Темнота делает препятствие невидимым или же сильно искажает его характер, скрывает подлинную опасность. Кроме того, недостаточная физическая и психологическая подготовленность туриста к действиям в темноте, переутомление после трудного дневного марша, снижение зрительной чувствительности от чрезмерного напряжения при ночном зрении, искажение представления о расстоянии, замедление реакции усталых мышц на внезапно возникшую опасность — асе это вместе взятое становится причиной несчастных случаев при ночном передвижении туристских групп.
Опасность ночных переходов в горах обусловлена также трудностью отыскания мостов через трещины и, что не менее важно, определения степени их прочности, крайней сложностью движения по лесу, моренам, крупным осыпям, травянистым склонам при отсутствии троп. Опасен также неожиданный выход группы под висячий ледник, карниз, к камнепадоопасному кулуару или на лавиноопасный склон. Эта опасность возрастает из-за сложности определения степени постигшего группу несчастья и оказания своевременной помощи, трудности принятия правильного решения по ликвидации аварии.
Ночное движение по сложным формам рельефа, за исключением ранних (ночных) выходов к перевалу, совершаемых по уже разведанному или хорошо просмотренному пути, туристы должны производить только в исключительных случаях, связанных с выходом для проведения поисково-спасательных работ, со срочной транспортировкой пострадавшего в ближайший населенный пункт и т. п.
По хорошо известным, легким я безопасным участкам маршрута, по открытому леднику или фирновому плато, не имеющему трещин (о чем группа знает от других туристов, неоднократно бывавших на данном плато), по тропам, проложенным вне леса на путях подхода к высокогорью, можно в случае необходимости двигаться и ночью, особенно в лунную погоду.