Этот вопрос не изучен. Можно предположить, что как и у других сурков, резких изменений численности нет. Однако колебания интенсивности размножения (см. «Размножение»), особенно в нижнем поясе обитания, у этого сурка, несомненно, имеются. Обусловливаются они, вероятно, засухой и пониженной упитанностью самок, что вызывает изменение возрастного состава популяции. Стихийных бедствий и болезней не отмечено. Основной же фактор, снижавший численность сурка Мензбира, неупорядоченный промысел.
Практическое значение. Сурок Мензбира — ценный пушной зверь. Однако значение шкур этого зверька в пушных заготовках Казахстана было невелико из-за его малочисленности и очень ограниченного распространения. Даже в лучшие годы (40-е текущего столетия) заготавливалось не больше 2500 его шкурок, а после 1960 г.— вчетверо меньше. Например, на Ленгеровский приемный пункт в последние пять лет до запрета промысла в 1962 г. ежегодно поступало не больше 300 шкурок.
Причина снижения заготовок шкур заключалась, во-первых, в том, что значительная территория (Бостандыкский район), населенная сурком, передана Узбекистану; во-вторых, снизилась численность зверьков на оставшейся территории; в-третьих, большая часть охотников не сдавала шкурки, а использовала их для своих нужд. Местным населением очень ценится жир сурка, имеющий целебные свойства, ценно и мясо, вкусное и питательное, употребляемое в пищу многими охотниками. Некоторые лица (в основном рабочие геологических партий) охотятся на сурка специально из-за мяса, добывая его все лето, даже молодых зверьков, чем наносят их поголовью большой урон.
Добывали сурка в основнбм капканом № 3, нередко ружьями (подкарауливая у нор), реже проволочными петлями. Последний способ вреден тем, что поставленные во множестве петли проверялись довольно редко, иногда их после окончания промысла даже не снимали. Петли отпугивали сурков от их нор, а попавшиеся зверьки либо погибали от удушения, либо сильно травмировали себя проволокой. Несколько раз мы ловили сурков, побывавших в петле, с ободранной голой шеей.
В настоящее время охота на сурка Мензбира в Казахстане и Узбекистане запрещена.
Сурок Мензбира — эндемик Западного Тянь-Шаня, причем в Казахстане (и только здесь) обитает особый его подвид. Он представляет большой интерес для науки, тем более, что в коллекциях научных учреждений даже нашей страны (не говоря уже о зарубежных) представлен единичными экземплярами. Нет этого сурка и в зоопарках, хотя он прекрасно переносит неволю и должен занять свое место среди содержащихся там зверей. Таким образом, этот зверек — прекрасный объект зооэкспорта.
В целях сохранения этого сурка его следует расселить в заповеднике Аксу-Джабаглы и возле него с тем, чтобы изучать и сохранять.
Расселяя этого зверька, его нужно выпускать партиями по 50, а по возможности в 100 голов, сконцентрировав выпуск в одном месте. Следует выпускать взрослых зверьков при соотношении самцов и самок 1 : 1. Отлов и выпуск нужно проводить в начале лета, чтобы зверьки успели подготовить норы для спячки и накопить достаточно жира. Выпускать зверей необходимо возле естественных убежищ (крупнокаменистые россыпи, расщелины в скалах и т. д.) или при их отсутствии предварительно устроить искусственные норы, куда зверьки могли бы прятаться от опасности в первое время после выпуска.
Одно из подходящих мест для выпуска сурка Мензбира в заповеднике — верховья ледниковой долины р. Шунгульдук (район кордона «Дарбаза»).