Первое и наиболее опасное последствие кораблекрушения — это паника среди пассажиров. Возникает она, как правило, спонтанно и развивается молниеносно. Человек, охваченный паникой, плохо соображает, и часто толпа становится опаснее непосредственного стихийного бедствия или аварии, которые и вызвали паническое состояние людей. Паника редко начинается сразу у нескольких людей, ее зачинщиком чаще всего становится один человек. Именно поэтому команде корабля надо постараться вычислить человека или нескольких человек, способных создать хаос, т. е. являющихся потенциальными паникерами. При длительном плавании пассажирского судна, когда все пассажиры на виду, такого человека или нескольких человек можно вычислить заранее и обратить на них особое внимание. Как правило, люди, подверженные паническим состояниям, даже в обычных условиях легко возбудимы, проявляют повышенную раздражительность, вечно бывают чем-то недовольны, зачастую высказывая это в резкой форме.
Расчеты, сделанные на основании анализа многих аварий и катастроф в самых различных ситуациях и на разных видах транспорта, показывают, что вероятность спасения при организованном выходе из зоны аварии, катастрофы или стихийного бедствия и, в частности, оставлении судна, терпящего бедствие, выше панического в 4—47 раз (в зависимости от типа спасательного средства).
Большие современные суда имеют достаточно высокую скорость движения, поэтому столкновение с айсбергом, другим судном или посадка на мель могут привести к крупным повреждениям (пробоинам) корпуса, резкому наклону судна и даже разламыванию его пополам. Особенно это опасно ночью, когда ночью паника среди пассажиров еще более вероятна.
Крупнейшие морские катастрофы XX века
15 апреля 1912 года английский пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1503 человека.
29 мая 1914 года канадский пассажирский лайнер «Эмпресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстадт». Погибло 1012 человек. 27января 1949года китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинь-Юань» столкнулись в Тайваньском проливе. Погибло 1500 человек. 20 декабря 1987года филиппинский каботажный теплоход «Дона Бас» столкнулся с танкером «Виктор» неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули, погибло около 3000 человек. Вероятно, это самая крупная катастрофа на море в мирное время.
28 сентября 1994 года эстонский морской паром «Эстония» затонул ночью во время шторма в 100 км от шведского берега. Погибло 852 человека.
Чтобы избежать панического страха перед неизвестностью, каждый пассажир должен не только изучить инструкцию по поведению во время катастрофы, но и ознакомиться с расположением спасательных плавсредств, особенно тех, которые указаны в каждой конкретной инструкции, имеющейся в его каюте, то есть тех, возле которых он должен находиться по сигналу тревоги. Лучше всего даже несколько раз пройти этот маршрут от своей каюты до спасательного плавсредства и хорошо его запомнить, так как ориентироваться во время катастрофы, особенно ночью, очень нелегко.
Решение о необходимости оставить судно принимается капитаном, поэтому:
посадка в шлюпки или спасательные плоты производится только по команде с мостика;
в первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым, старикам и инвалидам;
с собой разрешается брать только документы, спички или зажигалку, деньги, личные лекарства, одеяло. Все другие предметы и личные вещи брать в спасательное плавсредство запрещено!
последним покидает корабль капитан.
В основе этих жестких этических правил лежит целесообразность, подтвержденная всеми происходившими катастрофами судов на море.