На людей, находящихся в экстремальных условиях, воздействует целый ряд различных психотравмирующих факторов.
Одиночество. Для человека, оказавшегося в одиночестве, именно это обстоятельство является одним из главных факторов, воздействующих на психофизическое состояние.
Одиночество «постепенно, неумолимо» заполнило все дни плавания Алена Бомбара на резиновой лодке через Атлантический океан. «Мне кажется, что одиночество наваливается на меня со всех сторон, непомерное, бескрайнее, как океан, словно сердце мое вдруг стало центром притяжения для этого «ничто», которое тогда казалось мне «всем»… Ты пришло само и овладело мной. Ничто не в силах разорвать кольцо одиночества; сделать это труднее, чем приблизиться к горизонту».
Но бывает, что, даже находясь в группе, люди, попавшие в беду, ощущают эти же психотравмирующие факторы. Особенно это часто происходит в группе случайных людей, без руководителя или заметного лидера, когда группа совершенно незнакомых людей разного возраста, пола, общественного положения и интересов, а также совершенно не подготовленная к тяжелым испытаниям в силу сложившихся обстоятельств (авиакатастрофа, землетрясение, кораблекрушение и т. п.), оказалась в экстремальной ситуации вдали от жилья в совершенно незнакомой местности. Поэтому страх за свою жизнь, как механизм психической защиты, — состояние естественное и вполне закономерное.
Монотонность. Это не менее важный фактор нарушения психики. Это однообразие обстановки, например, во время нахождения под землей (в пещере или горной выработке), на море или в океане (на плоту, в спасательной шлюпке или брошенном корабле), в пустыне или зимой в тундре. При этом происходит астенизация (истощение) нервной системы, могущая привести к тяжелому психическому заболеванию.
Под землей человек максимально изолирован от внешнего мира и находится в естественном природном окружении: абсолютное одиночество, никакой связи с поверхностью и тишина. Ученых интересовало, как воздействуют такие условия на человека в течение длительного времени: от нескольких недель до нескольких месяцев. Такие эксперименты были проведены во Франции и других странах. Одним из первых испытуемых, проведших под землей на большой глубине много дней, был француз Мишель Сифр. Эти эксперименты дали удивительные результаты. После длительного пребывания под землей почти полностью исчезают вкусовые ощущения, у самых заядлых курильщиков исчезает желание курить. Но самое главное — это оценка времени, проведенного испытуемыми в пещере. При отсутствии часов они оценили свое 96-часовое пребывание под землей — как всего несколько часов.
Ограничение информации не менее сильно воздействует на человека или группу людей. Отсутствие информации о том, что произошло, может произойти и на что можно рассчитывать в ближайшее время, может вызвать неврозоподобные состояния и явно выраженные неврозы. Это может привести к психическому срыву, необдуманным действиям и панике.
Угроза для жизни тоже воздействует на психическое состояние человека. Когда человеку или группе людей, оказавшимся в экстремальной ситуации, приходится рассчитывать только на свои силы, то следствием этого состояния становится постоянное напряжение. Оно истощает нервную систему человека, провоцирует приступы страха. Страх за свою жизнь, как механизм психической защиты, — состояние естественное и вполне закономерное.
Вполне понятно, что все эти ситуации вызывают вполне нормальные для каждого человека чувства и эмоции. Поэтому логично классифицировать их следующим образом:
Страх:
за свою жизнь при серьезных ранениях и травмах; за жизнь тех, кого мы любим и кто нам дорог; остаться одному;
при потере контроля над своими поступками; при мысли о том, что подобное событие (явление) может повториться снова.
Беспомощность, возникающая, когда произошедшее обнаруживает вашу невозможность что-либо изменить и вы бессильны ему противостоять.
Грусть из-за страха смерти, травм или тяжелых утрат. Тоска от того, что все это происходило.
Вина от того, что вам пришлось лучше, чем другим, то есть за то, что вы живы и не травмированы. Стыд:
за то, что вы разоблачили себя как беспомощного, «чувствительного» и нуждающегося в других;
за то, что вы реагировали на произошедшее не так, как желали бы, не делали того, что следует.
Гнев:
за то, что случилось, и на того, кто является причиной этого; на несправедливость и бессмысленность всего происходящего; за пережитый стыд и обиды;
за отсутствие своего понимания других людей, за безрезультатность попыток объяснить им свои состояния: почему я?
Воспоминания о чувствах, связанных с отсутствием других людей в вашей жизни, которые были травмированы или умерли. Разочарование в себе, в других, в жизни.
Надежда на будущее, на лучшие времена, на то, что все будет хорошо.
Такие чувства и эмоции появляются практически у каждого человека, особенно во время катастроф и аварий, связанных с нахождением в экстремальной ситуации автономного существования. И наиболее ярко они проявляются и становятся интенсивными, если:
много людей погибло;
их смерть была внезапной или, наоборот, сопровождалась тяжелыми предсмертными муками;
из-под обломков транспортного средства, обвала, лавины и т. п. не были извлечены все тела;
была большая зависимость от человека, который умер, или привязанность к нему;
отношения с погибшим или раненым были конфликтные; этому стрессу предшествовали другие.
Лечение всех этих состояний очень простое — дать возможность всем своим чувствам и эмоциям выйти наружу. Это не приведет к утрате самоконтроля, а вот подавление этих чувств может привести к тяжелым последствиям — возникновению неврозов и физическим проблемам. Следует помнить также, что боль душевная, боль от психологической травмы ведет к ее излечению. После преодоления сильного психологического стресса человек может стать более сильным духом, уравновешенным и зрелым.
Учитывая все сказанное, следует принять как непреложный факт, что первая реакция на опасность всегда бывает инстинктивной, поскольку самосохранение — сильнейший инстинкт. Поэтому основное требование при борьбе за выживание — ясность мышления и его концентрация на очередной задаче, стоящей перед вами. Прежде всего, надо оценить ситуацию и спланировать свои действия.
Нельзя думать о себе как о бездомном бродяге. Необходимо вжиться в реальную обстановку, почувствовать себя туземцем (коренным жителем данной местности, приспособленным к окружающей природе). Это, безусловно, поможет сохранить чувство уверенности и остаться живым в создавшейся ситуации.
Конечно, все стрессы — страх, боль, холод, жара и уныние легче переносятся, когда человек не один. Все тяготы и лишения, возникшие при аварии транспортного средства, стихийном бедствии или потере ориентировки (в ненаселенной местности или пещере), легче переносятся в коллективе. Появляется возможность совместного обсуждения своего положения, легче оказать первую помощь пострадавшим. Но есть одно очень важное правило — в группе людей, попавших в экстремальную ситуацию, не должно быть коллективного руководства! Распределение обязанностей уменьшает физические нагрузки. А наличие в группе опытного руководителя позволяет быстро принимать правильные решения.