Среди рыб, населяющих тропические воды, попа-дается немало видов, которые природа наделила ядовитым оружием. Ядовитые шипы у рыб расположены в самых различных местах. Например, у звездочета (Uranoscopusscaber) они находятся на жаберных крышках, по одномус каждой стороны; у зигановых (Siganidae) в ядовитые шипы превратились первый и последний лучи брюшных плавников.
Шипы бывают самой различной формы — длинные, тонкие, словно пики, изогнутые, как хирургические иглы, гладкие и зазубренные.
Рыбы-хирурги из семейства Acanthuridae снабжены всего одной такой колючкой, расположенной у хвостового плавника; рыбы-жабы, принадлежащие к семейству Batrachoidae, имеют по два спинных и два украшающих жаберные крышки острых шипа, а вот, например, крылатка (Pterois volitans) имеет целый арсенал, состоящий из 18 ядовитых шипов. Кстати, красная крылатка из семейства морских ершей (Scorpaenidae), известная также под именем рыбы-зебры, рыбы-бабочки, является одним из самых ядовитых обитателей тропических вод. Погрузившись в воды лагуны кораллового атолла, на небольшой глубине можно встретить эту удивительно красивую рыбку, раскрашенную, словно зебра, коричневыми или розовыми полосками. Она будто парит в воде, чуть шевеля прозрачными лентовидными плавниками. Но эти изящные, нежные плавники-веера скрывают длинные тонкие ядовитые шипы. Их укол, как удар тока, вызывает острую, пронизывающую боль.
Крайне опасен для человека яд бородавчатников (Synanceidae), особенно одного из представителей этого семейства — бугорчатки ужасной, или камень-рыбы (Synancea horrida). Это небольшая, до 40 см, рыба с уродливой головой и причудливым, лишенным чешуи, телом, покрыта множеством бородавок. Ее короткие, крепкие, как железо, шипы скрыты в толще бородавчатой кожи. Это 13 лучей-колючек спинного плавника, 33 — анального и 2 — брюшного, снабженных валикообразными ядовитыми железами. Бугорчатка — донная рыба и большую часть жизни проводит, зарывшись в песок, прижавшись к расщелине скалы или затаившись среди зарослей кораллов. Она так похожа на бурый обломок камня, что заметить ее нелегко. Бродя по мелководью лагуны, можно невзначай наступить на нее, и тогда стреляющая боль пронизывает человека с ног до головы. Нередко после укола пострадавший теряет сознание. Кожа вокруг раны становится синюшной, окруженной воспалительным венчиком. К пораженной конечности нельзя прикоснуться. Больной кричит, мечется. Развивается паралич конечностей. Опухоль ползет вверх, захватывает голень, бедро. Нередко эти явления сопровождаются сердечной недостаточностью, бредом, рвотой, судорогами, кожа у места укола некротизируется. Явления нарастают в течение 5—8 часов, но затем могут пойти на убыль. Смертельные исходы не являются редкостью.
К числу ядовитых, хотя и менее опасных, чем описанные выше крылатки и бородавчатники, относятся средиземноморский талассофрин (Thalassophrynae reticulata),морские дракончики из семейства Trachinidae и морскиеерши (Scorpenidae), встречающиеся в Атлантике, Средиземноморском и Черном морях.
Хотя они менее опасны, чем крылатка или камень-рыба, однако описано немало случаев тяжелых последствий, вызванных уколами их ядовитых шипов.
Особое место занимают скаты-хвостоколы (Trigon pastinaca, Т. limma, Т. grabatus и др.), ядовитый аппарат которых состоит из длинного, 10—15-сантиметрового, зазубренного шипа и желез, вырабатывающих яд нейротропного действия. Укол хвостокола напоминает удар тупым ножом. Боль, быстро усиливаясь, через 5—10 минут становится совершенно нестерпимой. Местные явления (опухоль, покраснение) сопровождаются обмороком, головокружением, нарушением сердечной деятельности. В легких случаях выздоровление наступает быстро, тяжелые — могут привести к смерти от паралича сердца. Электрический скат встречается как в открытых водоемах, так и в песчаных и илистых поймах тропиков и субтропиков. Электрический скат или, как его еще называют, торпедо, вызывает парализующий шок. Встречи с ним редко бывают неожиданными.
В тропиках встречаются различные рыбы, в мясе и внутренних органах которых содержатся токсические вещества, опасные для здоровья человека. К таким рыбам относятся представители семейства двузубых (Diodontidae), в частности причудливая еж-рыба (Diodon hystrix), которая в минуту опасности набирает воздух и всплывает на поверхность, превращаясь в шар, покрытый колючими иглами; рыбы из семейства молид (Molidae), например, луна-рыба (Mola mola), чья печень, икра и молоки весьма ядовиты; представители широко распространенного в Тихом,
Индийском и Атлантическом океанах семейства спинороговых (Balistidae).
Но особенно тяжелые отравления вызывают печень, икра, молоки рыбы, называемой японцами фугу (Tetrodon Vermicularus). Ее округлое тело, лишенное чешуи, окрашено в серо-коричневые тона, брюшко — белое. На спине и боках видны червеобразные и круглые темно-коричневые пятна. Челюсти фугу с четырьмя долотовидными зубами образуют своеобразный клюв, разделенный посередине швом.
Тетродотоксин — действующее начало яда футу — был открыт японским ученым Тахара. Тетродотоксин поражает отростки нервной клетки — аксоны, блокируя передачу нервных импульсов. Он в 10 раз ядовитее знаменитого кураре, а по своей активности в 160 тысяч раз превосходит кокаин.
Для отравления ядом фугу характерны такие симптомы (появляющиеся через 10—15 минут после еды), как зуд губ и языка, расстройство координации движений, обильное слюноотделение, мышечная слабость. 60 % людей, отравившихся фугу, погибает в течение первых суток.
Особое место среди заболеваний, возникших при использовании в пищу мяса тропических рыб, занимает сигуатера — особенность этого отравления в том, что его может вызвать рыба, которая еще вчера была совершенно безопасной для здоровья человека.
Наибольшая вероятность отравления сигуатоксином (так называется этот загадочный яд) возникает при употреблении мяса мурены, барракуды, группера, лутиана, каранкса и некоторых других обитателей тропических вод.
Обычно первые признаки заболевания — покалывание и онемение языка и губ, появление сухости и металлического привкуса во рту — появляются через несколько часов после трапезы. К ним присоединяются сильные рези в животе, боли в суставах, мышцах конечностей. Нередко эти явления сопровождаются рвотой и поносом. Часто наблюдается общая слабость, падение артериального давления, замедление пульса. Наиболее характерным симптомом является извращение температурной чувствительности. Нагретые предметы кажутся холодными, а холодные — горячими.
Заболевание редко заканчивается смертью, хотя в тяжелых случаях наблюдаются параличи и парезы скелетной мускулатуры.
Причина превращения рыбы из неядовитой в ядовитую до сих пор точно не выяснена, однако, по всем данным, она — результат питания рыбы планктоном, содержащим токсичные динофлагелляты. Их яд, постепенно накапливаясь в тканях рыбы, делает рыбье мясо опасным для человека.