Поисково-спасательные работы на воде проводят в том случае, если произошла ожидаемая (предвиденная) или внезапная авария.
К первому случаю относят бедствия в предварительно разведанном заведомо опасном и сложном препятствии, в безаварийном прохождении которого не было полной уверенности. При прохождении такого препятствия должна быть организована страховка — система мероприятий, обеспечивающих спасение людей и судов в случае аварии. Основная задача страховки — в случае аварии быстро, до попадания аварийного экипажа в следующее препятствие, выловить экипаж и снаряжение, не допустив травмирования людей и поломки судов. При правильно организованной страховке ликвидация последствий аварии облегчается наличием определенного плана действий; ограниченным числом аварийных судов; присутствием всего состава группы, за исключением аварийного экипажа, вблизи места аварии, готового к выполнению любых работ. Страховку осуществляют с воды, берега и взаимную на воде. В большинстве случаев наиболее действенна страховка первым способом.
Для этого выделяют байдарку с полным экипажем, обносят или проводят ее за преодолеваемое препятствие. Байдарка должна быть на плаву и в полной готовности и находиться ниже по течению, но возможно ближе к опасному участку, например, в улове, заводи или "тени" большого камня. Место, где стоит страхующая байдарка, должно быть выбрано возможно ближе к намеченной линии движения непосредственно за самым опасным участком. В этой байдарке должен быть страховочный репшнур длиной 25—30 м, свернутый в легко разворачиваемую бухту.
К свободному концу репшнура прикрепляют альпинистский карабин и небольшой поплавок, другой его конец закрепляют в байдарке так, чтобы его можно было отпустить в случае необходимости, например, когда аварийная байдарка начинает тащить страхующую, а также при передаче этого конца на беper. Каждая байдарка должна иметь собственный страховочный конец с карабином и поплавком, жестко связанный с обвязкой байдарки и легко распускаемый в случае необходимости, однако, его делают короче конца, применяемого на страхующей байдарке.
Если со страхующей байдарки не видно преодолеваемого группой препятствия, необходимо выставить сигнальщика, который даст знать о начале движения ого экипажа и об аварии, если она произошла. В опрокидывания проходящей препятствие байдарки ли должны как можно быстрее подойти к терпящим е. В первую очередь, если аварийная байдарка и экипаж плывут отдельно, необходимо спасать людей, затем судно, а уж потом отдельные предметы снаряжения. Отдельно плывущему человеку не следует пытаться залезть в страхующую байдарку, подошедшую к нему. Он должен за корму байдарки и слегка вылезти на нее, не нарушая равновесия. После этого страхующая байдарка подводит его к берегу.
К аварийной байдарке подплывают со стороны выше по течению, т. е. вначале пропускают ее мимо себя. Затем, зацепив карабин страховочного репшнура за обвязку, байдарки, разматывают страховочный шнур и быстро двигаются к берегу, не допуская натяжения шнура. Страховочный репшнур можно зацепить также за спасательный конец аварийной байдарки, если он не запутан. При подходе страхующей байдарки к берегу один из членов ее экипажа выходит на берег и закрепляет доставленный конец репшнура на берегу или передает его туристу, стоящему там.
Если страхующая байдарка не смогла доставить страховочный конец на берег до момента его натяжения, то на плесе ее экипаж еще может попытаться подтянуть аварийную байдарку к берегу, следя за тем, чтобы не опрокинуться. Если рядом находится свободная байдарка, уже прошедшая препятствие, то она должна помочь подтянуть аварийную лодку к берегу толканием. Этот способ довольно действенный, так как боковое сопротивление перевернутой байдарки невелико. Толкающая байдарк-2 должна упереться носом в аварийную около ее центра тяжести и продвигать последнюю сверху по течению под острым углом.
Если страхующая байдарка не смогла доставить на берег конец страховочной веревки до начала следующего препятствия, его необходимо отпустить. Байдаркам в сцеплении нельзя входить в препятствие на натянутой веревке, так как при этом обязательно перевернется и страхующая байдарка. Если последующее препятствие достаточно серьезное или очень длинное, экипаж потерпевшей аварию байдарки должен ее бросить и выбраться на берег. Работы по спасению байдарки могут быть возобновлены только ниже этого препятствия.
Страховка с воды с помощью байдарки достаточно надежна и действенна, но возможна только на достаточно-длинных плесах между препятствиями. Если плесов между препятствиями нет или они малы, то специально для страховки с воды следует взять в поход надувную лодку типа "ЛАС". Эту лодку легче обнести, и страховать с нее проще, удобнее и безопаснее, чем с байдарки Аварийный экипаж может быть принят в лодку с воды. Кроме того могут быть разработаны различные способы закрепления и удержания с помощью веревки надувной лодки в различных местах реки. В этом случае лодка сразу сможет задержать и аварийную байдарку и экипаж. Использование надувной лодки для страховки в особенно сложных походах должно стать нормой.
С берега применяют страховку, бросая спасательный конец или подавая его "корабликом". Береговая страховка с бросанием спасательного конца должна быть задублирована. Для большей надежности должно быть выставлено два последовательных поста страховки через 30-50 м. Страховка с бросанием спасательного конца может быть использована только на узких участках шириной до 10-12 м. Она осуществляется следующим образом. Страхующий становится на мысу или на достаточно устойчивом камне, возможно дальше выдающемся в реку с того берега, где проходит предполагаемая линия движения судов, а также та часть струи, в которой может оказаться аварийная байдарка. Спасательный конец длиной 25-30 м должен быть собран в свободно лежащую бухту большого диаметра у ног страхующего. Нижний конец спасательной веревки привязывают за дерево или большой камень на берегу, а к верхнему прикрепляют легостью для бросания. Легость делают из самой веревки или используют небольшой мешочек с песком или кусок дерева и т. п. При появлении аварийной байдарки с экипажем страхующий бросает легость так, чтобы, он попал за байдарку впереди первого человека, за нее держащегося. Не нужно намечать для бросания какие-то заранее определенные точки, не связанные с байдаркой — в воде легость мгновенно сносит благодаря большому сопротивлению репшнура, попавшего в воду, а предсказать величину (траекторию) этого сноса очень трудно. В бросании легости нужно заранее тренироваться. Если легость брошена удачно, то веревку обязательно пронесет вначале мимо первого, а затем и второго человека, держащегося за байдарку. Захватив спасательный конец, один из членов аварийной байдарки привязывает его к обвязке лодки. Если люди плывут отдельно от байдарки, вероятность захвата ими веревки значительно меньше. В этом случае легость бросают перед плывущим и дальше него, чтобы веревка оказалась у него перед грудью.
На особенно узких и неглубоких реках применяют страховку с подачей спасательного конца самим страхующим, бросающимся в воду. В этом случае на свободном конце репшнура вместо легости закрепляют карабин. Страхующий, в свою очередь, обязательно страхуется с берега другими участниками с помощью второго спасательного конца. Приблизившись к аварийной байдарке, страхующий цепляет карабин за ее связку и возвращается на берег.
В последнее время начали применять страховку с берега с додачей спасательного конца "корабликом". Это перспективный и очень надежный метод страховки с берега. "Кораблик" для подачи спасательного конца делают из двух досок длиной 0,7-0,8 и шириной 0,15-0,20м. Доски устанавливают вертикально и скрепляют поперечинами так, чтобы расстояние между ними было 0,25-0,30 м. Доски должны быть скреплены очень прочно, так как на участках сильного течения к "кораблику" прикладываются значительные усилия. При закреплении репшнура угол между ним и продольной осью "кораблика" должен регулироваться, а точка приложения усилия от репшнура располагаться ближе к концу "кораблика", находящегося ниже по течению. "Кораблик" можно делать и из одной доски, удерживаемой от опрокидывания длинным надувным баллоном, например, детским надувным бревном.
Для страховки "корабликом" достаточно 30-40 м ровного с быстрым течением участка реки. Отдельные камни не помешают, если они окажутся потом на пути аварийной байдарки и страхового конца. Невысокие валы не являются препятствием для такой страховки. В момент прохождения судами препятствия "кораблик" должен быть под наблюдением страхующего. Если авария не произошла, его нужно вовремя убрать, чтобы освободить проход. В противном случае один из членов экипажа аварийной байдарки должен захватить спасательный конец, пропустить его над собой и прикрепить к нему байдарку. Со времени закрепления байдарки натяжение репшнура определяет уже не "кораблик", а сама байдарка. В момент наибольшего натяжения следует рывок, который на берегу необходимо самортизировать трением вокруг ствола дерева или камня. После рывка можно начинать выбирать конец, подтягивая постепенно аварийную байдарку к берегу. Чтобы хорошо выполнить страховку, лучше иметь страховочный пост в составе двух человек. Если экипаж аварийной байдарки находится на камне, ему также можно подать спасательный конец "корабликом". Иногда для этого используют спиннинг с миллиметровой леской и грузиком.
Страховка с берега имеет большой недостаток, так как в случае аварии с первым судном ниже препятствия нет судов, которые могли бы при неудачной страховке с берега организовать перехват или преследование аварийного экипажа. По этой причине все способы страховки с берега ненадежны. Например, если при аварии один из членов экипажа получив травму или находятся в шоковом состоянии из-за переохлаждения, береговая страховка бессильна, так как она предусматривает активное участие пострадавшего. В таких случаях только страховка с воды байдаркой, а лучше лодкой "ЛаС" обеспечивает спасение пострадавшего.
В ряде случаев, особенно при движении в каньонах,, щеках, очень трудно или просто невозможно организовать страховку с воды или берега. В этих случаях две или три байдарки движутся с взаимной страховкой. Наибольшей неприятности подвергается экипаж первой байдарки, так как выбирает линию движения. Экипажи второй и третьей байдарок, следуя за первой, почти освобожденной, от необходимости выбора линии движения, поэтому они и проводят страховку. В основном это делает экипаж второй байдарки, которая должна быть снабжена страховочным концом. В случае аварии методика действия страхующей байдарки такая же, как описанная выше. При взаимной страховке байдарки идут теснее, чем обычно — на расстоянии 20-30 м. Если в группe три или больше байдарок, при страховке необходимо соблюдать порядок. Спасательный конец должна подавать только одна байдарка, а если ей это не удалось — следующая. Свободные байдарки только помогают страхующей.
Случаи травм, травматического и холодового шока при авариях говорят о том, что многие участники водных походов не умеют покидать судно при аварии, правильно вести себя, оказавшись в реке, не защищены от переохлаждения и ударов о камни. Если участники похода недостаточно тренированы и не имеют нужного снаряжения, целесообразно обязывать их проходить сложные препятствия с обязательной страховкой с воды.
Иногда в водных походах в результате тактических или технических ошибок экипажа возникают непредвиденные аварии. Такие аварии случаются на участках средней сложности, а иногда и несложных в результате минутного замешательства, отвлечения внимания экипажа. В этом случае спасательные работы затруднены отсутствием предварительного плана, плохой связью между судами и в то же время облегчены тем, что все судна на плаву и готовы к действиям. Первая задача — информировать суда об аварии. Экипаж ближайшего к аварийному судну криком, свистом или отмашками сообщает всем другим судам об аварии. Поэтому все экипажи должны двигаться в пределах видимости, без больших разрывов, по одной и той же линии. По сигналу суда, должны приблизиться к аварийному, притормозив или ускорив движение, соблюдая осторожность, при прохождении препятствий. Роль спасательного берет на себя ближайшее к аварийному впереди идущее судно, а в том случае, если авария произошла с первым судном — ближайшее позади идущее. 3адача спасателей — доставить на берег и закрепить конец веревки, к которому прикреплено аварийное судно, если за него держится экипаж. Если пострадавшие плывут отдельно, то в первую очередь спасают экипаж, а затем — судно. При достаточном количестве судов в группе эти роли можно распределить.
Если спасательному судну удалось взять или закрепить конец на аварийной байдарке, то одно из свободных судов, ближайшее к берегу, пристает к нему для приемки конца. Другие суда помогают буксировать аварийное судно толканием его под острым углом к течению, как описано выше. Бывает так, что аварийное судно сразу после переворота или немного проплыв, застревает на камне. В этом случае остальные суда должны немедленно пристать к берегу или ближайшему камню, спасать экипаж, а затем снимать байдарку с камня и буксировать ее к берегу.
При проведении спасательно-поисковых работ на горных и горно-таежных реках важнейшим является фактор времени. На извлечение пострадавших из воды может быть отведено не более 15 минут с момента аварии, более продолжительное пребывание в воде, как правило, приводит к гибели туриста от переохлаждения. Если пострадавший находится в состоянии шока или травмирован, это время сокращается до нескольких минут.
Для защиты от переохлаждения и холодового шока необходимо иметь на себе шерстяное белье и носки, самодельный или стандартный гидрокостюм. На ногах должна быть обувь. Голени и колени закрывают щитками, голову — хоккейным шлемом. Туристы должны иметь спасательный жилет объемом от 16 до 24 л в зависимости от степени вспененности воды в сложных и опасных препятствиях, а также острый нескладной нож в ножнах для перерезывания концов, мешающих выходу из судна при его перевороте.
Активность в аварийной ситуация. При аварии нельзя терять самообладания, теряться. В этой ситуации нужно действовать, рассчитывая только на собственные силы, трезво оценивать обстановку на реке и собственное состояние, вести счет времени пребывания в воде и следить за действиями спасателей.
Выход из перевернувшегося судна. При перевороте байдарки рекомендуется оттолкнуться от дна, освободиться от фартука и всплыть сбоку; взявшись за обвязку, постараться вырвать из воды весло и подсунуть его под обвязку, а затем осмотреться и помочь выйти из лодки товарищам.
Выброс из надувной лодки. Не мешкая, надо попытаться догнать судно и влезть в него. Если это не удалось, следует приготовиться к плаванию в воде в спасательном жилете.
Правила поведения в воде. Находясь в воде, следует избегать ударов о камни, сбоев в дыхании и переохлаждения. Случаи гибели опытных туристов, имевших спасательные жилеты, объясняются, по-видимому, потерей самоконтроля в результате длительного воздействия одного из этих факторов. Чтобы ослабить удары о камни, необходимо занять в воде правильное положение — поднять и слегка согнуть ноги. От ударов о камни можно защититься также лодкой (байдаркой). Эта опасность возникает обычно на сложных участках реки. Поэтому, если впереди крутой водослив, водопад, частые камни, лучше бросить судно и вплавь добираться до берега. При большом расстоянии до берега можно зайти в "тень" камня и там дождаться подачи спасательного конца. Чаще всего ударам о камни подвергаются конечности, но гораздо опаснее удары по жизненно важным центрам, могущие вызвать потерю сознания или болевой шок.
Сбои в дыхании возникают из-за недостаточно подъемной силы спасательного жилета, несоответствия ритма дыхания характеру волнения на реке, усталости от усиленной работы при выходе на берег. Высокие валы при любом спасательном жилете накрывают с головой, поэтому ритм дыхания согласовывают с чередованием валов; работать до полного изнеможения с целью выхода на берег нужно только тогда, когда это реально возможно, при этом нужно обязательно учитывать и использовать местные течения в реке и закономерности формирования русла.
Большую опасность представляет переохлаждение организма. При плавании в холодной воде горных рек, особенно весной, переохлаждение наступает очень быстро. Поэтому при подходе к опасным участкам надевают шерстяные вещи. Подав в воду, необходимо контролировать время пребывания в ней и всеми силами стараться его сократить. При сильном переохлаждении притупляется реакция на опасность, теряется способность принимать решения, наступает апатия. Время наступления этого момента зависит от физического состояния, возраста и типа нервной системы человека, однако 10-15 минут — это предел пребывания в ледяной воде горных рек. Если за 5-7 минут не удалось причалить к берегу с байдаркой, нужно бросить судно и прибиваться к берегу самому.
Выполнение страховки. Важно тренироваться в выполнении страховки и спасательных работ. Сюда входят правильное укладывание и точные броски веревки, пользование "корабликом", правильный подход к аварийному судну, подача конца с судна на берег, подтягивание судна к берегу, толкание перевернутого судна, транспортирование к берегу пострадавших, оказание первой медицинской помощи.
Один из типичных случаев спасательных работ — снятие байдарки с камня. Если судно прижало к камню, оно переворачивается, становится декой против течения, огибает камень. При этом обычно ломаются или расстегиваются кильсон, фальшборты и средние шпангоуты. Носовая и кормовая секции байдарки чаще всего остаются целыми.
При навале байдарки на камень экипаж должен постараться удержаться на камне или за ним, в его "тени", где нет течения, а затем влезть на камень. Остальные участники группы немедленно начинают спасательные работы. Их скорость определяется тем, что аварийный экипаж, находясь на камне, быстро переохлаждается. Еще быстрее наступает переохлаждение, если люди, потерпев аварию на горной реке, стоят в воде. Всем туристам надо четко представлять, что делать каждому из них при страховке и спасательных работах. Все указанные работы выполняются в спасательных жилетах.
Если байдарка находится на камне вместе с экипажем, потерпевшим бросают конец спасательной веревки. Последние привязывают его к обвязке байдарки со стороны, наиболее удаленной от берега, с которого ведутся работы. Другой конец спасательной веревки закрепляют на берегу выше по течению. Чтобы снять байдарку с камня, аварийный экипаж приподнимает над водой часть байдарки, находящуюся дальше от берега, и выливает из нее воду. С берега в это время подтягивают спасательный конец. Если одну часть байдарки удалось поднять над водой, то другая ее часть действует как водяной парус, и течение стащит судно с камня. Находящиеся на берегу участники усиливают воздействие течения подтягиванием спасательного конца. Когда течение полностью стащит байдарку с камня, выбранную часть веревки закрепляют, и байдарка маятником прибивается к берегу. Если этот способ не дал результата, необходимо разрезать оболочку в средней части байдарки. Тогда сила течения, прижимающая судно к камню, снизится, так как вода будет идти сквозь разрез, и снять байдарку окажется значительно легче. При небольшой высоте камня можно попытаться перебросить через него байдарку. Могут быть и другие способы снятия байдарки в зависимости от конкретной ситуации.
После снятия байдарки с камня спасательный конец подается поочередно членам экипажа аварийной байдарки. Поскольку при малейшем заклинивании спасательного конца между камнями веревка натягивается в воде и человек, закрепленный за веревку, начинает притапливаться, снимаемым с камня рекомендуется не привязываться к веревке, а только держаться за нее. Для того, чтобы руки не соскальзывали с веревки, на ее конце завязывают узел проводника, либо делают легость или небольшую палку. При вытягивании пострадавшего спасатели с берега следят за тем, чтобы веревку не заклинило. При малейшей опасности ее нужно либо подтягивать, либо стравливать. Если веревку все же заклинило и спасаемый начинает захлебываться, ему следует немедленно пустить спасательный конец и выбираться на берег самостоятельно. Предвидя это, остальные участники группы заранее организуют в 10-25 м ниже по течению пост перехвата плывущего человека. Если же спасаемый не притапливается, например, при небольшой скорости и глубине потока, ему не следует бросать заклинившийся конец, а группа должна принять меры по расклиниванию веревки или заброски ему второго конца ниже заклиненного.
В случае, когда экипаж аварийной байдарки не удержался на камне, людей спасают, как описано выше, а для спасения судна необходимо попытаться подойти к камню на другой байдарке и высадить на него человека (методика спасательных работ описана выше). При подходе к камню рекомендуется воспользоваться его "тенью", где нет течения. Если высадка на камень невозможна, надо подождать подъема или спада воды.
Опасно попадение байдарки в завал. Завалы бывают чаще всего непохожими друг на друга и поэтому трудно дать исчерпывающие рекомендации по спасательным работам в завалах. Главная опасность завала — подсос воды. Он неодинаков по ширине завала: чем глубже находятся в воде бревна, тем сильнее подсос. При попадании в завал следует прежде всего на него выбраться. Выбравшись и найдя безопасное положение на завале, надо попытаться, пользуясь боковыми течениями, вывести судно на участок более слабого подсоса, где можно перевернуть байдарку, вылить из нее воду, а затем либо сесть в нее, либо провести в более удобное место. Завал опасен также острыми сучьями, которые могут травмировать экипаж и пропороть оболочку байдарки. Если байдарка получила большую пробоину и быстро наполняется водой, необходимо известить остальные суда об аварии и немедленно пристать к ближайшему берегу. По мере наполнения водой аварийное судно становится плохо управляемым. Если пробоина небольшая, ее можно временно заткнуть тряпкой изнутри или снаружи, а ремонт отложить до запланированной остановки. Так же поступают в случае небольшого прорыва надувной лодки. Место прорыва ее оболочки легко найти по идущим из понтона пузырям или шипенью выходящего из отверстия воздуха. Дыру затыкают имеющимися под рукой материалами — тряпкой, штормовкой. Если понтон быстро спускается, нужно немедленно пристать к берегу или постоянно его подкачивая, искать более удобное место причаливания.
При перевороте лодки на несложном участке реки экипаж должен попытаться отбуксировать ее к берегу самостоятельно или с помощью страхующих. Если буксировка на ближайшем отрезке невозможна, экипаж должен попытаться поставить лодку на ровный киль собственными силами. Для приведения этой операции достаточно двух человек. По команде рулевого на дно перевернутой лодки забираются два члена экипажа, желательно самые сильные и тяжелые, берутся за леер по одному борту, становятся ногами возможно ближе к противоположному борту и откидываются назад на спину, переворачивая лодку на себя. В это время остальные участники помогают им, подталкивая лодку. Часто при этой операции лодка накрывает тех, кто находится на дне. В этом случае нужно под водой открыть глаза, сориентироваться и выплыть из-под лодки. После переворота члены экипажа, помогая друг другу, забираются в лодку, выбирают из воды привязанные к лодке весла и приступают к гребле. Если есть возможность, то один или два участника вычерпывают из лодки воду. После нескольких тренировок на спокойной воде экипаж ставит лодку на ровный киль через 20-25 секунд после переворота.
При посадке на камень необходимо попытаться снять лодку с камня, для чего экипаж раскачивает ее и интенсивно работает веслами, используя течение реки. Перед такой операцией нужно убедиться, что сталкивание лодки с камня не приведет к прорыву оболочки. В случае опасности нужно вначале облегчить судно, для чего один или два члена экипажа покидают лодку, держась за леера.
При навале на камень или дерево нужно действовать быстро, но осторожно, так как есть опасность опрокидывания лодки. Экипаж перебирается на препятствие и старается обвести лодку вокруг него, помня о том, что в определенный момент ее может подхватить течение и нужно будет быстро в нее впрыгнуть. Если это не осуществимо, то лодку разгружают и перетаскивают через препятствие или с помощью других лодок причаливают к берегу.
При переворотах надувных лодок или байдарок пострадавшим иногда не удается задержаться у судна, даже если организована страховка. Анализ таких случаев показывает, что причиной этого является недостаточная активность пострадавших, связанная либо с какими-то недомоганиями перед аварией, либо с травмами или шоковым состоянием, возникшими при аварии. Эти участники могут быть перехвачены только судном, находящимся у места аварии, в том случае, если обстановка на реке достаточно безопасная для плавания и позволяет организовать преследование. При отсутствии судов вблизи места аварии или если преследование пострадавших чревато другой аварией, организуют группы преследования по берегу и наблюдения, состоящие из двух человек. Наблюдатели должны подняться повыше с тем, чтобы увидеть возможно больший участок реки. Группы преследования и наблюдения должны двигаться вперед не менее двух часов. Хорошо, если группа наблюдения имеет бинокль. Если численность группы позволяет, нужно послать еще нескольких туристов для наблюдения с противоположного берега реки. Группам назначают контрольный срок возвращения и оговаривают сигнализацию при обнаружении пострадавшего.
Группам запрещается переправляться вброд через сплавные реки и крупные притоки, если эти переправы представляют серьезную опасность. Пострадавших рекомендуется искать в уловах, на отмелях, у завалов, в разбоях и в других местах замедленного течения. При обнаружении пострадавшего группа немедленно оказывает ему первую помощь и подает условный сигнал. Если пострадавший обнаружен на противоположном берегу, а спасателей там нет, то обнаружившая пострадавшего группа возвращается в лагерь, переправляется в лодке на противоположный берег и выходит к .пострадавшему.
Если в течение двух-трех часов движения групп по берегу обнаружить пострадавшего не удалось, шансов, что он жив, практически нет. В этом случае руководитель прекращает поход, направляет часть группы на поиски тела погибшего и двух человек — для извещения КСС о случившемся. Задача последних — как можно скорее, выйти к населенному пункту. Для них выбирают наиболее безопасный маршрут. Даже если этот маршрут идет вдоль реки, группа должна двигаться пешком. Если численность оставшейся группы не менее восьми человек, она не сломлена морально и имеет руководителя, необходимо продолжать поиски пострадавшего. При невозможности организовать поиски группа направляется к месту возможного базирования спасательного отряда для встречи с ним. Оба варианта должны быть известны группе, ушедшей оповещать КСС. Вопрос об участии членов группы в поисковых работах решает начальник спасательного отряда. В любом случае должны быть замаркированы место аварии, место, где в последний раз видели пострадавшего, и место, где его нашли или прекратили поиск.
Группа, путешествующая на плоту, практически не может организовать серьезной страховки. Даже при наличии второго плота надежность страховки повышается не очень сильно, так как ее проводят с берега. Плот менее маневрен, чем байдарка или лодка, поэтому использование его для страховки с воды нецелесообразно. В качестве надежного средства страховки с воды и для ликвидации последствий аварии рекомендуется иметь надувную лодку. С лодки легко оказать помощь людям, плывущим отдельно от плота, выловить унесенные вещи и греби, переправиться к застрявшему или перевернутому плоту, снять с него экипаж; однако нельзя перехватить неуправляемый плот и доставить его к берегу, так как его масса слишком велика. В последнем случае можно успеть передать страховочный конец с тем, чтобы плот маятником прибило, к берегу. Хорошо зарекомендовал себя совместный сплав; плотов и надувных лодок; при этом плот должен всегда идти первым.
При отсутствии лодки лучше путешествовать двумя плотами. Наличие на берегу лоцмана, имеющего большой опыт сплава и ликвидации аварий, а также свободного экипажа поможет вовремя провести спасательные работы и уменьшить последствия аварии. Сохранение одного из плотов, части снаряжения и продуктов значительно скрасит жизнь и уменьшит лишения потерпевшей аварию группы, для которой река чаще всего является быстрейшим путем выхода в населенную местность.
Страховка плотов с берега осуществляется так же, как байдарок и надувных лодок. При зачаливании плота с помощью страховочного конца следует протравливать веревку во избежание ее обрыва. Веревка должна быть надежно закреплена на берегу, так как усилий даже нескольких людей недостаточно, чтобы удержать плот на сильном течении.
Все спасательные работы проводят в спасательных жилетах!
При аварии плота сигнальщик-наблюдатель помогает основному спасателю работать с веревкой по зачаливанию людей и плота.
Посадки плота на камни происходят часто и сами по себе не рассматриваются как аварии, если при этом не произошло падения человека за борт или поломки плота. Снятие надувных плотов с камней обычно легко выполняется силами экипажа. Более серьезные посадки происходят с деревянными плотами, так как на них в момент удара о камень и остановки обрушивается вся сила набегающего потока воды. Чтобы избежать подтапливания, необходимо немедленно разгрузить ту часть плота, которая находится выше по течению по отношению к камню, на котором сидит плот. После стабилизации положения плота рекомендуется продумать все действия экипажа, обратив внимание на то, что будет с плотом, когда он сойдет с камня. Если плот не стоит на ребре, то снять его с одного камня всегда удается, однако, зачастую вслед за этим следует серьезная посадка на нескольких нижерасположенных камнях, ликвидировать которую сложнее.
Снятие плота с камня на мелком месте проводится с помощью ваг, раскачиванием и вращением вокруг камня с помощью гребей. На глубоких местах с быстрым течением хорошо помогают водяпой; парус или "оплеуха", т. е. запасная требь, прикрепленная вплотную к передней части плота и выпущенная на веревке через заднюю подгребицу в струю с быстрым течением. Очень серьезные посадки с подтаплкиванием требуют организации спасательных работ с берега. В этом случае один из членов экипажа отправляется на берег и организует переправу остальных членов команды. Веревку на плот передают "корабликом" или спиннингом, к толстой леске которого привязывают грузик. Вслед за леской на плот переправляют тонкую бечевку или вспомогательную веревку, а затем и основную. Чтобы снять плот, прикладывают усилия в двух направлениях: тянут его вверх, ослабляя давление воды, и сдергивают с камня вбок. Как только плот окажется на плаву, сил береговой команды для его удержания и причаливания не хватит. Поэтому веревку закрепляют за камень или дерево с некоторой свободой для протравливания по мере спуска плота. Иногда для сдергивания плота применяют ворот или полиспаст из альпинистских карабинов. При этом следует соблюдать особую осторожность, так как на конце веревки, идущей к плоту, развивается очень большой усилие, в результате чего изношенная или поврежденная веревка может лопнуть и травмировать людей, находящихся поблизости. Если все испыганные способы снятия плота не результативны, его разбирают или разрезают на две части. ‘Ремонт плота отнимает меньше времени, чем постройка нового.
Если при посадке плота на камень смыло участника, все усилия береговых спасателей должны быть направлены в первую очередь на оказание помощи отдельно плывущим людям.
В случае, если плот перевернулся, необходимо быстро выбраться на перевернутый плот и, закрепившись на нем, приготовиться к приему спасательного конца с берега. Принятый конец быстро закрепляют за какой-нибудь элемент плота — это поможет подготовиться к последующему сильному рывку веревки. Если страховка на берегу не организована, следует предпринять попытку вывести плот из основной струи, которой он обычно следует. Для этого используют основные или запасные греби или их обломки, а также шесты и ваги, которые в первый момент после переворота всплывают рядом с плотом. Не нужно забывать и о швартовочных концах, которые следует вытащить из воды распутать и смотать снова в удобную для работы бухту. Каждый из участников, выйдя на плот сам, должен осмотреться и определить, не требуется ли помощь кому-нибудь из товарищей. Она необходима в случае травмы или удаления участника группы от плота.
Обычно перевернутый плот, выведенный из главной струи, быстро тормозится своими подгребицами, цепляется за камни и останавливается. Чаще это происходит у берега, поэтому экипажу предстоят работы по снятию плота с камней, спасению груза, переправе людей на берег, перевороту плога в нормальное положение и его ремонту.
Если плот долго не удается вывести из главной струи, причалить к берегу или выбросить на камни, нужно думать об уходе на берег вплавь. Длительное нахождение на плоту в мокрой одежде грозит переохлаждением организма и потерей способности противостоять опасности. Поэтому на спокойном участке реки команда должна покинуть плот. Делать это нужно всем одновременно, так как в этом случае легче организовать согревание и последующие действия по розыску уплывшего плота. Покидая плот, обязательно надевают спасательные жилеты. Выбравшись на берег, нужно помочь товарищам, после чего приступить к сбору топлива, разведению костра для согревания и просушки одежды. Если светлое время и физическое состояние участников позволяют, руководитель похода направляет двух человек по берегу на поиски плота, оговорив контрольный срок возвращения. Остальные участники занимаются организацией лагеря в условиях частичной или полной, утраты снаряжения.
Попадание плотов в прижимы чаще всего ведет к поломке гребей при раскантовке плота и неслаженной работе команды. После этого отбойная струя обычно выбрасывает плот из прижима. Наиболее опасна ситуация, когда скала, образующая прижим, имеет отрицательный уклон, и набегающий поток уходит вдоль скалы вниз. В этом случае плот может быть поставлен на ребро и вместе с людьми прижат к скале. Рекомендуется перебраться на внешнюю часть плота или прыгнуть в воду. Сила нисходящего потока может быть настолько велика, что целесообразно не противиться ей, а набрать больше воздуха, задержать дыхание и нырнуть. Течение и подъемная сила спасательного жилета вскоре сами вынесут туриста на поверхность. Даже вертикально прижатый плот редко остается в таком положении надолго: пульсации потока оторвут его от скалы, и он продолжит плавание. Поскольку плот лишен управления, то мероприятия по его спасению такие же, как и в случае переворота плота.
Наиболее опасны для плотов завалы. Перекрывая отдельные протоки, нависая над водой на стрелках островов, они страшны тем, что под ними или рядом проходит большое количество воды, сила которой не позволит уйти плоту от завала, если это препятствие замечено слишком поздно. Оказавшись у завала, экипаж должен немедленно покинуть плот. О спасении какого-либо снаряжения можно думать только после того, как все члены экипажа окажутся в безопасности. Плот после попадания в завал, как правило, спасти не удается. Если он остался на плаву, с него снимают греби, груз и веревки. Эти работы проводят с обязательной страховкой. Незначительный завал можно попытаться разобрать или проделать в нем проход, если, по расчетам, это быстрее, чем сделать новый плот.