Длиннохвостый, или красный сурок — marmota caudal а jacquemont. Типы поселений

Сурков обычно считают типично колониальными животными (Формозов, 1929; Н. Наумов, 1954; Тарасов, 1961). Однако Г. А. Кайзер (1939) отрицает наличие колоний у длиннохвостого сурка в Алайской долине. Это противоречие, по-видимому, происходит лишь потому, что само понятие «колония» применительно к млекопитающим, и в частности к суркам, в значительной мере не определенно.

Если понимать под колонией группу из нескольких семей сурков, живущих неподалеку одна от другой и на значительном удалении от следующей группы, то наличие колоний у описываемого сурка, по крайней мере, в заповеднике Аксу-Джабаглы, не вызывает сомнений, хотя встречаются изредка и односемейные поселения. Обычно же поселение состоит из четырех-шести семей, иногда, по-видимому, их бывает больше. Площадь, занимаемая поселением, достигает в некоторых случаях почти 1 км2, а расположены они одно от другого на расстоянии от 2—3 до 10—15 км.

Места обитания. Длиннохвостый сурок населяет весьма различные биотопы: от сухих степей северных предгорий Киргизского Алатау (1200—1300 м над ур. м.) до альпийских лугов Памира (высота до 4900 м). В центральной части Киргизского хребта близ границы с Казахстаном наивысшая точка, где еще встречены сурки, 3900 м — на перевале между реками Карабалты — Сусамыр (М. Н. Корелов, устное сообщ.). Считается, что это исключительно горный сурок, избегающий ровных мест и предпочитающий селиться на более или менее расчлененных склонах гор, лучше других сурков приспосабливающийся к лесной обстановке (Виноградов и Громов, 1952).

В западной части Таласского Алатау (район заповедника Аксу-Джабаглы) этот зверек, по нашим наблюдениям, распространен от 1800 м (ур. Дарбаза) до 3150 м над ур. м. (верховья р. Шунгульдук), т. е. от нижней границы пояса арчевых лесов до альпийских лугов включительно. В верховьях р. Шунгульдук, на 200 м выше поселения сурков уже был засыпанный обломками скал нижний конец ледника. На. добывание сурка на высоте 1700 м (предгорная степь) указывал Л. М. Шульпин (1948), а В. В. Шевченко сообщил о встрече его на высоте 1100—1200 м в низкогорной степи. Однако постоянные поселения на высоте 1100—1200 м, видимо, отсутствуют.

Поселения сурков отмечались нами как на почти ровных (10— 20°) участках, так и очень крутых (45—50°). Они располагались в условиях разной экспозиции, но в нижнем поясе обитания чаще на северном, а в верхнем — на южном склонах.

В поясе арчи (высота 1900 м, водораздел рек Бала- и Улькун-балдабрек) в районе ур. Дарбаза поселение, обследованное 21 июня 1961 г., располагалось в верхней трети крутого (45°) северного склона, поросшего древовидной арчой 10—12 м высотой и 30—40 (до 60 см) в диаметре, с кустами жимолости, ирги, шиповника, спиреи, боярышника и реже барбариса. Травянистый покров сомкнутый, высотой от 20 до 50 см, состоит из сочного разнотравья. Преобладали (под пологом деревьев и кустов) горошек кокандский и сныть лесная, в меньшем количестве произрастали смолевка тупозубчатая, ястре-бинка, тысячелистник обыкновенный, подмаренник настоящий, подорожник ланцетолистный, ежа сборная, люцерна тяныпанская и в еще меньшей степени другие; на открытых прогалинах была значительная примесь типчака и еще некоторых злаков. Весь участок покрыт мощным слоем мелкозема, и выходы на нем коренных пород отсутствуют даже на обрывистых участках склона. Грунт суглинистый, с примесью некрупной гальки, сухой. Микрорельеф слегка волнистый. Место защищено от ветров, и зимой здесь, очевидно, лежит равномерный рыхлый снежный покров.

Нередко сурок селится в лесном поясе (1800—2300 м над ур. м.) на лугах из высоких (100—150 см) зонтичных — ферулы (Ferula tenuisecta) и Prangos pabularia с обильной примесью ревеня Максимовича с его огромными (до 50—60 см в диаметре) листьями, эремуруса Регеля (до 2 м высоты), Selinum tianschanicum, местами Seseli тас-rophyllum, Eremostackys speciosa, Korolkowia Severzowii, Hypericum scabrum. Такие луга произрастают обычно на каменистых, часто крутых, южных, западных, реже восточных склонах. Здесь нередки выходы скал, в трещинах которых растет Spiraea pilosa, Ephedra equise-tina и Cotoneaster melanocarpa. Обзор для сурков в этих местах очень ограничен, норы, скрытые высокими растениями, мало заметны, поэтому зверьки очень привязаны к выступам невысоких скал, с которыххорошо видны окрестности. В подобных угодьях сурок обитает как в заповеднике, так и вне его. Только в этом местообитании зверек встречался М. Н. Корелову (1956) на юго-восточном склоне северной части Угамского и на западном склоне Пскемского хребтов. А Б. М. Петров (1963) считает, что этот сурок на Пскемском и Чаткальском хребтах даже предпочитает высокотравные участки, что вызывает, однако, известное сомнение, о причине которого сказано ниже.

В субальпийском поясе примером местообитания этого сурка может служить ур. Кульджейляу, лежащее на абсолютной высоте 2300 м, описанное 21 июня 1961 г. Оно вытянуто вдоль основания западного склона, в месте перехода арчового редколесья на каменистом субстрате в субальпийский луг на ровной полого всхолмленной поверхности. Часть поселения на склоне (крутизна от 10 до 35°) расположена среди редких (в 10—20 м одна от другой) крупных (диаметр ствола 20— 50 см, высота — 12—18 м) деревьев арчи и отдельных кустов жимолости, шиповника, стелющейся арчи, с частыми выходами крупных камней, под которыми в основном и находились норы. Микрорельеф неровный, грунт сухой, щебнисто-суглинистый. Растительность ксеро-фильного характера с участием типчака при общем покрытии около 60% поверхности. Высота травостоя 10—30 см.

Нижняя часть поселения расположена на почти ровной полого-холмистой поверхности, покрытой сплошным мощным слоем мелкозема. На этом участке поселения были разбросаны отдельные крупные обломки скал (высотой до 1,5 м), росли кусты жимолости, под которыми и находились норы. Грунт на возвышениях довольно сухой, суглинистый, со значительной примесью камней, в понижениях — черно-земообразный, довольно влажный от вытекающих из основания горы двух родников. Растительность — высокотравный луг (высота трав 30—50 см) со сплошным задернением почвы. В месте перехода склона к ровному лугу, на котором жили сурки, видовой состав растительности наиболее разнообразен. С одной стороны, здесь произрастают виды сухого каменистого склона (Hypericum scabrum, Hypericum elongatum, Eremurus sp., Scutellaria adsurgens, Festuca sulcata, Plantago lanceolata. Convolvulus lineatus, Alcea nudiflora, Agropyrum sp., Astragalus и др.), а с другой — мезофитного луга (Alopecurus pratensis. Dactylis glomerata, Poa pratensis, Carex sp., Potentilla Fedtschenkoana, Betonica foliosa, Tragopogon sp., Rindera oblongifolia. Allium sp., Schrenkia costata. Geranium collinum, Vicia kokanica. Medicago tian-schanica, Oxytropis aulieatensis, Aegopodium podagraria, Silene obtusi-dentata и др.). По сырым местам обычны Ligularia heterophylla, Rumex tianschanicus и Trollius sp. На сухом каменистом склоне сурки находят свежий корм ранней весной, а на лугу около воды — осенью, когда в других местах растения высохли или огрубели. Некоторые жировоч-ные норы расположены в 2—3 м от воды (рис. 103, 105).

Примером местообитаний этого сурка в альпийском поясе может служить поселение в верховьях р. Шунгульдук на абсолютной высоте 3000—3150 м, описанное 3 августа 1962 г. Оно размещается в трого-вой долине северного склона (20°) на протяжении примерно 2 км при ширине около 500 м. Зверьки обитают здесь на днище долины, а на склонах ее (больше на южных) селятся лишь в самом основании и то мало, хотя грунт и растительность позволяют заселять им гораздо большую площадь. Днище долины — это чередование моренных холмов (3—20 м относительной высоты) и лощин, то узких и длинных, то округлых и замкнутых, вытянутых преимущественно с севера на юг. Всюду, особенно на вершинах морен, разбросаны каменные глыбы, реже их нагромождения, в которых много пустот, доступных суркам. Почти все нагромождения камней обитаемы сурками. На малоснежных вершинах и южных склонах морен растительность низкорослая, ксерофильного характера. Она состоит в основном из мятлика альпийского (Роа alpina), ячменя туркестанского (Hordeum turkesta-nicum), типчака, Potentilla hololeuca, герани каменистой (Geranium saxatile), остролодки распростертой, сушеницы приземистой (Gnap-halium supinum), Tulipa dasystemon и др., при высоте травостоя 5— 15 см. На северных склонах и на днищах лощин, где поздно стаивает снег, растительность была совершенно зеленой. Преобладали там остролодка распростертая, гречишка гиссарская, гречишка блестящая, Allium atrosanguineum, Potentilla tephroleuca, Pedicu-laris Kirillowii, Puccinella humilis. Многие растения еще цвели. Высота травостоя 2—10 см. Моренные холмы в массе невелики по размеру, и в пределах одного семейного участка их умещается два-четыре, поэтому на небольшой площади сочетаются разные формы мезорельефа, с неодинаковыми высотой снежного покрова и растительностью. Сурки здесь находят сочный корм с ранней весны до поздней осени. Господствующие ветры зимой дуют с юга на север, поэтому с вершин и южных склонов морен снег сдувается и они довольно сухи. На северных же склонах и в лощинах снега много и он стаивает лишь в середине июля, а грунт там даже в начале августа довольно влажный.

Норы располагаются почти исключительно на вершинах и южных склонах морен и в основании южного склона долины, т. е. в наиболее обдуваемых ветром, малоснежных и сухих местах. Отсутствие нор на более крутых (30—40°) северных макросклонах (в т. ч. на ригелях долины) и малочисленность на северных склонах морен мы объясняем глубокоснежьем и сухолюбивостью сурка. Об этом свидетельствует и отсутствие нор в узких (а потому глубокоснежных) боковых распадках, а также в местах с обилием сазов.

Сурок Мензбира в том же районе аналогичные места населяет часто. Таким образом, мелкобугристый моренный мезорельеф на обдуваемых ветром местах, где снег залегает весьма мозаично, в альпийском поясе для длиннохвостого сурка оказывается наиболее благоприятным, так как, с одной стороны, здесь имеется сухой грунт для нор и раннее появление проталин, а с другой — глубокоснежные, позд-новытаивающие участки грунта с поздновегетирующей растительностью. Такие биотопы приурочены лишь к верховьям ледниковых долин и немногочисленны, что соответствует малочисленности поселений сурков.

На северных склонах центральной части Киргизского хребта (бассейн р. Карабалты), по наблюдениям А. А. Слудского, семьи сурков занимают средние части склонов небольших распадков, неглубокие пологие котловины с разнотравьем. Выше в горах (километров на 14 вверх от с. Сосновки) зверьки были многочисленней и обитали поселениями по долинам притоков р. Карабалты. Большинство поселений располагалось на пологих склонах, но некоторые — на крутых щебенчатых с разреженной низкорослой растительностью.

В альпийском поясе (район перевала Карабалты-Сусамыр) сурки обитают на моренах и в нижней части склонов ледниковых долин, выше границы стелющейся арчи. Низкотравные (высота трав 5—10 см), луга, состоящие из цветущих примул, лютиков и ярко-зеленых осочек, на которых расположены их норы, чередуются с крупноглыбовыми россыпями и снежниками, причем последние даже в начале июля занимали значительную часть площади (М. Н. Корелов, устное сообщ.). Более подробные данные для Киргизского хребта отсутствуют.

Эпизоотологическоеи эпидемиологическое значения. Впервые чума от длиннохвостого сурка выделена в 1929 г. в южной Киргизии (Калина, 1936). В дальнейшем она отмечена в 1948, 1951 и 1952 гг. лишь на небольшом участке восточной части Алайской долины в субальпийском и альпийском поясах (Лаврентьев и др., 1961). При этом выявлены слабая инфицированность возбудителем организма больных зверьков и несовпадение времени разгара эпизоотии и сезона охоты на них, что обусловливает незначительную эпидемиологическую активность очагов чумы, связанных с этим сурком (Классовский и др., 1958). В Казахстане чума (как и другие массовые заболевания) у длиннохвостого сурка не отмечена.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,176 сек. | 14.37 МБ