, а в иные не линяет совсем и на нем сохраняется старый двухлетний волосяной покров, имеющий рыжую окраску.
Раздвинув осенний волосяной покров на спине, можно заметить, помимо трех широких цветовых зон меха, четвертую узкую светлую предвершинную, которая у сурков других видов отсутствует.
Среди нормально окрашенных зверьков встречаются меланисты и альбиносы. По словам охотников, в верховьях р. Бадам они из года в год замечаются в одних и тех же местах.
У сурка Мензбира заметно (в сравнении с диннохвостым) относительно и абсолютно более узкий нос, который в плане на конце почти полностью занят носовыми костями. Последние узки и выпуклы в продольном и поперечном сечениях. На переднем конце в поперечном сечении они относительно более толстые и образуют особенно выпуклый свод, сообщающий носу необходимую прочность для уминания сырого грунта, в котором нередки камни и щебень. Сравнительно малая площадь носа (при его узости), соприкасающаяся с грунтом, способствует (при равной силе приложения) его уплотнению. Следует отметить относительно (к общей длине черепа) большую высоту затылочной кости у сурка Мензбира и малую площадь затылочного отверстия. Первое создает более выгодный рычаг при утрамбовывании земли, а второе увеличивает площадь для прикрепления мышц, поворачивающих и особенно поднимающих голову, что важно как для добывания корней, так и для уминания носом грунта. Имеется и ряд других особенностей в строении черепа, а также посткраниального скелета.
Сурки типичного подвида из верховьев рек Бадам и Сайрам по размерам и весу не отличаются друг от друга. М. т. zachidovi из Чаткальского хребта, по-видимому, несколько меньше размерами, но не исключено, что различие обусловлено недостатком данных (Петров, 1961). Длина тела взрослого сурка с Чаткальского хребта 40,7— 46,2 см, хвоста — 9,5—12,1 см (20—27% длины тела), ступни — 7,2—7,9 см, а вес в конце августа составляет 2600—4000 г и в конце мая—июле — 2100—2600 г. Вес М. т. menzbieri из верховьев р. Бадам приведен в таблице 62.
По данным П. А. Янушко (1951), в верховьях р. Сары-Айгыр (высота над ур. м. 3000—3200 м), в период с 24 мая по 16 августа 11 самцов весили 2500—4100, в среднем 3064 г, а восемь самок — 2000— 4000, в среднем 2966 г. По В. С. Бажанову (1958), осенью вес этого сурка достигает 4—5 кг, но последняя цифра, по-видимому, преувеличена.
Вес взрослых М. т. zachidovi из Чаткальского хребта, согласно Б. М. Петрову (1961), в конце мая — июне составляет 2100—2600 г, в конце августа—2600—4000 г. Взрослая (родившая) самка во второй половине августа (Чат-кальский заповедник, 2800 м над ур. м.) весила 3500 г, а самец — 3800 г.