Известный исследователь лавин В. Фляйг отмечал: «… нет особенно лавиноопасных районов, но есть смертельно опасные условия погоды и состояния снега». Поэтому при движении даже по заранее разработанному маршруту, проходящему, казалось бы, по самым безобидным участкам, туристская группа в особых, неожиданно сложившихся метеоусловиях может встретиться с лавиной и в силу своей неподготовленности подвергнуться серьезной опасности.
При передвижении в горах туристам для избежания встреч с лавинами необходимо придерживаться следующих основных правил выбора наиболее безопасного маршрута.
У Снежного покрова, лежащего на склоне, происходит не только уплотнение снежных масс, но и их медленное оползание.
Скорость движения снега колеблется от 1 до 30 мм в сутки, при этом нижние слои движутся медленнее, а верхние — быстрее. В результате в снежном покрове возникают как сжимающие, характерные для нижней части склона, так и растягивающие напряжения, характерные для его верхней части. Таким образом, наиболее слабое место склона находится в его верхней части, поэтому и сход лавин начинается, как правило, именно отсюда.
Выбрав путь в самой верхней части лавиноопасного склона (выше линии максимального напряжения снежного пласта), группа может вызвать образование лавины из рыхлого снега. Однако, учитывая небольшую величину снежных масс, находящихся выше туристов, и то, что свою силу лавина наберет только на участке склона, расположенного ниже группы, такая лавина серьезной опасности представлять не будет.
Наоборот, если траверс совершается ближе к нижней части склона, когда горовосходители, передвигаясь по снегу, разрушают его естественную опору (или, как говорят, подрезают склон), то происходит сначала некоторое незначительное (на ширину цепочки следов или лыжни) перемещение снега, мгновенно приводящее в движение вышерасположенные массы снега, то есть лавину. Степень лавиноопасности зависит и от формы склона. Так, выпуклые склоны особенно опасны в своей верхней части, а вогнутые — в нижней.
Иначе следует преодолевать склоны, имеющие своей поверхностью снежную «доску». Здесь на насте, где практически не остается следов не только от ботинок, но и от острых кантов лыж и даже от зубьев кошек, передвижения (сползания) снега не происходит. Однако, если в верхней части «доски» (в зоне растяжения) наст будет поврежден хотя бы даже немного, то это может моментально привести к образованию продольной трещины в перенапряженном пласте и, следовательно, к образованию лавины. Аналогичное повреждение наста в нижней части «доски» (зона сжатия) к образованию лавины не приводит.
В лавиноопасной зоне при необходимости подъема по склону трасса его должна проходить по выступающим формам рельефа. Ни в коем случае не следует подниматься по углублениям (оврагам, кулуарам и т. п.). Ведь все они являются естественными путями движения лавин. Склоны, у которых область отрыва лавин не просматривается или группа не может определить участки скопления снега в верхней невидимой туристам части оврага или кулуара, представляют (в силу неожиданного появления уже набравшей скорость лавины) особую опасность. При необходимости подъем по снегу должен совершаться в лоб (по линии падения воды) вне зависимости от состояния снега.
Рис. 7
А — корытообразная долина со склонами, покрытыми лесом или кустарником (безопасная);
Б — троговая или ступенчатая долина (относительно безопасная);
В — корытообразная безлесная долина (лавиноопасная);
Г — V-образная долина (очень лавиноопасная);
Д- безлесная долина с каньоном (очень лавиноопасная);
При подходе к высокогорью выбор пути и организация движения группы so многом зависят от характера долины (рис. 7). Например, при движении по широким корытообразным ледниковым долинам следует придерживаться середины долины. Однако и здесь необходимо вести наблюдение за склонами, так как при сходе лавины может возникнуть воздушная волна. В некоторых случаях такие волны распространяются на 200-300 м дальше места окончательной остановки лавины. Наиболее безопасными являются широкие с несколькими террасами (ступенчатые) долины, так как ступени гасят скорость движения лавин и тем самым уменьшают дальность их действия.
В узких лавиноопасных долинах при движении по одному склону следует вести наблюдение и за лавиноопасными участками противоположного склона. Известны случаи, когда лавины, с другой стороны долины, пересекая ее, взлетали на склон, на котором находилась группа, и накрывали людей снежными массами.
Очень опасны долины, имеющие форму теснин. Здесь лавина, сорвавшись с одного склона, как правило, вызывает образование лавины и на противоположном склоне. Лавиноопасными являются и каналы стока горных ручьев, где после отрыва лавины может быть нарушено равновесие во всей системе лотков, выходящих в канал стока данного ручья. Поэтому образование одной лавины может создать условия для схода нескольких (одна за другой) повторных лавин.
Туристы, совершающие горные и горнолыжные путешествия, даже при самой тщательной разработке маршрута в отношении его безопасности, не должны быть уверены в том, что на маршруте они действительно не встретятся с лавинами. Наоборот, каждая группа должна быть готова к встрече с лавиноопасными участками, должна уметь уже на местности выбрать правильный, наиболее безопасный путь их обхода, а при отсутствии таких путей либо изменить маршрут, либо умело преодолеть эти опасные участки. При этом каждый турист должен уметь в случае необходимости принять все меры по спасению товарища, попавшего в лавину.