Экстремальные ситуации в пустыне
авария транспортного средства: мотоцикла или автомобиля; аварийная или вынужденная посадка вертолета, самолета, воздушного шара;
группа туристов, геологов, нефтяников и т. п. заблудилась среди барханов или на большом такыре (солончаке) и потеряла направление.
В самом начале каждая из перечисленных ситуаций экстремальной может и не являться. Скорее, она аварийная с элементами катастрофической. Но последующее развитие событий может привести к ситуации экстремальной.
Факторы, приводящие аварийную ситуацию к экстремальной:
травмы людей во время аварии и невозможность оказать квалифицированную помощь (нет человека, умеющего эту помощь оказать, или отсутствие необходимых медикаментов); невозможность транспортировки пострадавших; отсутствие средств ориентирования и неумение ориентироваться без карты и компаса в незнакомой местности; сложные погодные условия: песчаная буря или мороз и ветер зимой в пустынях умеренного пояса;
отсутствие источника воды, незнание, где и как ее искать, нет запаса воды или он сильно ограничен;
отсутствие единого руководителя (лидера), что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций и принятие неправильных решений о дальнейших действиях.
Поэтому при аварии или катастрофе транспортного средства категорически нельзя уходить от места аварии. Связано это с тем, что: возле даже разрушенного транспортного средства (если оно не взорвалось) всегда легче укрыться от непогоды, сильной жары и хищных зверей;
транспортное средство легче увидеть спасателям (как с воздуха, так и с земли), так как вас обязательно будут искать; в транспортном средстве всегда есть аптечка, некоторый запас воды и пищи, необходимые инструменты.
Практика показала, что все потерпевшие аварию в пустыне погибали от жажды из-за того, что уходили от транспортного средства в неизвестном для спасателей направлении.
Но если все же принято решение выходить к людям самостоятельно, то необходимо помнить следующее:
1. Дороги в пустыне — это сложное переплетение широких и узких троп и тропинок, веками протоптанных караванами кочевников. Тропы эти иногда теряются среди барханов, постоянно дующие ветры заметают их песком, но все же они хорошо видны с самолета и даже угадываются с высокого бархана. С земли их можно обнаружить и по верблюжьему помету, который скапливается в понижениях между песчаными барханами. Другое дело такыры и солончаки. Здесь любая колея или верблюжья тропа сохраняется несколько лет. Но каждый водитель автомашины, в отличие от лошади или верблюда, выбирает свою дорогу. И поэтому такие дороги представляют хитроумное переплетение следов. Бывает, что ширина такой «дороги» может достигать до 2 км.
2. И в пустынях Северной Африки, и в пустынях Азии места соединения дорог обозначаются какими-либо знаками:
в Алжирской Сахаре — это деревянные столбы с указанием расстояний от одного оазиса до другого;
в азиатских пустынях — это воткнутые в песок или такыр крупные стволы саксаула или песчаной акации с повязанными на них яркими кусками материи;
в каменистых пустынях, например в Гоби, это груды камней в виде пирамиды высотой в 2—3 м с палкой в верхней части. Устраивают такие пирамиды на возвышенных участках пустыни, чтобы их можно было увидеть издалека.
3. Как правило, все тропы и дороги в пустыне соединяют между собой колодцы, оазисы, поселения пастухов. Однако расстояния между колодцами разные — 25—65 км на больших караванных путях и до 150 км в сухих пустынях Африки, Азии и Южной Америки таких, как Руб-эль-Хали, Ливийская, Намиб, Такла-Макан, Атакама.
4. Переход по пустыне в дневное время крайне затруднен из-за высокой температуры, приводящей к высоким физическим нагрузкам и, следовательно, к обезвоживанию организма. Кроме того, высокая солнечная радиация создает угрозу быстрого перегрева организма и может привести к тепловому или солнечному удару. Поэтому движение по пустыне в летнее время лучше всего производить рано утром или поздно вечером. Выходить надо с утренней зарей и двигаться до 10 ч утра, затем отдыхать в импровизированном укрытии (о нем будет сказано ниже) примерно до 6 ч вечера, пока не спадет дневная жара. При особой необходимости можно двигаться и ночью, ориентируясь по звездам.
Следует учесть, что принимать решение о переходе в поисках воды и населенного пункта (оазиса) можно лишь в том случае, когда:
есть абсолютная уверенность в возможности такого перехода, хорошо продуман маршрут; имеется карта, компас и местность немного знакома;
знакомы особенности ориентирования в пустыне;
дневной переход не превышает 10—20 км, и это расстояние группа
или один человек в состоянии пройти за 4—6 ч;
запас воды составляет норму из расчета не менее 8 л на человека в
день;
одежда (особенно головной убор и обувь) соответствует условиям. Головной убор можно изготовить из белого куска материи (например, майки или рубашки). Такой головной убор напоминает бедуинский бурнус. Глаза необходимо защитить темными очками или кусками материи с узкими прорезями, как показано на рисунке. Рот и нос лучше всего завязать платком, а на ботинках или кроссовках соорудить бахилы из любой плотной ткани. Это необходимо, чтобы внутрь обуви не попадал песок; никогда не пытаться загорать в пустыне, закатывать рукава рубашки, идти в шортах. Солнечная радиация настолько велика, что ожог кожи тела наступает уже через 10—20 минут.
При переходах по песчаным пустыням лучше всего придерживаться межбарханных понижений. Здесь более плотный песок и в случае необходимости легче добыть воду. Но ориентироваться в таких условиях достаточно сложно, так как нет возможности выдерживать нужное направление движения и совершенно нет ориентиров. Такое движение возможно только при наличии компаса.
Одной из серьезных опасностей во время перехода по песчаной пустыне — это возможность быть застигнутым песчаной бурей. В различных пустынях она имеет свои названия, но наиболее знакомое для всех — это самум. Предвестник песчаной бури в любой пустыне мира — звенящая в ушах тишина. Ветра нет совсем, появляется ощущение невероятной духоты, нехватки кислорода. На горизонте возникает темное, почти черное, облако, которое быстро приближается и вскоре закрывает все небо. Внезапно возникает странный звенящий металлический звон.
По глинистым и каменистым пустыням идти не менее сложно, чем по песчаным. И хотя местность достаточно ровная и просматривается иногда на большое расстояние, существует реальная возможность отклониться от намеченного маршрута из-за отсутствия четких ориентиров. Кроме того, движение по ровному, как стол, и твердому, как бетон, такыру отрицательно воздействует на ступни ног, а переход по соляной или солончаковой пустыне быстро приводит обувь в полную негодность из-за острых граней соляных корок, по которым приходится постоянно идти.
Довольно часто в пустынях возникают миражи, что тоже является проблемой для обессиленных людей. Как же велика бывает горечь разочарования от того, что возникшие на горизонте озеро, город, пальмы оказались лишь призраком и растаяли так же быстро, как и появились!