Ходить в горах наугад с целью сокращения пути — крайне недопустимо, так как это может привести к тяжелым непоправимым последствиям, например выходу на крутую осыпь с вертикальными уступами, непроходимые скальные участки, крупные ледниковые трещины, глубокие каньоны с отвесными стенами и т. п.
Большое значение для передвижения в горах имеет поверхность горных склонов: каменистая, с растительностью или без нее, крутизна склона, наличие снега и льда, осыпи и скальных участков.
Может оказаться, что человек или группа людей, оказавшиеся в горах вследствие аварии автомобиля или летательного аппарата (самолет, вертолет, планер, воздушный шар), совершенно не знакомы с техникой передвижения в горах. Давать исчерпывающие рекомендации на страницах данной книги бессмысленно, так как технические навыки чтением правил усвоить невозможно — нужна определенная практика, но вот дать некоторые советы, как поступить в той или иной ситуации и как лучше всего выбрать направление движения, его ритм и соблюсти при этом элементарные правила безопасности, можно.
В горах следует знать и помнить, что:
чем обрывистее участок, тем медленнее по нему надо двигаться; вес переносимого груза не должен превышать одну треть массы тела, иначе резко усиливается нагрузка, быстрее нарастает общая усталость всего организма, что ведет к перенапряжению и потере внимания;
в зависимости от крутизны склона, веса несомого груза и физической подготовленности необходимо делать кратковременные остановки через каждые 25—45 мин передвижения; отдых использовать максимально эффективно, расслабив все мышцы тела, и если отдыхать приходится стоя, то перенести центр тяжести тела на локти и ягодицы, чтобы отдохнули мышцы ног и спины; при ухудшении самочувствия, сильной отдышке или учащении пульса свыше 120 уд/мин надо остановиться на несколько минут и отдышаться. Движение возобновить только после нормализации пульса;
крутой склон, поросший травой, на котором скользят ноги, преодолевают зигзагом (серпантином) или «елочкой»; при преодолении снежного крутого склона выбивают ступени, хорошо их утрамбовывая;
чтобы не терять равновесия на крутом склоне, вес тела переносят, опираясь на всю ступню;
при передвижении по гребню надо держаться ниже наветренной стороны, особенно если склон покрыт снегом, так как в этом случае снег здесь плотнее;
снежные мосты через трещины желательно при возможности обойти. Если это не возможно, то проходить такой снежный мост только поодиночке с обязательной страховкой. Если вы один, то лучше не рисковать и искать обходной путь;
лавиноопасный склон преодолевать быстро (если нет возможности выбрать другой путь), молча, стараясь идти след в след, так чтобы не образовалась траншея, но с большим интервалом, необходимым для преодоления лавиноопасного участка. Признаками лавинной опасности являются состояние погоды, крутизна склона и время суток. Но наиболее благоприятные условия для образования мокрых лавин возникают от сильных и обильных снегопадов (особенно весной), после которых наступает теплая и ясная погода. Под солнечными лучами снег подтаивает и на крутом склоне (чаще всего травянистом) может соскользнуть громадной снежной доской без видимых на то причин. Но при обильном снегопаде через 3—4 дня возникают и сухие лавины, образованные большим скоплением сухого свежевыпавшего снега; при возможности выбора маршрута в лавиноопасной зоне предпочтительнее двигаться по склону, поросшему кустарником или деревьями, с выходами коренной породы, и избегать крутых узких долин и ущелий. Лучше всего преодолевать лавиноопасные склоны рано утром;
спуск в долину лучше всего производить по пологому гребню, не выходя на крутые склоны;
если возникает необходимость спускаться по осыпи, то ни в коем случае не прямо вниз, а наискосок серпантином, ставя ногу на всю ступню, предварительно опробовав камень на устойчивость; двигаться по осыпи с интервалом и так, чтобы не находиться друг над другом из-за возможности сбросить камень на голову внизу идущего;
необходимо учитывать, что крутая осыпь может прийти в движение от громкого крика, или неосторожного движения по ней, или от сброшенных камней;
на случай обвала осыпи надо заранее наметить возможное укрытие; если осыпь не просматривается до конца или она очень крута, то движение по ней вниз опасно — она может закончиться обрывом; некоторые горные якобы «тропы» таковыми не являются, так как образуются за счет сползания грунта и никуда не ведут, но также могут быть протоптаны горными козлами и выводят на отвесные скалы;
движение по узкому каньону опасно — возможно попадание на отвесные участки, которые нельзя обойти из-за крутизны склонов; при выходе в широкую горную долину, ущелье с ручьем или рекой надо двигаться вниз по течению с предварительной разведкой пути на возможность движения вдоль берега (нет ли нависающих скал и водопадов);
при необходимости преодоления горных рек вброд следует делать это в ранние утренние часы, так как уровень воды в эти часы минимальный и резко возрастает только к полудню за счет таяния снега и льда под лучами солнца;
при пересечении горного потока место переправы следует выбирать в местах наибольшего разлива, там, где течение наиболее спокойное. Но надо учитывать, что дно с мелким песком опасно — песок обильно пропитан водой и может засосать человека так же, как трясина на болоте. Отсутствие бурунов и водоворотов говорит о том, что дно ровное, но в этом месте может быть достаточно глубоко; найдя подходящее место для переправы, реку пересекают наискосок, вверх по течению и лицом к нему. Ногу переставляют, не вытаскивая из воды, плавно и без рывков, чтобы не потерять равновесие; после каждого дневного перехода должен быть полноценный отдых, который возможен только при организации нормального лагеря, защищенного от ветра, лавин и камнепада.