Поисково-спасательные работы в зимнем путешествии

В зимнем походе могут внезапно возникнуть критические ситуации, связанные с серьезной травмой или нарушением здоровья участника, потерей одного или нескольких туристов в результате схода снежной лавины или в условиях плохой погоды, лишением жизненно необходимого снаряжения — палатки, продуктов, горючего, а также появлением разногласий в группе в сложной климатической или орографической обстановке.

При серьезной травме участника, после оказания ему первой помощи руководитель путешествия совместно с медиком группы должны принять решение о дальнейших действиях. В случае необходимости скорейшей доставки пострадавшего для оказания ему квалифицированной медицинской помощи все дальнейшие действия группы должны быть направлены на решение только этой задачи, даже если нужно поступиться желаниями отдельных участников продолжить маршрут в полном или сокращенном объеме.

Выбор оптимального способа перевозки пострадавшего зависит от состояния его здоровья, а также результата сравнения предполагаемого времени транспортировки собственными силами со временем, которое по расчетам уйдет на движение спасательной группы до населенного пункта и прибытие квалифицированной помощи. Кроме того, важно оценить предстоящий путь с точки зрения его проходимости и безопасности движения. Если местность сильно пересечена, на пути имеются лавиноопасные участки и крутые склоны, от транспортировки следует отказаться. Перевозка пострадавшего должна проходить по наиболее короткому и безопасному пути.

При этом предпочтительно включение части уже пройденного маршрута, что облегчит не только продвижение с нартами, но и ориентирование на местности. Варианты аварийной эвакуации с любой точки маршрута должны быть разработаны еще в подготовительный период. При определении пунктов эвакуации необходимо учитывать наличие квалифицированной медицинской помощи, оперативного транспорта — вездеходов, вертолетов, а также радиотелеграфной связи с крупными населенными пунктами.

В случае эвакуации пострадавшего нужно обеспечить ему достаточный комфорт и постоянную медицинскую помощь. Участники группы должны изготовить нарты и удобную транспортную постель.

Наиболее простыми являются нарты, сооружаемые из лыж и подручных материалов. Основу нарт составляют лыжи пострадавшего. При этом не допускается использовать сломанные или временно отремонтированные лыжи. На верхнюю часть лыж укладывают подтесанные снизу жерди, толщина которых в комле равна ширине лыжи в носовой части (рис. 1, а). Толстый торец жерди подтесывают, подгоняя его к кривизне носка, и крепят веревкой, проволокой или гвоздем к концу лыжи. Для этого на носке лыжи по бокам и на жерди сверху делают достаточно глубокие направляющие вырезы, в. которые вводят гибкий скрепляющий элемент. Крепление слеги к носку лыжи показано на рис. 1, б. Второе крепление продольной слеги нужно сделать у лыжного крепления (рис. 1, в), для чего в слеге делают верхний достаточно глубокий пропил. Затем лыжи ставят параллельно на расстоянии, равном ширине лыжи, но не ближе, чем на 40 см друг от друга (по осям лыж) для установки жесткой рамы.

Жесткость конструкции обеспечивается тремя поперечными отрезками жерди. Первый устанавливают на расстоянии 15 см от носка (рис. 1,г). В продольных и поперечных слегах делают одинаковые по ширине пазы, выбирая топором или ножом материал между пропилами, а сверху продольных слег накладывают поперечный отрезок. Первый отрезок необходимо дополнительно укрепить, связав его с продольной жердью, так как при транспортировке тяговое усилие и его вертикальная составляющая будут приложены именно к этому узлу. Второй поперечный отрезок устанавливают перед лыжным креплением, третий — в конце лыжи на расстоянии не ближе 10 см от торца слеги. Количество поперечин может быть увеличено. Соединения продольных и поперечных слег нужно закрепить клиньями. Концы поперечных слег должны несколько выступать за габариты нарт, чтобы за них можно было закрепить тяговую или страхующую от поперечного сползания или переворота веревки.

После сборки несущей рамы нужно проверить достаточность ее жесткости, для чего попытаться сдвинуть вперед одну лыжу относительно другой. Если при этом появляется перекос конструкции, следует ужесточить раму диагональными тягами. Тяги могут быть сделаны из тонких жердей с надежным креплением их сверху к продольным слегам, а также из веревки.

http://skitalets.ru/books/metod/psr/ris03_1.jpg
Рис. 1. Детали самодельных нарт из лыж и подручных материалов

На подготовленную жесткую конструкцию нарт укладывают продольные тонкие жерди и лыжные палки пострадавшего и привязывают их к поперечным жердям (рис. 2). Этой завершающей операцией создается жесткое основание для укладки постели. При изготовлении нарт необходимо следить за тем, чтобы просвет между снегом и рамой не уменьшался введением дополнительных крепящих элементов; это позволит избежать торможения нарт рамой о снег.

http://skitalets.ru/books/metod/psr/ris03_2.jpg
Рис. 2. Схема устройства нарт из подручных материалов

На нарты укладывают палатку, а затем спальный мешок, в который помещают пострадавшего; при необходимости его можно прикрепить к нартам. Для перемещения нарт по лыжне делают групповую упряжку. Количество одновременно тянущих участников зависит от состояния лыжни. Если снег глубокий и рыхлый, нужно организовать предварительное тропление. При траверсе склона одному участнику следует идти сбоку и страховать нарты от поперечного опрокидывания. Участник, идущий сзади, поправляет нарты на лыжне и дает при необходимости команду "стоп".

В безлесных районах применяют индивидуальные санки для перевозки походного груза. Из этих санок при необходимости можно собрать нарты для транспортировки пострадавшего, что особенно важно в тех районах, где нет подручных материалов. Нарты компонуют из трех санок — двое впереди и одни сзади (рис. 3). Поперечная жесткость нарт обеспечивается прикрепленными к санкам лыжными палками пострадавшего. Крепление лучше делать тонкой прочной веревкой или тесьмой, для чего в санях провертывают или прожигают отверстия. На подготовленную жесткую конструкцию укладывают легкий груз, заполняя им санки несколько выше бортов, а затем мягкое ложе и пострадавшего в спальном мешке. Концы тяговой веревки крепят за лыжную палку по краям нарт, v внешних углов санок. Этим достигается более легкое управление конструкцией. Если пострадавшего перевозят по рыхлому и глубокому снегу, возможно использование простейших волокуш — палатки или полиэтиленовой пленки. При использовании пленки тяговое усилие должно быть приложено к достаточно прочному объекту. Пленка должна быть ненагруженной и только улучшать скольжение. В предпоходный период рекомендуется обучить туристов изготовлению нарт и волокуш и транспортировке "пострадавшего" в течение 2-3 часов для отработки тактики движения с таким грузом.

http://skitalets.ru/books/metod/psr/ris03_3.jpg
Рис. 3. Схема устройства нарт из связанных детских санок

Если руководитель принял решение о посылке за помощью спасателей, необходимо организовать группу из двух-четырех наиболее сильных участников и определить направление их движения. Категорически запрещается посылать за помощью одного участника, равно как и оставлять на месте одного пострадавшего. В условиях тяжелого тропления лыжни состав группы может быть расширен. Ее возглавляет руководитель или опытный, хорошо ориентирующийся на местности участник. Уходящая группа должна точно оговорить нить своего движения и строго ее придерживаться на случай взаимного поиска.

Прежде чем отправиться за помощью, группа должна помочь оборудовать стационарный лагерь для остающихся. С этой целью в таежной зоне выбирают удобное, защищенное от ветра место с наличием сухостойных деревьев для топлива. Невдалеке должна располагаться открытая поляна или безлесная горизонтальная плоскость, по площади достаточная для посадки вертолета — не меньше 50Х150 м. Для упрощения поиска лагеря его располагают вблизи характерных ориентиров, которые уходящим нужно запомнить. Запрещается устраивать лагерь вблизи возможного схода лавины.

Оборудовав лагерь, участники перевозят на место груз и пострадавшего. Руководитель дает распоряжение завхозу о выделении для них продуктов питания, а также комплектует группу необходимым снаряжением. Тактика движения группы и ее снаряжение должны быть подчинены цели быстрейшего прохождения пути к населенному пункту, поэтому спасателям отдают палатку, даже если она единственная, большой топор, спальные принадлежности, костровое походное оборудование. Этот вариант выхода из аварийной ситуации должен быть также предусмотрен при подготовке путешествия, поэтому продукты, спальные принадлежности, важнейшее костровое оборудование, а в безлесных районах — примусы и горючее берут с учетом разделения группы. Если в группе имеется только одна палатка и ее забирают спасатели, оставшиеся туристы должны сделать максимально комфортное укрытие. В тайге такими укрытиями могут быть самодельный чум, палатка, заслон у костра.

Чум изготавливают либо из жердей, либо, при отсутствии местного материала, из лыж. Не менее четырех стоек длиной 2,5-3 м связывают в верхней части и расставляют нижними концами равномерно по окружности, диаметр которой достаточен для размещения пострадавшего и его спутников. Если каркас чума делают из лыж, то для увеличения его объема полезно по намеченной окружности сделать вал из снега. На подготовленном каркасе укрепляют полиэтиленовую пленку, а снаружи накладывают жерди, ветки хвойных деревьев, оставшиеся лыжи, которые защитят ее от разворачивания на ветру. Вместо пленки можно использовать любой подручный материал — штормовки, рюкзаки, а также плотно оплести лапником поставленный каркас. Внутри чума углубляют пол, фиксируют стенки лапником, утепляют пол толстым слоем веток. Нижние края пленки следует присыпать снаружи снегом до образования высокого вала — снег является лучшим теплоизолятором. Костер устраивают поблизости, в небольшой яме с подветренной стороны. К костру и вокруг него желательно положить лапник.

Самодельную палатку делают из веревки и полиэтиленовой пленки. Для этого между деревьями на высоте около 1 м натягивают веревку, через нее перебрасывают пленку так, чтобы образовалась двускатная крыша достаточной вместимости. Края пленки присыпают снегом. С одного торца пленку заворачивают полотнищами друг к другу внахлест и тоже присыпают снегом. Для дополнительного укрепления этой части палатки можно использовать лыжи, высокие ветки лапника. Вход в палатку делают аналогичным способом, только оставляют плоскость пленки подвижной. Внутреннее пространство необходимо углубить, утоптать и покрыть лапником или верхней одеждой.

Заслон устраивают в том случае, если нет подходящих материалов для чума или палатки и предполагаемое ожидание помощи не превышает нескольких дней. Основной эффект заслона заключается в том, что он отражает лучистую энергию костра в пространство под навесом. Для изготовления простого навеса на двух деревьях, отстоящих друг от друга на расстоянии 3-4 м на высоте 1,5-1,8 м укрепляют горизонтальную жердь. На нее накладывают наклонные жерди, втыкая их нижними концами в снег. Наклон жердей по отношению к горизонту должен быть около 35-45°. На эти жерди прикрепляют имеющееся в группе неиспользуемое снаряжение — куртки, пленку, а также большие ветки лапника. Торцы заслона загораживают от ветра жердями и лапником. Под наклонными жердями утаптывают место для ночлега, укладывают лапник и спальное снаряжение. Костер располагают на расстоянии не менее 1,5 м от края заслона.

Заслон делают с наветренной стороны по отношению к костру. Для дополнительного экранирования лучистой энергии сзади костра (по отношению к заслону) полезно поставить вертикальную стенку — частокол из тонких жердей и веток. Для обеспечения пожарной безопасности на время сна оставляют дежурного, снаряжение отодвигают подальше от огня. На ночь рекомендуется накрыть спальные мешки брезентом или палаткой.

В безлесной зоне применяют временные укрытия двух типов: снежный домик (иглу) или снежную пещеру.

В условиях ограниченного времени и плохой погоды удобнее устроить пещеру в береговом или присклонном сугробе. Прежде чем рыть пещеру, нужно оценить место с точки зрения лавинной опасности. Для ускорения работ вначале выкапывают вертикальную траншею, через которую удобно выкидывать снег. Верх траншей по окончании строительства закрывают настом. Вход в пещеру перекрывают кирпичом из снега, выше входа пробивают небольшое вентиляционное отверстие. Вместимость помещения должна быть достаточной для размещения туристов.

В бесснежных районах иглу предпочтительнее пещеры, так как на его строительство при небольшом навыке уходит не более трех часов. Это укрытие комфортно, для его строительства не нужно искать большие сугробы. Иглу может вмещать до десяти и более человек. При тщательной заделке щелей иглу хорошо защищает при любом морозе. Строительство иглу необходимо включать в программу подготовки к путешествию по безлесным районам.

Отправляясь за помощью, спасательная группа должна достичь людей простейшим путем и в кратчайшие сроки. Если до населенного пункта не больше двух дней пути (в зависимости от состояния снега — от 40 до 80 км) и рельеф несложный, допускается движение без ночлега, но с обязательными остановками через каждые 5-7 часов на отдых с горячим питанием. При движении по сложному рельефу и потенциально опасным участкам необходимо соблюдать все правила обеспечения безопасности, так как авария может поставить в катастрофическое положение не только спасателей, но и оставшихся в лагере.

По прибытии в населенный пункт руководитель спасательной группы должен проинформировать о сложившейся ситуации местных руководителей и КСС, на контроле которой находится группа, согласовать с ними совместные действия. Если погода не позволяет начать спасательные работы немедленно, нужно проработать вариант посылки наземного транспорта — саней, мотонарт, вездехода — за одним пострадавшим. При использовании воздушного транспорта точно указывают на карте место нахождения группы, ориентиры и условия посадки.

Действия оставшихся в лагере должны быть направлены на оказание постоянной помощи пострадавшему и подготовку к приему транспорта. Чтобы облегчить обнаружение лагеря с воздуха, пользуются несколькими простейшими средствами, которые нужно помнить и умело применять. В зоне тайги таким средством являются костры. Сигнальный костер оборудуют невдалеке от лагеря, на открытом месте. Ожидая воздушный транспорт, поддерживают лишь небольшой огонь. При появлении звука в костер подбрасывают сырой лапник (в ясную погоду) или резину (в пасмурную).

Ночью лучше виден яркий костер, для чего нужно заготовить и в нужный момент подложить мелкие сухие еловые ветки. Для ускорения возгорания огонь раздувают фанеркой, штормовкой или другими подручными средствами.

В ясную солнечную погоду в безлесной местности для подачи сигнала вертолету или самолету используют двустороннее зеркало или заменяющий его блестящий предмет, например, крышку консервной банки с небольшим отверстием посредине. Держа инструмент недалеко от лица, в отверстие находят нужный объект и поворачивают зеркало до тех пор, пока солнечный луч также не совместится с отверстием. Это и есть условие того, что отблеск от зеркала направлен на летчика. После надежного приема сигнала зеркало лучше убрать, чтобы не слепить летчика. Ночью можно использовать электрический фонарь, направляя его на летящий объект и мигая светом. Общепринятая частота мигания — шесть раз в минуту.

Для надежной аварийной сигнализации в группе рекомендуется иметь красные ракеты со стандартной ракетницей или самодельным пусковым устройством. В безлесных районах эффективны дымовые шашки, которые не только фиксируют место нахождения группы, но и указывают направление ветра. Световые ракеты лучше пускать, когда летящий объект находится в стороне от солнца.

Одновременно со световой сигнализацией на открытой площадке необходимо из ярких предметов одежды и снаряжения выложить сигнал по международному коду возможно больших размеров. В случае внезапного появления самолета или вертолета этот сигнал могут изобразить лежащие на снегу туристы. Наиболее употребимые сигналы показаны на рис. 4.

http://skitalets.ru/books/metod/psr/ris03_4.jpg
Рис. 4. Схема сигналов по международному коду:
а-"Нужен врач"; б-"Нужны медикаменты"; в-"Идти не можем"; г — "Покажите, куда идти"; д — "Посадка здесь"

При потере части группы в условиях плохой видимости (в пургу, ночью, в туман, сильную поземку) действия основной группы и потерявшихся различны.

Потеряв с основной группой визуальный, звуковой контакты и не видя ее лыжни, участники похода должны немедленно остановиться и оценить ситуацию. Если основная группа осталась где-то сзади, нужно надеть дополнительную теплую одежду и ждать ее появления, подавая звуковые сигналы голосом, ударами по металлическим предметам, выстрелами. Если ожидание или нахождение вне укрытия грозит замерзанием, необходимо приступить к изготовлению простейших индивидуальных или групповых укрытий. Потерявшимся не следует проводить поиски группы, так как это может только осложнить положение. Однако допускается возвращение по своей лыжне до встречи с основной группой.

Если основная группа находится где-то впереди, но потеряна ее лыжня, нельзя искать ее в поперечных направлениях, так как в условиях пурги можно потерять и свое прежнее место нахождения, чем значительно осложнить проблему объединения группы. Единственно допустимым действием является движение назад по собственной лыжне в поисках отходящей от нее лыжни основной группы.

Если основную лыжню обнаружить не удалось, нужно продумать рациональные способы сигнализации, например, развести костер на высоком открытом месте.

Если в ближайшие полчаса поиски не привели к ycпехy, их нужно прекратить и позаботиться о временном укрытии от непогоды. В этом случае инициатива передается основной группе. Запрещается самостоятельное продвижение потерявшихся в условиях сложного рельефа и в лавиноопасных районах.

В условиях плохой видимости необходимо соблюдать правило безопасности — впереди идущему постоянно оглядываться назад, дожидаясь, когда появится товарищ. Если идущий сзади отстал, нужно криками остановить группу и подождать отставших. Если все же произошел разрыв группы и потерявшиеся ушли вперед от основной группы, но видна их лыжня, основной группе следует продолжать движение по этой лыжне, имея в виду, что оторвавшиеся авангард через некоторое время обнаружит разрыв и остановится.

В условиях резкого ухудшения погоды и потери лыжни ушедших вперед дальнейшие поиски следует прекратить и позаботиться о защите oт холода. Ушедшие вперед, действуя, как описано выше, либо вернутся по своей лыжне, либо также оборудуют временную защиту от непогоды.

В сильную пургу, густой туман, в темноте поиски отставших проводят только в ограниченном объеме. Для этого руководитель дает команду надеть дополнительную одежду, выделяет для поисков не менее двух человек, проверяет у них наличие спичек и компаса. В задачу поисковой группы входит возвращение по лыжне на короткое время (до получаса) для обнаружения отставших или их лыжни. Старший в группе назначает контрольный срок, который уходящие должны выдержать. Оставшиеся на месте организуют временный бивак или лагерь в зависимости от обстановки и погодных условий.

При улучшении погоды основная группа организует планомерные поиски, для чего посылается группа назад по лыжне до ближайшего места, где все наверняка были вместе. Здесь нужно оставить записку на случай разминки. От этой точки следует искать лыжню потерявшихся, для чего делают поперечные ходы в сторону от лыжни. Уходящим от группы должен быть назначен контрольный срок, как правило, не превышающий трех часов.

Если взаимные поиски не привели к успеху, основной группе нужно возвратиться по своей лыжне назад к месту последней характерной остановки.

В безлесной местности отрыв основной группы более опасен, так как часть туристов остается без палатки, топлива; кроме того, при отсутствии местных ориентиров затруднен и взаимный поиск.

При потере участников на открытых безлесных пространствах следует провести только кратковременные взаимные поиски, а затем, чтобы не осложнять положение, изготовить временные укрытия от непогоды.

Простейшие временные укрытия изготовляют из наста, вырезая его пластами при помощи лопатки, прочного листа, ножовки, лыжи. Варианты таких укрытий показаны на рис. 5. Чем меньше внутренний объем помещения, тем оно теплее. После укладки сооружения закрывают или засыпают снегом щели между блоками, задвигают вход приготовленным кирпичом, после чего изнутри заделывают щели, из которых сквозит ветер. Пласты наста заготавливают там, где будет расположено укрытие-этим образуется дополнительное жизненное пространство. Укрытия располагают глухим торцом в сторону ветра. Для облегчения индивидуальных строительных работ снегозаготовительное снаряжение заранее распределяют между участниками.

http://skitalets.ru/books/metod/psr/ris03_5.jpg
Рис. 5. Схема индивидуального укрытия из снежного наста

В тайге, где снег глубокий и рыхлый, индивидуальным укрытием могут служить вырытые под деревом яма или траншея. Сверху ее закрывают лыжами и лыжными палками, на которые укладывают нижние ветки хвойных деревьев и нагребают снег. Ствол дерева служит центральной опорой для навеса; наклонно к нему прикрепляют лыжи, палки, жерди, сверху которых также укладывают лапник. Костер разводят в стороне от дерева, чтобы тающий на ветках снег не погасил огонь.

Простейшим укрытием в тайге служит также достаточно-просторная яма, дно которой утепляют лапником. В одной стороне разводят костер, а в другой располагаются туристы. Над головой делают наклонный консольный навес, как показано на рис. 6.

http://skitalets.ru/books/metod/psr/ris03_6.jpg
Рис. 6. Схема индивидуального укрытия в снежной яме

В критической обстановке, если очень суровая погода и изготовление даже простейшего укрытия невозможно, турист замерзает и интенсивная работа не согревает его; сила ветра не позволяет проводить сколько-нибудь длительных работ или нет подручного инструмента для рытья, укрытия, нужно не бояться снега и зарыться в пего как можно глубже, прижав колени к груди. При этом следует постоянно шевелиться, утрамбовывая вокруг себя снег, пока не образуется снежная капсула. Такое укрытие является крайним средством, так как при недостаточной снежной защите можно замерзнуть. Поэтому необходимо контролировать состояние организма, не допускать появления апатии и сонливости, постоянно шевелить ногами и руками, стремясь в то же время прижимать их к телу. Из любого снаряжения или части одежды нужно сделать импровизированный навес, набросив его на голову и заделав края снегом — так быстрее образуется замкнутая капсула. Для дыхания перед лицом пробивают небольшое отверстие.

При возникновении критической ситуации, связанной с утерей части снаряжения или катастрофической задержкой на маршруте, необходимо проведение аварийных эвакуационных работ. Руководитель оценивает обстановку и возможности каждого участника, после чего принимает решение либо о движении по простейшему маршруту всей группы, либо о посылке за помощью нескольких сильных участников.

Если до населенного пункта осталось два-три дня, возможно разделение группы с движением ее обеих частей — мобильной группы в возможно быстром темпе для последующего возвращения с помощью или продуктами, и основной части, передвигающейся в более медленном, посильном темпе. Такое решение возможно, если предстоящий путь технически несложен, а потеря направления исключена, т. е. группы двигаются по линейному ориентиру — просеке, зимнику, вдоль реки и пр.

Очень опасна критическая ситуация, возникающая при разногласиях или ненормальной психологической обстановке в группе. Так, если участники требуют изменения маршрута в сторону его усложнения или прохождения запланированного участка, являющегося в данное время крайне опасным (по состоянию погоды, снега), руководитель должен применить все меры убеждения и принуждения для сохранения дисциплины, а в крайнем случае — принять решение об аварийной эвакуации.

Наиболее сложен случай, когда решения руководителя и его действия, по оценке группы, могут привести к аварии. В этом случае группа должна прекратить движение до выработки общего единодушного решения, а руководитель — иметь мужество объективно оценить обстановку с точки зрения безопасности каждого участника. Во избежание возникновения таких критических ситуаций группа должна подбираться не только по физическим данным и опыту участников, но и по их характерам и совместимости. Исключительно большую роль в решении этой проблемы играет правильная организация подготовки к путешествию.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 68 | 0,178 сек. | 15.27 МБ