Серый сурок оседл, но у него наблюдаются перемещения: при расселении из зимних нор в летние (на пересеченном макро- и мезорельефе), смене кормовых участков, расселении половозрелых зверьков, изменении численности. Известны более дальние непериодические перемещения типа миграций и перемещения из-за деятельности человека (Бибиков, 1962).
Расселение сурков из зимовочных убежищ в летние происходит недели через две-четыре после их выхода из нор по окончании спячки. Оно охватывает почти все населенные норы (самка с детенышами часто остается в зимовочной норе), но дальность его обычно не превышает нескольких десятков метров. Наблюдения за окрашенными сурками показали, что летом они очень подвижны, посещают много нор и нередко один зверек ночует в разных убежищах. Перед спячкой особи, выселившиеся из зимовочных убежищ, снова возвращаются в них. Однако смена зимовочных нор на летние, очевидно, бывает не повсеместно и на плоских местах с невыраженным мезорельефом происходит редко.
Расселение полувзрослых (двухлетних, трехлетних) зверьков начи нается примерно через полтора месяца после выхода их из нор, обычно одновременно с выселением сурков в летние норы и с рождением молодых (Бибиков, 1962). Нередко такие сурки оседают в новых семьях или образуют пары и селятся недалеко от родительских нор, но во многих случаях (данные кольцевания) уходят далеко, на 1—4,5 км. Выселяются зверьки иногда за год до достижения половозрелости, а иногда по ее достижении. Расселяющиеся зверьки составляют лишь 10—12% популяции (Бибиков, 1962).
Перемещения сурков при смене кормовых участков часто совпадают с их переходом из зимовочных нор в летние и в ряде случаев обусловлены именно последним. Однако там, где кормовые условия сильно меняются вследствие выгорания растительности (в нижнем поясе гор), то из-за холода и слабой вегетации (в верхнем поясе) растений, перемещения и, следовательно, переселения в другие убежища вызвано именно сменой кормовых участков и носят часто вертикальную направленность: в нижнем поясе при засухе — вверх, где бол£’ влажно, а в верхнем при похолодании — вниз, где теплее и суше (Бибиков, 1959; Бибиков и др., 1960; Тарасов, 1961; Крылов, 1963). Перемещения этих зверьков проявляются лишь в годы, особенно неблагоприятные в кормовом отношении. В условиях сложного мезорельефа дальность перемещений меньше, чем на более сглаженных участках.
При избытке сурков в оптимальных местообитаниях они вынуждены расселяться в худшие места (Иофф и др., 1951) и, наоборот, существует постоянный приток сурков из худших местообитаний в лучшие, например из опустыненной степи холодного альпийского пояса в более кормный субальпийский с его лугостепями (Бибиков, 1959; Бибиков и др., 1960). Эти перемещения не имеют широкого распространения и чаще вызваны деятельностью человека (истребительные работы, промысел и т. д.). При создающейся в результате этого разреженной плотности населения отдельные уцелевшие в разных семьях сурки покидают свои норы и концентрируются в лучших угодьях, образуя немногие семейные, а в дальнейшем и крупные поселения, в которых интенсивно размножаются и вновь заселяют пустующие норы (Бибиков, Жирнова, 1956 и др.).
Дальние (10—20 км) выселения, когда животные попадают в состав другой популяции или на территорию, даже не заселенную сурком, по-видимому, бывают относительно редки, а причины их плохо известны и, вероятно, различны. Д. И. Бибиков (1962) установил ряд фактов дальних переселений сурков в Терскей Алатау (Казахстан) и дважды встретил мигрирующих одиночек — взрослых самку и самца в Ке-генской долине, в 3—5 км от ближайшего (возможно, исходного) их поселения. До следующего места обитания сурков им предстояло пройти не менее 15 км. На их пути в нескольких могильных курганах обнаружены временные убежища, а возле одного из них — сурок. Возможно, мигрирующие с хребта Кетмень в Терскей Алатау зверьки постоянно двигаются этим путем, от одного убежища к другому. По предположению здесь их проходит ежегодно несколько десятков (Бибиков, 1962). Вероятно, подобные постоянные пути переходов сурков существуют в Кайнарском горном массиве между горами Жаксы-абралы и Жаманабралы. Здесь на щебенчатой полупустынной равнине (на удалении 3—4 км от ближних поселений сурков), непригодной для постоянного обитания зверьков, в 1964 г. мы встретили их временные норы. Во время миграций сурки переплывают реки (Чу у Ор-токоя) и, согласно Д. И. Бибикову (1962), преодолевают высокие перевалы, а иногда заходят в безжизненные осыпи к вечным снегам (Тарасов, 1961). По немногочисленным пока данным, чаще мигрируют взрослые и полувзрослые самцы, а также яловые и полувзрослые самки, преимущественно в середине лета (Исмагилов, 1950; Бибиков. 1962). Наиболее часто сурки двигаются при этом вдоль подножья склона и по долинам рек, где расположены лучшие для них угодья (Чекалин, 1961).
В 1945 г. в Алма-Атинском заповеднике (Заилийский Алатау) наблюдалась миграция сурков во многих местах, в разные стороны от своих поселений. Зверьки появились в местах, где их раньше не было (Зверев и Келейников, 1947). Сходное явление отмечено в этом же году и на Алтае (Н. Е. Коновалов, устное сообщ.). До 1944 г. в ур. Карачин-галик (Чалдагатус) сурков было много, а в 1945 г. их там уже не встречалось, все перешли на склон Бухтарминского озера, где их до этого не наблюдали. Сурки перекочевали на три километра.
Довольно часты, хотя и не повсеместны перемещения сурков из-за выпаса скота, когда постоянное беспокойствоовцами,собакамии людьми заставляет их подниматься вверх по склону или по долине (Исмагилов, 1950). Однако после ухода овец с пастбищ сурки обычно возвращаются на прежние места, которые благодаря обильному удобрению экскрементами и мочой скота имеют своеобразную (отчасти сорную) долго вегетирующую растительность, привлекающую зверьков. В последние годы некоторые низкогорные и среднегорные местообитания сурков распаханы под зерновые культуры и зверьки, ранее многочисленные там, через один-два года на посевах исчезли полностью; большая часть их переселилась на ближайшие склоны (Бибиков, 1962).
Таким образом, сурок, вопреки сложившимся мнениям, склонен к частым перемещениям, что имеет положительное значение (быстрее восстанавливает численность) и отрицательное (разносит чуму). Быстроте и дальности перемещений способствуют и черты строения его конечностей, отмеченные выше.