Трещины на ледниках

Причины возникновения трещин на леднике и их местонахождение в большинстве случаев определяются видимыми туристам закономерностями, зная которые участники горных путешествий даже при движении по закрытому леднику могут заранее определить наиболее безопасную трассу движения, установить, на каких участках ледника следует проявлять особую осторожность и внимание.

Но образованию трещин в теле ледника, кроме видимых человеку причин, способствует и характер рельефа дна долины, обусловленный в свою очередь характером слагающих эту долину пород. Этого, естественно, человек не может видеть и знать. Поэтому даже опытный турист, совершая движение по закрытому леднику, может столкнуться с трещинами, о которых он и не догадывался. Чтобы избежать встречи с ними, закрытый ледник следует преодолевать либо по моренам (как береговым, так и срединным), либо по узким карманам между боковой мореной и склоном, не имеющим лавинной опасности. Однако при выходе группы в зону вечных снегов, где морены, как правило, отсутствуют, туристы так или иначе будут вынуждены двигаться непосредственно по леднику.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_11.jpg
Рис. 11
А — береговые трещины; Б — диагональные трещины.

Такое движение следует совершать (если ледник закрытый) только в связках, с тщательной страховкой и с постоянным зондированием всех сколько-нибудь подозрительных мест. Первая связка при разведке трассы маршрута должна состоять из трех человек. Падение в трещину одного не должно привести к сдергиванию в нее двух других туристов. Веревка должна быть полностью выдана (кольца не оставлять, слабины веревки не допускать). Движение участников внутри связки и между связками — след в след.

Выбор пути по закрытому леднику зависит от характера ожидаемых трещин.

При переходе группы со льда на скалы или наоборот туристы могут столкнуться с береговой трещиной (рантклюфтом), идущей вдоль тела ледника и образуемой за счет разницы температур — камни нагреваются сильнее, чем лед, и последний вблизи скал вытаивает. Такие трещины (рис. 11-А) имеют относительно небольшую глубину. Для их прохождения почти всегда можно найти участок, где они засыпаны обломками скал или льда. В зимнее время они засыпаны снегом, однако характер трещины на выбранном для прохождения участке и степень заполнения ее снегом перед началом движения необходимо проверить.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_12.jpg
Рис. 12

При изменении крутизны ложа ледника в его теле возникают поперечные трещины. Если крутизна ледника уменьшается, то появляются трещины в его придонной части (рис. 12). При увеличении крутизны ледник растрескивается в наружной части. Но характер льда ледника неоднороден. Внутренние, глубинные слои, находящиеся под большим давлением, обладают ярко выраженными пластическими свойствами, поэтому, если трещины здесь и возникают, то они быстро замыкаются. Верхние же слои ледника, глубина залегания которых составляет 30-60 м, обладают скорее свойствами хрупких тел. Именно здесь образуются и длительное время сохраняются достаточно глубокие трещины.

При значительном возрастании крутизны перегиба, в связи с хрупкостью верхних слоев и большей (по сравнению с нижними слоями) скоростью их движения происходит значительное растрескивание поверхности ледника, образование и падение отделившихся масс льда. Такие зоны интенсивного разрушения льда называют ледопадами.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_13.jpg
Рис. 13

Они чаще всего образуются при переходе ледника из цирка в долину. При преодолении ледопада зимой следует прежде всего отыскать возможность его обхода по леднику вдоль скал (при отсутствии лавинной опасности). Здесь у скал за счет постоянного схода с них снега в это время трещины бывают, как правило, в достаточной мере засыпаны. На ледопадах, имеющих южную экспозицию, движение можно совершать непосредственно по ледопаду, по его вогнутой части. Именно сюда из-за таяния льда с примыкающих возвышающихся форм падают многочисленные ледяные осколки, заполняя имеющиеся трещины. В солнечную погоду движение по ним следует совершать только в утренние часы. В отдельных случаях некоторые участки ледопада и особенно большие поперечные трещины, пересекающие весь ледник, приходится преодолевать по примыкающим скалам.

Там, где ледник, следуя форме долины, совершает повороты, в его теле образуются радиальные трещины, веерообразно расходящиеся и расширяющиеся к внешней стороне изгиба (рис. 13). Здесь путь группы должен проходить у берега вдоль склона, ближнего к центру поворота.

При выходе ледника из теснины на более широкий участок долины в его теле возникают продольные трещины (рис. 14). В случае закрытого ледника это наиболее опасные трещины. Здесь все туристы одной связки могут, не подозревая опасности, идти вдоль трещины в непосредственной близости от нее, и падение в трещину одного из туристов неминуемо вызовет срыв и остальных. Движение в таких случаях целесообразно совершать или по выпуклым формам ледника или «серпантином» с углом ниток в 45 градусов по отношению к продольной оси ледника.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_14.jpg
Рис. 14

При движении по выпуклым формам рельефа ледника туристы могут столкнуться с сетчатыми (перекрещивающимися) трещинами, возникающими при наползании льда на выступающую часть твердой породы на дне долины. В результате этого лед вспучивается, образуются продольные и поперечные трещины, пересекающиеся между собой (рис. 15). Эти трещины лучше обойти стороной. Если же при обходе такой зоны возникает опасность встречи с имеющимися в ней продольными трещинами, то последние лучше всего обойти по нижней границе выпуклой формы. Здесь туристов могут ждать лишь поперечные трещины.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_15.jpg
Рис. 15

На краях трещин возможно образование снежных карнизов. Поэтому при необходимости движения вблизи больших открытых трещин необходимо предварительно осмотреть (при тщательной страховке) характер трещины и карниза.

В теле ледника ближе к его краям можно встретить диагональные трещины, направленные от краев под углом 45 градусов вверх к его середине. Эти трещины возникают в результате различия скоростей течения льда по ширине ледника. В центральной части скорость течения льда V2 значительно превышает скорость течения у края V1. Поэтому в теле ледника возникают растягивающие силы, направление которых (см. рис. 11-Б) показано линией Д1Д2. Если эти силы велики, то в теле ледника возникают трещины, направленные перпендикулярно к этой линии.

Такие трещины чаще встречаются на участках, где скалы выступают за границы берега в сторону ледника и тем самым уменьшают ширину последнего. Скорость течения льда на этих участках значительно увеличивается, увеличивается и разность скоростей течения льда между краевыми и центральным участками ледника, следовательно, увеличиваются и растягивающие силы.

Так как величина силы растяжения за счет более резкого возрастания разности скоростей у соседних участков увеличивается по направлению к центру, то и характер этих трещин имеет в плане каплеобразную форму: узкую у края и широкую ближе к центру. Обход зон таких трещин можно рекомендовать по самому центру ледника, где разность скоростей соседних участков льда мала и поэтому диагональные трещины отсутствуют.

http://skitalets.ru/books/metod/opas_vgorah2/02_16.jpg
Рис. 16

Верховья ледников расположены в ледниковых цирках. Движение фирна и льда происходит здесь по радиусу от окраины фирнового поля (зоны питания ледников) к его центральной части, а уже отсюда — к выходу из цирка. Из-за такого характера течения льда вдоль краев фирнового поля (параллельно склонам цирка) образуются аркообразные подгорные трещины (бергшрунд), имеющие в своей центральной части большую ширину и глубину (рис. 16). Ближе к основанию арки, в нижней ее части ширина трещины уменьшается, сходя на нет. Если бергшрунд представляет собой серию арок, то чаще всего их основания не соединяются, а располагаются одно над другим, образуя возможные проходы. Летом проход через бергшрунд можно поискать и в вогнутой части склона, которая является в весеннее время желобом для схода лавин. Сходящие лавины образуют здесь прочные мосты. Разумеется, этот путь следует выбирать только при уже сошедших лавинах (ни в коем случае не после снегопада). Подход к снежному мосту должен совершаться из безопасной зоны по одному, с выставлением наблюдателя. Прошедшие опасный участок сразу же выходят из опасной зоны. Преодолевать такие мосты и всю опасную зону следует в утренние часы с тщательной страховкой.

До перехода трещины по снежному мосту необходимо сначала внимательно его осмотреть. В случае движения группы по мосту туристы преодолевают его по-пластунски, со страховкой, но без рюкзаков. При этом они должны стараться распределить вес тела как можно на большую поверхность. Даже по не совсем надежным мостам таким способом можно переправить всю группу. Рюкзаки перетаскиваются отдельно.

Трещины на закрытых ледниках — серьезная опасность. Падение .в них при отсутствии надежной и правильной страховки ведет, как правило, к травме. Если упавший и не получил травмы, но не имеет возможности двигаться (заклинение, ненадежность опоры, на которой упавший сумел задержаться и т. п.), нехватка веревки или неумение других участников путешествия своевременно организовать подъем туриста из трещины, ведет к быстрому его замерзанию.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 73 | 0,194 сек. | 16.22 МБ