Для переправы через водные преграды рекомендуется пользоваться лодками и байдарками. Загрузка лодки(байдарки) должна быть равномерной. Рюкзаки укладываются невысоко, в средней части. Размещать членов группы следует так, чтобы корма была ниже носовой части. При переправе соблюдать правила безопасности.
Переправляться на плотах можно, если их размеры и грузоподъемность соответствуют виду и качеству различных пород древесины:
Порода дерева | Подъемная сила 1 м2 дерева, в кг | |
свежесрубленного | сухого | |
Тополь, кедр, пихта, ель | 250 | 500 |
Сосна, осина, ива, ольха | 200 | 450 |
Береза, лиственница, вяз, каштан | 150 | 400 |
~Дуб, ясень, клен, бук, граб | — | 300-200 |
Переправляться на лодках можно при соблюдении требований вместимости, приведенных в таблице:
Характеристика деревянной лодки
длина | ширина | высота | емкость | вес | вместимость |
в м | в м | в м | в м3 | в кг | (чел.) |
7,3 | 1,8 | 0,8 | 6,3 | 600 | 22 |
6,7 | 1,7 | 0,75 | 5,1 | 525 | 18 |
6,1 | 1,65 | 0,75 | 4,6 | 450 | 16 |
5,5 | 1,65 | 0,68 | 3,7 | 400 | 12 |
4,9 | 1,65 | 0,68 | 3,3 | 340 | И |
4,3 | 1,5 | 0,6 | 2,3 | 275 | 8 |
Для переправы можно использовать надувные матрацы. Из двух соединенных между собой матрацев и нескольких палок для жесткости связывается плот. Грузоподъемность такого плота до 150 кг. Один конец вспомогательной веревки прикрепляется к плоту, другой находится на берегу у группы, которая осуществляет им страховку. Первый, достигнув берега, привязывает еще один конец веревки с другой стороны плота. В дальнейшем плот веревками перетягивается поочередно с одного берега на другой (паромная система).
Можно использовать и другой способ передвижения парома. Между берегами натягивается основная веревка. К ней пристегиваются карабином, который привязан к короткому концу (около 1 м) репшнура, идущего от плота. Плот двигается за счет течения. Вещи следует располагать равномерно и привязывать. В целях безопасности переправляться следует по одному.
Для переправы можно пользоваться и деревянными саликами, но при прохождении сложной переправы рекомендуется брать с собой разборный катамаран. Катамаран состоит из двух одинаковых легких гондол, в которые вкладывают б—8 надувных волейбольных камер. Две гондолы и несколько реек (сучков) соединяют между собой и получается надувной плот. Дальше переправа проходит, как описано выше.
В очень редких случаях переправа осуществляется на лошадях. При этом способе переправы глубина брода не должна превышать 1,3 м при скорости течения до 2 м/сек, глубина 0,8 м при скорости течения до 3—4 м/сек. При переправе верхом нужно давать лошади некоторую свободу в выборе пути. Если осуществляется групповое преодоление брода верхом через быструю реку, сильных лошадей нужно ставить несколько выше по течению, чтобы они принимали силу течения на себя. При малом количестве лошадей переправа группы осуществляется челноком. Возможен и другой способ переправы, когда переправляющиеся переходят реку вброд или плывут рядом с лошадью, придерживая руками стремя. Перед переправой рюкзаков содержимое внутри них нужно переложить в полиэтиленовый вкладыш. Переправа верхом с рюкзаком недопустима.
При переправе по воде необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности:
запрещается переправа в штормовую погоду;
нужно не перегружать судно людьми и грузом;
при переправе на матрацах, катамаране, салике вначале проверить надежность соединения и грузоподъемность, ниже по течению выставить посты перехвата;
переправляться верхом на лошади только по одному;
способом преодоления реки вплавь вместе с лошадьми могут пользоваться только хорошо умеющие плавать.