Условия сохранения жизни при кораблекрушении в океане или на море

Катастрофа на просторах Мирового океана может произойти по разным причинам. Это и столкновение судов, и попадание на рифы, и результат жестокого шторма или тайфуна. Это может случиться и во время пожара, в результате столкновения с блуждающими минами времен Второй мировой войны. Современная морская статистика неумолима — каждые полтора часа раздается сигнал SOS и каждые сутки гибнет, по крайней мере, одно судно.

Но бывает, что над просторами океана терпят бедствие и воздушные лайнеры. В этом случае у пассажиров воздушных судов остается очень мало времени для того, чтобы покинуть кабину, так как самолет держится на плаву от 10 до 25 минут в зависимости от конструкции и типа авиалайнера.

О поведении людей при кораблекрушении или аварийной посадке воздушного судна на воду подробно рассказывалось в части 1. Но, после того как люди покинули место аварии или катастрофы, наступает не менее ответственный и сложный период. Большое значение имеет в каждом конкретном случае:

место катастрофы (в открытом море, вблизи от берега и т. п.); время суток (день, ночь);

состояние водной поверхности (штиль, штормовая погода, высота волн, сила ветра);

вид спасательного средства (надувной спасательный плот, шлюпка, деревянные конструкции судна, только спасательные жилеты); полное отсутствие любого вида спасательных средств.

В последнем случае проблема выживания стоит достаточно остро и зависит от многих факторов, в частности таких, как:

время суток (ночь, день); удаленность от берега; состояние моря; температура воды; наличие травм; психологическое состояние; угроза нападения акул.

Все эти факторы и определяют сроки выживания человека в возникшей экстремальной ситуации. Из них первые три прямо связаны с возможностью быстрого обнаружения спасателями находящихся в воде людей.

В аварийной ситуации при наличии спасательных средств и их правильном использовании необходимо в первую очередь:

подобрать всех, кто остался в живых и находится вне спасательного средства;

отойти на безопасное расстояние (200—300 м) от тонущего судна; при наличии навигационных приборов и карты наиболее точно определить свое местонахождение, а при отсутствии таковых определить свое примерное местонахождение по следующим признакам: маршрут судна, время в пути от последней известной точки (стоянки или посадки), а также местное время, направление север—юг. Это поможет определить направление на ближайшую сушу или, при наличии средств связи, сообщить свои примерные координаты береговым службам, спасательным судам и самолетам, идущим на помощь;

при отсутствии возможности связи и необходимости самостоятельно двигаться в направлении ближайшей суши желательно вспомнить, какие основные морские течения имеются в данном районе Мирового океана, и довериться им, надеясь на то, что интенсивность и направления движения торговых и пассажирских судов связаны именно с крупными морскими течениями Мирового океана;

приняв решение о самостоятельном плавании, необходимо выяснить, есть ли вода и продукты питания, и распределить их равномерно на максимально большее количество дней автономного плавания. Однако суточная норма воды не должна быть ниже, чем 0,5 л на человека.

Во время автономного плавания на штатных спасательных средствах (шлюпка, спасательный надувной плот) необходимо выяснить наличие на борту сигнальных средств: ракет, сигнальных патронов, фальшфейеров, сигнального зеркала, окрашивающего порошка (флюоросцеина, уранина и т. п.).

Использование сигнальных средств производится только тогда, когда это действительно необходимо, а именно:

ночью используют сигнальные ракеты, так как они хорошо видны в это время суток на расстоянии до 18 км;

днем ракеты можно использовать в том случае, когда проходящее судно находится в пределах прямой видимости на расстоянии 3— 5 км;

сигнализация зеркалом в солнечную погоду весьма эффективна, так как создаваемый им солнечный зайчик виден с борта проходящего судна на расстоянии до 20 км, а с самолета — более 30 км; окрашивающий порошок, растворяясь в воде, создает на морской поверхности большое ярко-зеленое пятно. Такое пятно хорошо видно с высоты в 2—3 км и помогает быстро обнаружить спасательное средство. Для использования окрашивающего порошка пакет, в котором он находится, надо освободить от водонепроницаемой оболочки, опустить в воду и привязать к борту спасательного средства.

Однако следует помнить, что:

сигнальные ракеты, патроны и фальшфейеры требуют осторожного обращения, так как могут прожечь ткань плота или даже травмировать человека. Их используют обязательно с подветренной стороны над водой, держа на вытянутой руке; цветовое пятно, созданное на поверхности воды окрашивающим порошком, в штилевую погоду держится до трех часов, а во время волнения или сильного ветра исчезает за 15—30 минут.

Жизнеобеспечение во время автономного плавания в океане, как уже говорилось ранее, зависит от многих причин. Особую опасность представляет собой:

в условиях жаркого климата — перегрев организма из-за прямой солнечной радиации, связанной с высокой отражающей способностью водной поверхности, а также нагревом резиновой ткани плота, что может привести к быстрому обезвоживанию организма;

в условиях холодного климата (при автономном плавании на спасательном средстве в северной или крайней южной частях Мирового океана) — это переохлаждение организма; судороги мышц живота и нижних конечностей от длительного нахождения на спасательном средстве в вынужденной позе; укачивание;

язвы от разъедания морской водой; болезни глаз;

отсутствие питьевой воды; отсутствие продуктов питания; нервные расстройства; нападение акул.

Борьба с перегревом заключается в постоянном охлаждении тела забортной водой. Для этого достаточно время от времени смачивать морской водой одежду, так как, испаряясь, она возьмет на себя функцию пота. Но ни в коем случае нельзя снимать с себя одежду — это приведет не только к солнечному ожогу, но и к еще большему потоотделению и, соответственно, обезвоживанию организма.

Переохлаждение тела человека происходит не только от низких температур воздуха и воды, но и из-за холодного ветра, мокрой одежды и отсутствия активной мышечной деятельности. Поэтому время от времени необходимо разогреваться, выполняя различные физические упражнения для мышц ног, рук, живота и их активный массаж при возникновении судорог. Хорошо помогает и активная гребля веслами (если они есть на спасательном средстве). Категорически нельзя принимать спиртное, так как оно производит только кажущееся согревание организма.

Тем, кто во время катастрофы на море оказался в холодной воде, нужно запомнить несколько правил, которые помогут замедлить переохлаждение организма:

1. Находясь в воде, голову надо держать как можно выше, так как максимальные теплопотери организма приходятся именно на нее.

2.   Поддерживать свое тело в воде с минимальной затратой физических усилий;

3.   Активно плыть к спасательному средству или к берегу только в том случае, если на это потребуется не более 30—40 минут. Это связано с тем, что человек может находиться в холодной воде с температурой +4 °С, примерно около 1 часа.

4.   При достижении спасательного средства или берега немедленно раздеться и выжать намокшую одежду, а затем согреться любыми доступными средствами (переодеться в сухую одежду, закутаться в парашют, палатку, спальный мешок или, если это на берегу, развести костер).

Укачивание — это еще одна серьезная опасность, возникающая при автономном плавании на спасательном средстве. Реакция организма человека на укачивание или, как ее еще называют, морскую болезнь двояка. В одном случае это тошнота, рвота, холодный пот и сильное слюноотделение. Все это сопровождается головокружением, сильными головными болями, нарушением сердечной деятельности. В другом — снижается работоспособность, появляются сонливость и вялость.

Все это способствует не только неприятным ощущениям и апатии ко всему происходящему, но и к быстрому обезвоживанию организма за счет увеличения потоотделения. Кроме того, рвотные массы, попадающие за борт, могут привлечь акул.

При отсутствии таких медикаментов, как аэровит, пирадоксин или пиридоксаль, при первом же проявлении симптомов укачивания необходимо:

принять горизонтальное положение тела; немного запрокинуть голову;

зафиксировать для себя неподвижные точки горизонта (например, облака или далекие волны);

в момент подъема спасательного средства на гребень волны производить глубокие ритмичные вдохи 10—12 раз в минуту.

Прямые или отраженные от поверхности моря солнечные лучи могут вызвать покраснение слизистой оболочки глаз и обильное слезоточение. Чтобы избежать этого или хотя бы уменьшить боль, можно накладывать на глаза холодные водные компрессы.

Большой проблемой при автономном плавании в океане является нехватка или же полное отсутствие питьевой воды. Конечно, если на штатном спасательном средстве имеется портативный солнечный дистиллятор или химический опреснитель, то эта проблема решается достаточно просто. Но, к сожалению, чаще всего ни того, ни другого может не оказаться. В таких случаях для утоления жажды рекомендуется:

в ночное время собирать росу;

пополнять запасы воды за счет дождей (особенно обильно и часто выпадающих в тропиках); использовать вместо воды рыбий сок;

в самых критических ситуациях некоторые авторы руководств по выживанию на море считают возможным использовать для питья ограниченное количество морской воды. Но в то же время многочисленными исследованиями доказано, что употребление морской воды чаще всего приводит к гибели. Поэтому те отдельные случаи, когда попавшие в экстремальную ситуацию на море выжили за счет того, что пили морскую воду, еще не могут служить доказательством возможности ее употребления.

Возможности пополнения пищи в морях и океанах достаточно велики. В пищу можно употреблять большинство рыб, многих из них можно есть сырыми.

Ловить рыб можно рыболовными снастями, имеющимися на спасательном средстве, или же соорудить их из подручных материалов. Вместо лески использовать парашютные стропы, шнурки от ботинок, толстые нити от распущенных тканей (брезента, парусины, палатки и т. п.), вместо крючков использовать значки, булавки, пуговицы; острогу можно изготовить из ножа, привязанного к веслу. Если есть накомарник, то он может быть использован для сбора планктона. Некоторые виды рыб сами появятся на вашем столе — это так называемые летучие рыбы. Они в больших количествах встречаются в тропиках. Часто выскочив из воды и пролетев от нескольких десятков до нескольких сот метров, летучие рыбы падают прямо в лодку или на плот. В ночное время их чаще всего привлекает свет фонаря или белый парус.

При ловле рыбы следует помнить о мерах безопасности:

никогда не наматывать леску на руку; не закреплять леску за борта спасательного средства; следить за тем, чтобы не повредить крючком или острогой резиновую оболочку спасательного плота.

Вкусным мясом обладает гигантская медуза аурелия. Вес отдельных экземпляров достигает иногда 10 кг. Но не менее ценным продуктом питания в океане могут служить и головоногие моллюски — кальмары, населяющие практически весь Мировой океан, от Арктики до Антарктики. Ловить кальмаров можно при свете фонаря прямо с лодки или плота на несколько связанных между собой крючков с наживкой из мелких рыбешек или рыбьих внутренностей.

Еще в качестве пищи может служить планктон. Достаточно неаппетитная на вид буро-зеленая масса на самом деле достаточно вкусна и напоминает смесь водорослей с креветками. Однако длительное употребление планктона совсем не безвредно для организма человека, так как в нем содержатся сильноядовитые микроскопические морские жгутиконосы динофлагелляти. Отравление может наступить уже через 10— 15 минут с тяжелыми последствиями, вплоть до паралича конечностей. Само отравление сопровождается сильной рвотой, поносом, головокружением и общей слабостью.

Довольно легкой добычей могут стать и некоторые виды птиц, встречающихся в океане иногда за тысячи километров от берега. Одна из них — альбатрос. Этот крупный пернатый хищник часами кружит над волнами в поисках добычи. Приманку в виде рыбешки, насаженной на крупный крючок, альбатрос увидит издалека и хватает не раздумывая.

Прежде чем употреблять мясо альбатроса в пищу, необходимо снять с него шкурку вместе с перьями и обязательно удалить весь слой подкожного жира, придающего мясу неприятный вкус и запах.

Усталость, связанная с тяжелыми условиями автономного существования, истощение организма от нехватки воды и пищи часто приводят к нервным расстройствам. У человека или даже целой группы людей, находящихся в океане, возникают или повышенная возбудимость, зачастую переходящая в агрессию по отношению к товарищам по несчастью, или же полная депрессия. Самые лучшие средства от того и другого — это занять себя какой-либо работой, но не забывая при этом о полноценном отдыхе и сне.

Еще одна немаловажная проблема, с которой сталкиваются люди в океане, — это угроза нападения акул. Конечно, самая большая опасность подстерегает тех, кто находится непосредственно в воде, а не внутри спасательного средства. Это чаще всего происходит в момент катастрофы, когда в воде появляется кровь раненых и продукты различных выделений организма человека (моча, кал, рвотные массы), что и привлекает акул.

При угрозе атаки акулы на человека, находящегося в воде, рекомендуется:

отпугнуть акулу резкими обманными движениями в ее сторону; свернуть в сторону, противоположную направлению движения акулы;

отпугнуть акулу сильным хлопаньем ладонями по воде; при непосредственной близости наносить ей сильные удары руками или ногами (если есть, то и ножом), а при возможности крепко ухватиться за боковые плавники и проплыть в таком положении вместе с акулой некоторое расстояние.

Если же акула появилась возле спасательного средства (лодки, плота, обломков судна), то необходимо:

отодвинуться от края спасательного средства;

не выбрасывать за борт остатки пищи;

не чистить рыбу и не выбрасывать в воду ее внутренности;

прекратить ловлю рыбы;

наносить удары веслами или чем-либо другим по ее голове и жабрам, но так, чтобы самому не упасть в воду или не перевернуть спасательное средство резкими движениями.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 68 | 0,148 сек. | 13.55 МБ