Горные реки не раз преграждали путь туристским группам. Порой их бурный поток заставлял даже опытных туристов отказаться от плана дальнейшего путешествия, иногда заставлял их ждать сутки, двое, трое. Но не у всех хватало мужества повернуть назад, времени, чтобы ждать. И тогда происходил несчастный случай…
Особенности горной реки обусловлены в первую очередь источниками ее питания (таяние снежников и ледников). Это оказывает влияние на следующие характеристики реки:
1. Изменение мощности потока. В верховьях сила потока, а также глубина русла относительно невелики. Русло имеет обилие крупных камней. Большинство из них закрыто водой не полностью. Все это позволяет довольно легко организовать переправу вброд или над водой (по камням).
В средней части течения сила потока значительно возрастает за счет стока горных ручьев с хребтов, окружающих долину. Сильное течение увлекает вниз по долине даже большие камни. Над водой возвышаются только наиболее крупные из них. Здесь возможны переправы над водой (веревочные) и реже-переправы вброд.
В нижней части течения в связи с дальнейшим увеличением ширины и глубины русла реки и некоторым снижением скорость течения потока организуются переправы по воде: на лодках, плотах, с помощью надувных средств (при скорости течения не выше 3-4 м/с). Поскольку в нижнем течении реки туристы могут встретить и населенные пункты, то, помимо указанных, могут быть организованы переправы на лошадях, а также по существующим кладкам, висячим и другим мостам.
Помимо непосредственного воздействия на переправляющегося вброд туриста (о чем будет сказано ниже), сильный поток оказывает влияние на устойчивость некоторых даже крупных камней. Иногда для того, чтобы неустойчиво лежащие камни пришли в движение, достаточно небольшого дополнительного воздействия со стороны туриста: опора или удар ногой при переправе вброд, прыжок при переправе над водой. Не только сам движущийся камень может сбить туриста с ног, придавить или заклинить его ногу. Попытка избежать встречи с движущимся камнем приводит к потере равновесия, а быстрое течение тут же сбивает туриста с ног. Упавший, даже несмотря на страховку, нередко получает серьезные травмы в результате ударов о камни при неуправляемом движении в бурном потоке.
2. Резкие сезонные и суточные колебания уровня расхода воды. Зимой уровень воды в горных реках резко снижается, скорость течения падает и участки поверхности реки с наиболее спокойным движением воды замерзают. Наибольший уровень воды наблюдается летом во второй половине дня, а для средней части течения реки, то есть далеко от источников ее питания, — и до самой ночи. Но уже в вечерние часы при заходе солнца, а тем более ночью, процесс таяния снега и льда в горах за счет понижения температуры воздуха значительно сокращается. Поэтому наиболее целесообразным временем переправы вброд или по камням являются утренние часы (с 5 до 9 часов утра). Суточное изменение уровня реки в жаркие солнечные дни может достигать 50-60 см.
Если при пасмурной погоде без осадков уровень реки почти не отличается от минимального его суточного значения, то в периоды дождей или тепловых ветров (фенов) он изменяется очень резко, независимо от времени суток. Продолжительные ливневые дожди иногда приводят к паводкам, в результате которых могут быть снесены временные мосты и кладки.
3. Отсутствие видимости характера дна реки. Если у значительного количества рек Кавказа, Алтая и Центрального Тянь-Шаня в обычных условиях при глубине потока 0,5-0,6 м прозрачность потока еще позволяет рассмотреть характер дна, то у горных рек Памира, Северного и Западного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Фанских гор из-за наличия в воде мельчайших взвешенных частиц почвы и легкоразмываемых пород дно не просматривается даже при незначительной глубине. В периоды дождей, а также весной при сильном таянии снега на окружающих склонах или сходе к реке грунтовых лавин такое явление характерно для всех горных рек.
Когда дна реки не видно, турист при выборе опоры для очередного шага должен буквально прощупывать ногой каждый камень. Окончательно вес тела на эту ногу переносится только после опробования выбранной опоры на прочность и на возможность упора, выдерживающего поток воды.
4. Низкая температура воды. Время допустимого пребывания человека в холодной воде зависит от закалю.: организма и степени погружения тела в воду. Так, при погружении по колено в воду, имеющую температуру плюс 5°С, это время не должно превышать 12-15 минут. Но в верховьях горной реки температура воды нередко падает до + 2°С. Даже непродолжительное пребывание в такой воде рассеивает внимание туриста, заставляет двигаться скорее, вопреки элементарным требованиям обеспечения безопасности.
Во время сложной переправы вброд через широкую водную преграду при условии длительного пребывания в воде следует избегать резких движений, так как эластичность связочно-сумочного аппарата при охлаждении резко снижается, следовательно возможность травматизма возрастает. Поэтому достаточно сложные переправы необходимо совершать в брюках и обуви.
На характер горной реки оказывает влияние также рельеф дна долины:
1. Каменистое, неровное дно придает движению воды турбулентный (беспорядочный) характер, способствующий, правда, некоторому снижению скорости потока. Вместе с тем большие камни разбивают поток на отдельные струйные течения, скорость движения которых может превышать максимальную скорость течения неразветвленной части реки.
2. Крутые берега, как правило, в верховьях горных рек затрудняют не только организацию надежной страховки передвижения туристов через поток, но и переправу.
3. Скорость движения потока, из-за того что дно горной долины, особенно в верховьях, имеет значительный перепад высот, может достигать 6-7 м/сек, а на отдельных участках (в теснинах или в каньонах) бывает еще выше.
Высокая скорость течения, неровное каменистое дно, движение камней, низкая температура воды, а иногда и крутые берега служат серьезным препятствием для туристских групп, переправляющихся через достаточно широкую бурную реку. Но главная опасность — сила воздействия потока на туриста, определяемая рядом факторов, важнейшими из которых являются скорость течения потока и глубина русла (рис. 17).
Таблица 3
Скорость течения потока, м/сек | Сила воздействия потока (кгс) на человека при глубине погружения | ||
до пояса (1,05 м) | до паха (0,9 м) | до колена (0,5 м) | |
0,5 | 2,65 | 2,29 | 1,26 |
1,0 | 10,60 | 9,18 | 5,04 |
1,5 | 23,85 | 20,65 | 11,34 |
2,0 | 42,40 | 36,76 | 20,16 |
2,5 | 66,25 | 57,34 | 31,50 |
3,0 | 95,40 | 82,68 | 45,36 |
3,5 | 129,85 | 112,45 | 61,75 |
4,0 | 169,60 | 146,88 | 80,64 |
4,5 | 214,65 | 185,89 | 102,06 |
5,0 | 265,00 | 229,50 | 126,00 |
5,5 | 320,65 | 277,69 | 152,46 |
6,0 | 381,60 | 330,48 | 181,44 |
Рассмотрим переправу вброд в верховье при наиболее типичной глубине реки (до колена, до паха, до пояса). Здесь характеристика силы воздействия потока на переправляющегося туриста имеет следующие величины.
Какую же величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна быть больше или равна силе трения ног туриста о дно реки. На силу трения существенное влияние оказывает вес человека, сила сцепления подошвы его ног с дном реки, которая в свою очередь зависит от того — босиком или в обуви (обычная гладкая подошва, профилированная или отриконенная) осуществляется переправа, от положения ступни ног, от величины и расположения камней, от того, насколько ровна и скользка поверхность камня и т. д. К уменьшению силы трения, начиная с глубины переправы порядка 0,8-1 м, приводит и уменьшение веса тела человека, определяемое по закону Архимеда. Так, при погружении до пояса вес у человека средней комплекции уменьшается примерно на 40 кгс.
Рис. 17.
Рис. 18
С учетом этих замечаний получены следующие экспериментальные данные о силе давления потока на человека при его массе 70 кг и глубине погружения до паха, при которой величина трения уменьшается до нуля, т. е. человека начинает сносить (см. табл. 4).
С учетом последних данных мы можем определить область значений силы потока, при которой еще возможна организация переправы вброд в зависимости от глубины и скорости течения потока (рис. 18).
Таблица 4
Характер дна / Вид обуви |
Сила давления потока (кгс) на человека при которой величина трения уменьшается до нуля | ||
мелкие камни округлой формы | мелкие камни с резкими гранями | крупные гладкие скользкие камни | |
Отриконенная подошва | 69 | 76 | 91 |
Профилированная подошва | 65 | 71 | 63 |
Гладкая подошва | 61 | 66 | 42 |
Отсутствует обувь (босиком) | 50 | 38 | 48 |
Однако туристы не должны рассчитывать на максимальные нагрузки, которые человек может выдержать в обычных условиях. Неровное дно, характер уклона поверхности камня, на который опирается турист, скользкие или непрочно лежащие камни, резкое изменение скорости течения воды при переправах вброд вблизи скопления больших камней, рывок страхующей веревки при провисании и касании ею поверхности воды, возможный удар по ногам камнем, который сильный поток тащит за собой по дну реки, наконец, низкая температура воды — все это при очередном шаге может привести хотя бы к частичной потере устойчивости, в результате чего турист будет сбит с ног.
Естественно, что у каждого туриста имеются свои данные (вес, рост, сила и опыт), определяющие индивидуальную «проходимость» водной преграды. Но как бы то ни было, подготовка к сложной переправе и сама переправа требуют от туристов самого серьезного отношения.
К сожалению, нередко приходится наблюдать, что подготовка к горному путешествию сводится в основном, только к изучению перевалов. О переправах даже через очень бурные горные реки группа подчас имеет весьма слабое представление. Но чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию (от одного-двух, а в периоды дождей и большего количества дней). В ряде случаев для разведки участка, позволяющего обеспечить безопасность переправы, группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль скальных прижимов, трудность преодоления которых не уступает трудности преодоления перевала, наиболее сложного для данного маршрута. Наконец, о сложности организации переправ говорит и тот факт, что количество несчастных случаев, связанных с преодолением водной преграды, занимает второе место среди всех других причин несчастных случаев в горных туристских путешествиях.
Характерными ошибками, допускаемыми туристами, например, при организации переправы с помощью перил, являются:
— применение схватывающего узла при движении по перилам. В результате, если поток сбил переправляющегося туриста с ног, группа не может с помощью страховочной веревки вытянуть его обратно на берег. Если же страховочная веревка отсутствует, то при вытягивании пострадавшего на берег на перильной веревке, обрезанной у одного из мест крепления, схватывающий узел может ослабнуть и турист соскользнет в воду;
— длина репшнура, идущего от страховочного пояса (грудной обвязки) до перил, больше длины рук. Здесь, в случае срыва, не имея возможности дотянуться до перил, турист так и не сможет восстановить равновесие;
— движение без рукавиц. Обжигая руки, турист уже не может сосредоточить основное внимание на правильный выбор точки опоры, на правильное положение тела. В результате — срыв;
— быстрое передвижение. В этом случае скользящий по перилам карабин систематически наезжает на кисть выбрасываемой вперед руки, защемляет ее, причиняя острую боль. Поэтому все внимание турист сосредоточивает на своевременную перестановку руки, а не на выбор хорошего упора для ноги;
— при движении турист не выбирает слабину перильной веревки, не отклоняет туловище назад. При малейшей потере равновесия турист натягивает веревку, которая, пружиня, тут же отбрасывает его в противоположную сторону, к чему он совершенно не готов. В результате — непредвиденное купание и мокрый рюкзак.
Каким же образом туристы должны обеспечивать безопасность переправы при путешествии в горах?
Не касаясь глубоко вопросов техники переправ, можно дать следующие, в основном организационные и тактические рекомендации.
Во-первых, несмотря на недостаточную стабильность характера русла реки и самого потока, туристы в своих отчетах наряду-с описанием перевалов должны прилагать подробные схемы, фотографии и описания переправ, что позволит ориентировать следующие группы на сложность прохождения тех или иных водных преград. Наблюдение за выполнением указанных требований — одна из обязанностей горных маршрутно-квалификационных комиссий (МКК).
Во-вторых, к сожалению, наиболее опытные участники многих туристских групп хорошо владеют техникой только двух-трех способов переправ, которые иногда не могут быть приемлемы для всех туристов. Кроме того, эти способы могут быть хороши для рек и берегов определенного типа, но не обеспечивают безопасность в других случаях. Некоторые из туристов, обращая внимание на способ переправы, забывают про элементы страховки, а подчас и просто ими пренебрегают. Все это говорит о том, что при дневках или в процессе движения при переправах через несложные реки туристы должны регулярно проводить занятия с целью изучения новых для них способов переправ, овладевать практическими навыками их организации.
В-третьих. Еще задолго до выхода на маршрут, при разработке графика движения группа должна так составить его, чтобы туристы подошли к сложной переправе ближе к вечеру. Это позволит им успеть до наступления темноты произвести осмотр реки и ее берегов, определить лучший участок для организации переправы ранним утром следующего дня.
В-четвертых. Любая переправа вброд должна начинаться с определения основных, влияющих на ее безопасность характеристик, то есть с разведки, которая складывается из следующих этапов:
— осмотр местности с целью определения типа возможной переправы (вброд, над водой, по воде);
— определение участка реки и берега, удовлетворяющих требованиям организации выбранного типа переправы. Например, для переправы вброд следует подыскать участок реки с минимальной (по всему сечению) скоростью течения, ровным дном, малым количеством крупных камней, возможно меньшей глубиной русла реки, небольшой крутизной берегов. Следуег также определить возможность заброса и закрепления веревки с помощью кошек, крючьев или камней на противоположном берегу, а также возможность организации (в случае необходимости) промежуточного пункта страховки или места отдыха на одном из островков или отмели;
— определение конкретного движения первых участников для переправы вброд (с шестом, стенкой, кольцом) или характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка промежуточных камней, укладка и закрепление бревна, подготовка опоры для натяжения перил при переправе над водой);
— выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы;
— назначение участника (участников) для первой переправы вброд с шестом, а при одновременной переправе нескольких человек (стенкой, кольцом) — и старшего группы для руководства действиями переправившихся туристов на другом берегу, когда грохот воды не дает возможности организовать связь голосом с основной группой;
— назначение людей на страховку;
— инструктаж первых участников переправы о дальнейших действиях при выходе на противоположный берег по организации переправы остальных туристов, а также о действиях каждого из них в случае срыва в воду;
— инструктаж страхующих о действиях каждого из них в случае срыва участников переправы;
— переправа участника (участников), входящего в разведывательную группу.
Наиболее безопасное место переправы — участок реки, где сила воздействия потока на человека минимальная, то есть, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая (например, разделение реки на несколько рукавов). Наличие отдельных островков позволит организовать не только отдых участников, но и эффективную разведку дальнейшего пути движения через реку.
Рис. 19
Рис. 20
Не следует искать переправу в местах поворота русла реки. На таком участке измерения скорости потока, проведенные туристами в средней части реки (где, казалось бы, скорость потока должна быть наибольшей), не соответствуют истинной скорости течения. Это объясняется тем, что быстрое течение размывает дальний от центра поворота берег, делает его крутым и труднодоступным, а главное, поток углубляет русло реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды. Понятно, что сила воздействия потока на переправляющегося в этом месте туриста также возрастает.
При определении скорости движения потока следует иметь в виду следующее:
при установившемся (ламинарном) режиме (в среднем течении реки) скорость движения потока по ширине русла неодинакова: так она достигает наибольшей величины по оси потока и близка к нулю у берегов, то есть имеет колоколообразную форму (рис. 19)..В верховьях поток имеет турбулентный характер. Здесь частицы жидкости оказываются как бы перемешанными между собой и поэтому существенной разницы в величинах скоростей движения отдельных струй в ядре потока не наблюдается.
Распределение скоростей в вертикальном сечении потока имеет почти аналогичный характер. Изменение происходит лишь в верхней части потока в месте соприкосновения воды с атмосферой, которая как бы тормозит скорость течения верхних слоев (рис. 20). Однако при ветре, совпадающем с направлением течения реки, верхняя часть кривой может быть выгнута даже в сторону течения.
Опыты показали, что средняя скорость потока по вертикали примерно равна значению скорости, измеренной на глубине 0,6h. В практике туристских путешествий достаточную точность обеспечивает определение средней скорости потока по величине скорости течения поверхностного слоя воды Vо, которая измеряется достаточно легко с помощью брошенной в воду палки, щепки и т. п. предметов. Зная Vo, можно вычислить и среднюю скорость течения: для мелкого русла (верховья реки) она будет равна 0,8 Vo, для большой глубины (среднее течение реки) — 0,9 Vo.
Разведка должна определить и характер дна реки. Если дно и не просматривается, то об отсутствии крупных камней на неглубоких (до 1 метра) участках говорит гладкая поверхность потока. В то же время наличие не только видимой части камней, но и бурунов, пенистых валов, ярко выраженных струйных течений свидетельствует либо о малой глубине русла реки, либо о значительном количестве крупных камней при глубине потока более метра. Поскольку местное увеличение скорости движения сохраняется ниже этих камней по течению на расстоянии 3-5 метров, то трассу переправы вброд не следует прокладывать в указанной зоне. Данное правило, однако, не распространяется на крупные одиночные камни. За таким камнем в результате завихрения обтекающих его потоков скорость течения минимальная. Поэтому здесь можно организовывать место промежуточной страховки или кратковременного отдыха переправляющегося участника.
Если в группе, переправляющейся через быструю и достаточно опасную реку, более 25 человек, то следует выставить спасательный пост. Задача поста — перехват и извлечение из потока туриста, сбитого с ног (при переправе вброд) или упавшего в воду (при переправе над водой).
Спасательный пост состоит из 3-4 наиболее сильных, рослых и хладнокровных туристов, умеющих принимать правильные, здравые решения в сложной и быстро меняющейся обстановке. Пост размещается в 20-25 м от переправы. Такое расстояние будет пройдено сбитым потоком туристом за 4-10 сек (в зависимости от скорости движения воды). Этого времени вполне достаточно, чтобы турист пришел в себя после первого испуга и чтобы спасатели успели предпринять все необходимые меры для его спасения.
Перед тем как окончательно установить пост, выделенные спасатели вместе с руководителем группы определяют участок (участки) возможного движения туриста в воде после срыва. Для этого от места переправы в различные места потока (у ближнего и дальнего берегов, в центре) кидают поленья, щепки и другие плавучие предметы. Участки их прохождения в воде по сечению предполагаемого места установки поста замечаются. Затем спасатели проверяют реальность оказания возможной помощи, для чего один из них выходит к установленному участку. Если спасателя поток сносит, нужно изменить (на 3-5 м в ту или иную сторону) место установки спасательного поста и вновь проверить реальность оказания возможной помощи.
Но бывает и так, что попытки подхода к установленным участкам возможного прохождения сбитого потоком туриста оказываются безуспешными, а выбранное место переправы является наиболее целесообразным. Тогда организация спасательного поста отменяется. Руководитель группы в этом случае должен еще раз оценить безопасность переправы, а затем и выбранный способ переправы и наметить все меры, гарантирующие обеспечение безусловной надежности страховки в случае возможного срыва.
Когда будет установлено, что пост сумеет оказать реальную помощь, то в зоне его действия на высоте 10-15 см над водой натягивается веревка (путем заброски ее с кошкой или крюком на другой берег), предназначенная для того, чтобы плывущий турист хотя бы на непродолжительное время смог самостоятельно задержаться на ней, чем значительно облегчит работу спасателей. Для лучшего выделения веревки на фоне бурного потока и камней к ней на вероятных участках встречи с плывущим туристом следует заранее привязать короткие яркие ленточки.
Необходимо четко распределить функции спасателей: один в случае срыва туриста быстро входит в поток и работает в воде, остальные страхуют его. При относительно большом удалении от берега участка возможного прохождения плывущего туриста допускается организация поочередного для всех спасателей кратковременного (учитывая низкую температуру) дежурства непосредственно в воде. Перед входом в реку спасатели должны хорошо прогреться либо у костра, либо с помощью энергичных движений (бега). Длительное пребывание спасателя в воде нежелательно, так как это приводит к его замерзанию и утрате способности оказать действенную помощь сбитому потоком туристу. Дежурство в воде не должно превышать 3-4 минут (т. е. практически времени переправы одного человека). При выходе из воды необходимо снова прогреться и выпить несколько глотков горячего чаю.
После организации поста руководитель группы еще раз напоминает участникам правила преодоления реки, связанные с выбранным типом переправы. Затем он подводит группу к месту расположения спасательного поста и показывает вероятный участок прохождения сорвавшегося в воду туриста, расположение натянутой веревки, местонахождение спасателей в момент перехвата и ориентиры этого места. Только после этого группа возвращается к месту переправы и по команде руководителя в указанном им порядке начинает движение через реку.
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ. ВЕТЕР
Очень часто причиной возникновения опасности в горах является ветер. Как об этом указывалось выше, он способствует образованию камнепадов, появлению на склонах снежных «досок», возникновению снежных карнизов, маскировке трещин. Под воздействием ветра осуществляется метелевый перенос снега, приводящий к скоплению в складках местности больших снежных масс и, следовательно, к возникновению лавинной опасности.
Известно, что скорость ветра с высотой возрастает. Но чем выше скорость, тем большее воздействие оказывает ветер на людей, находящихся в зоне его распространения.
Следует знать, что каждому ветру соответствуют средние значения скоростей, измеряемые либо в баллах, либо в м/сек. Но каждому ветру соответствуют и свои максимальные значения скоростей, которые имеют отдельные, наиболее сильные порывы (шквалы). Параметры (скорость и давление) этих шквалов в 3-4 раза превосходят средние величины данного ветра. Естественно, что шквал представляет наибольшую опасность для людей. Это хорошо видно из таблицы 5.
Ветер, имеющий среднюю скорость 15-20 м/сек, — не такая уж редкость в высокогорье. При таком ветре человеку, получающему удар шквала силою 80-100 кгс, не трудно потерять равновесие и сорваться, особенно если он движется по крутому склону или острому гребню. Поэтому в период сильных ветров преодоление открытых участков, грозящих опасностью срыва, необходимо совершать с обязательной веревочной страховкой.
Горовосходителей нередко поджидают фены (в Джунгарии-ибэ, на Памире-гармсиль) — местные теплые ветры, дующие с гор. Здесь опасность заключается в том, что фены увлажняют и уплотняют верхний слой снега, что в свою очередь может способствовать образованию на склонах снежных «досок».
Таблица 5
Сила ветра, баллы | Наименование ветра | Скорость, м/сек | Давление (кгс), оказываемое на стоящего человека | ||
среднее значение | шквал | при средней скорости ветра | при шквале | ||
0 | Штиль | 0-0,5 | 1,0 | 0 | 1,1 |
1 | Тихий ветер | 0,6-.1,7 | 3,2 | 0,2 | 0,8 |
2 | Легкий ветер | 1,8-3,3 | 6,2 | 0,9 | 3,1 |
3 | Слабый ветер | 3,.4-5,2 | 9,6 | 2,2 | 7,5 |
4 | Умеренный ветер | 5,3-7,4 | 13,6 | 4,5 | 15,0 |
5 | Свежий ветер | 7,5-9,8 | 17,8 | 7,8 | 25,2 |
6 | Сильный ветер | 9,9-12,4 | 22,2 | 12,5 | 40,0 |
7 | Крепкий ветер | 12,5-15,2 | 26,8 | 18,8 | 58,4 |
8 | Очень крепкий ветер | 15,3-18,2 | 31,6 | 27,0 | 81,3 |
9 | Шторм | 18.3-21,5 | 36,7 | 37.5 | 109,7 |
10 | Сильный шторм | 21,6-25,1 | 42,0 | 51,1 | 143,3 |
11 | Жестокий шторм | 26,2-29,0 | 46,5 | 64,4 | 183,5 |
12 | Ураган | больше 29,0 | 53,0 | 89,5 | 229,0 |
В приведенных расчетах поверхность тела туриста, стоящего с рюкзаком, принята за 1 м2.
Фены возникают, когда разность давлений по обе стороны хребта, имеющего относительную высоту не менее 800-1000 м, достигает больших величин. В этом случае воздух из долины с более высоким атмосферным давлением переваливает через хребет в соседнюю долину, где давление более низкое. При подъеме воздушные массы сначала охлаждаются (в среднем на 0,6° при подъеме на каждые 100 м), влажность их повышается, причем часть конденсированных водяных паров может выпасть в виде осадков. Затем при опускании воздушных масс на другую сторону хребта в связи с повышением давления они будут нагреваться. Величина повышения температуры составляет здесь уже 1° на каждые 100 м потери высоты. Влажность при этом резко уменьшается. Поэтому к подножию склона (на дно соседней долины) такой воздух придет сильно нагретым и сухим. Так, на Северном Кавказе среднее повышение температуры воздуха при фенах достигает 8-15 градусов.
Значительную опасность представляет ветер в сочетании со снегом, а снегопады даже в летнее время — обычное явление на больших высотах.
В период снегопадов, сопровождаемых сильными ветрами, группу могут ожидать:
верховая метель (верховая — поскольку в движение вовлекаются только частицы снега, падающего сверху)-падающий наклонно к горизонту снег, коснувшись земли, остается лежать на месте;
общая метель — падающий снег, коснувшись земли под воздействием сильного ветра, вновь поднимается в воздух и, пролетев некоторое расстояние, опять падает на склон. Помимо этого, ветер выбивает из поверхностного покрова частицы снега, которые также включаются в общее движение;
пурга — дальнейшее возрастание силы ветра — приводит к тому, что движение воздуха у самой поверхности земли приобретает беспорядочное, вихревое движение, поддерживающее падающие снежинки во взвешенном состоянии. Сильный ветер вовлекает в движение также значительное количество снега из верхнего слоя снежного покрова. Таким образом, при пурге общая масса переносимого снега резко возрастает. В горных районах во время сильной пурги образуются огромные снежные вихри, поднимающие частицы снега на высоту до 100 метров. Мощность вихрей бывает настолько велика, что они могут порвать или сорвать установленную палатку, сбить человека с ног, вызвать камнепад.
Иногда можно наблюдать метелевый перенос снега и в ясную без осадков погоду. Это происходит, когда верхний слой снежного покрова под воздействием ветра «размывается» и сильно размельченные части снега вовлекаются в движение. Если слой движущейся снежной массы не превышает 1,5-2 м, то такое явление называется поземкой. Если снег поднимается на десятки метров — низовой метелью (поскольку в движение вовлекаются частицы снега снизу, с земли).
Сильный встречный ветер, несмотря на значительное нервно-мышечное напряжение замедляет скорость передвижения человека на 20-25%, препятствует дыханию, нарушая его нормальный ритм и увеличивая нагрузку на дыхательную мускулатуру. Помимо этого, продолжительный сильный ветер оказывает влияние и на нервную систему, вызывая возбуждение и раздражение. Раздражающее действие начинает проявляться уже при скорости ветра свыше 6-7 м/сек.
Туристская группа, застигнутая сильной метелью, а тем более пургой, должна тут же выбрать безопасное место и приступить к организации бивака. Если же группа продолжит свое движение по маршруту, то здесь туристы подвержены двум опасностям.
Первая — резкое сокращение горизонтальной видимости и быстрое исчезновение следов на снегу. Это может привести группу не только к выходу на лавиноопасный склон, к камнепадоопасному кулуару, под карниз или висячий ледник, но и при разбивке группы на отдельные отряды, вызванной, например, попыткой организации разведки дальнейшего пути, — к потере контакта между отдельными отрядами.
Вторая — усиленное охлаждение организма. Так, начиная со скорости ветра примерно 15 м/сек, дальнейшее увеличение скорости на 1 м/сек равноценно понижению температуры воздуха на величину около 5°С. При этом увеличивается отдача тепла организмом, например, при скорости движения воздуха 0,9-1,3 м/сек она в два раза больше, чем при неподвижном воздухе.
Снег, попадая на открытые участки тела, тает и, частично испаряясь, отнимает большое количество тепла, что вызывает сильный озноб и приводит к быстрому обморожению. Страдают и глаза, поражаемые частичками метелевого снега при движении без защитных очков. Для предохранения лица от ветра необходимо иметь маску, сшитую из плотного материала (например, палаточная ткань) с внутренней подкладкой из тонкой шерсти или фланели.
В условиях высокогорья даже в летнее время сильные ветры могут привести к обморожению туристов, поэтому при разработке сроков проведения путешествия необходимо исключить периоды наиболее сильных ветров, а при разработке самого маршрута учесть направление господствующих ветров, чтобы оно не было встречным.