Для маршрутов некатегорийных походов, а также маршрутов первой категории сложности приемлем любой вид плавучих средств. Он должен обладать такими ходовыми качествами, общими для всех судов: плавучестью, ходкостью, устойчивостью на курсе, остойчивостью, маневренностью, прочностью и достаточной грузоподъемностью. Для водного туризма можно использовать следующие разновидности легких гребных судов.
Вельбот. Это четырех- или шестивесельная шлюпка с острой кормой. На ходу она значительно легче ялов, но обладает меньшей грузоподъемностью.
Ялик ленинградский («фофан»). Это широкая двухпарная лодка. Осадка около 30 см. Запас плавучести невелик, но возмещается большой остойчивостью. В этой лодке можно разместить 4—5 человек с грузом.
Плоскодонка. Это судно с плоским днищем. Тяжелое на ходу, но удобное для мелководья. Для больших водных пространств плоскодонка не годится, так как на волне шлепает днищем, а набрав воды, резко теряет остойчивость.
Байдарка. Это самое легкое из всех судов, которые используются в туризме. Судно имеет сигарообразной формы корпус с острым носом и кормой, запалубленный. Палуба-дека в средней части с отверстием для гребцов (коктип). В носовой и кормовой частях имеются емкие полости (форпик спереди и ахтерпик — сзади). Их можно использовать для укладки походного имущества. Байдарки типа «Салют» выпускаются с рулями. Ими управляет при помощи ножных педалей передний гребец. По конструкции байдарки бывают жесткие, полужесткие, разборные и надувные. В туризме сейчас используют преимущественно разборные байдарки. Они обладают прекрасной остойчивостью, но прочность и жесткость корпуса довольно слаба. Существуют и надувные байдарки. Это судно состоит из .двух— трех трубчатых поясов, перекрытых в носу и корме деками и образующих несколько отдельных отсеков. Но вместительность очень мала и поэтому в туризме это судно широкого применения не имеет.