Особенности эмоциональной сферы человека теснейшим образом связаны с физиологическими характеристиками процессов возбуждения и торможения, протекающих в головном мозге. При изучении условно-рефлекторной деятельности у животных И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы. Эти типы отличаются друг от друга на основании силы или слабости нервных процессов, их уравновешенности или неуравновешенности (т. е. преобладания одного из них над другим), подвижности или инертности. Классификация типов нервной системы, разработанная И. И. Павловым в результате исследования деятельности головного мозга животных, в основном совпала с характеристикой темпераментов людей, данной две тысячи лет назад «отцом медицины» Гиппократом.
Последний, как известно, описал сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. По И. И. Павлову, сангвиники — это люди с сильными уравновешенными и подвижными нервными процессами; холерики также обладают сильными, подвижными, но неуравновешенными нервными процессами с преобладанием возбуждения над торможением; флегматики характеризуются сильными инертными нервными процессами с преобладанием торможения и, наконец, меланхолики — люди со слабыми процессами возбуждения и торможения.
Современные нейропсихологи различают большее число темпераментов, но для практических целей достаточно учитывать особенности тех, которые описал Гиппократ и в недавнем прошлом исследовал И. П. Павлов.
Сангвиники, обладающие сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами, способны активно и длительно работать, быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое, легко переходить от отдыха к работе, и наоборот. Они умеют найти выход из трудных положений, способны ставить перед собой и решать сложные задачи.
Холерик отличается сильным процессом возбуждения и несколько менее сильным процессом торможения; они у него менее подвижны, и поэтому холерик может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, холерик не в состоянии сразу успокоиться. Он легко возбуждается, так как сильный процесс возбуждения у него недостаточно уравновешен торможением. Поэтому такие люди должны научиться вырабатывать у себя умение сдерживать свои реакции на окружающее.
Холерик, если он невоспитан, труден в общении. Как человек с сильной нервной системой он может оказаться в роли лидера. Холерик-руководитель работает энергично, но его подчиненным подчас тяжело
с ним общаться. Он часто взрывается по пустякам, дергает людей, не всегда соблюдает правила вежливости и т. д. Он бывает груб, создает вокруг себя суматоху, неразбериху и обстановку нервозности, подавляет инициативу.
Флегматик — человек с сильными, но малоподвижными нервными процессами, поэтому он медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит его до конца. Оказавшись в роли лидера или руководителя группы, он будет руководить спокойно и планомерно. Но, однако, он никогда не принимает быстрых решений, и это в аварийных ситуациях иногда чревато пагубными последствиями.
Меланхолики имеют слабые нервные процессы. Они теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, крайне неохотно принимают ответственные решения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе. Люди со слабой нервной системой тяжелее переносят различные неприятности и заболевания. Даже при легкой травме они могут потерять сознание. Период выздоровления у них, как правило, продолжается дольше, чем у людей с сильной нервной системой. Им трудно адаптироваться к изменениям климата, к новой обстановке.
Флегматику трудно общаться с сангвиником. Сангвинику проще общаться с холериком. Флегматику и холерику ужиться очень трудно, однако практика показывает, что знание особенностей людей в силу сложившихся обстоятельств (туристский поход, пребывание на одном судне длительное время, попадание в аварийную ситуацию и нахождение вместе долгое время в автономном режиме существования) помогает наладить отношения даже тогда, когда несоответствие темпераментов создает, казалось бы, достаточные основания, чтобы говорить о психологической несовместимости и угрозе надвигающегося конфликта.