Уже третий год подряд мы собирались использовать очередной отпуск для экскурсии в тайгу, но все не везло: то пароход не идет, то отпуска не совпадают. В этом году мы начали подготовку с января. Условились об одновременном отпуске с 15 июля, так как с этого периода в Приморье начинается наиболее теплое время года.
Обратились за советом к известному исследователю Уссурийского края, В. К. Арсеньеву.
Он охотно пошел нам навстречу, подробно проинструктировал, как шить палатки, что брать с собой, как вести себя в тайге, и предложил маршрут, который был нами принят и выполнен: из Владивостока до Сучанских угольных рудников — по железной дороге, далее — пешком вверх по реке Сучану, ее притоку Кандагоу, через хребет Да-дянь-шань, вниз по реке Эрльдагоу до села Анучина, а оттуда — по почтовому тракту на лошадях до города Никольска-Уссурийского и по железной дороге — обратно во Владивосток. Это составляло 250 километров железнодорожного пути, 150-170 километров пешеходного и 110 километров езды на подводе и требовало 12 — 14 суток.
Чем ближе подходило время выступления, тем усиленнее велась подготовка. Составили подробные списки необходимого (112 наименований), коллективно сшили из бязи три палатки, двускатные, совершенно закрытые, на двух человек каждая. Достали шкуры для спанья, «ичиги» (лучшая обувь для экскурсий по тайге), топоры, аптечки и т. д. Запаслись мясными консервами, бисквитами в запаянных коробках, сухарями, салом. СЛОВОМ, когда взвесили все, что нужно было нести на себе, оказалось, что на каждого приходится 15-20 килограммов. Вздохнули тяжело, но примирились…
Заручились в Окрпрофсовете соответствующими документами «о содействии», получили через Дом обороны японскую винтовку с 30 патронами и договорились о дне выезда.
Считаю не лишним привести здесь род занятий и возраст участников, так как существует мнение, что пешеходными экскурсиями увлекаются или молодежь или же ботаники, зоологи, этнографы, словом, те, кому природа ближе и понятнее.
Итак, участниками были: я — конструктор-механик, Мария Алексеевна, моя жена, — инженер-механик, Василий Дмитриевич — техник-механик, Александр Александрович — юрист, Николай Павлович — токарь, Василий Иванович — помощник бухгалтера. Все — в возрасте от 30 до 34 лет. С нами была собака Дружок, также солидного возраста, по виду охотничья, а по характеру — трусливее зайца. Должен оговориться, что все мы, кроме Дружка, были более или менее натренированы еженедельными экскурсиями в окрестностях Владивостока в течение двух лет.
15 июля вечером мы выехали из Владивостока. В два часа утра 16 го, проведя бессонную ночь в шумном вагоне (ехала еще какая-то экскурсия молодежи), приехали на станцию Кангауз, где кончается широкая колея железной дороги. На перроне к нам подошел какой-то «дядя» и предложил перевезти вещи через перевал до станции Держенево, откуда нам предстояло ехать по узкоколейной Сучанской ж. д. до рудников. Согласились и пошли за подводами.
Темнота, усиливаемая сплошным туманом, зигзаги грязной дороги, черная стена леса по бокам и удушливая жара — все это через час осталось позади. Забравшись в коробочки, именуемые вагонами, мы зажгли свечу и стали гадать, когда пойдет поезд — в 6 часов утра или в 12 часов дня. В 6 часов 40 минут сидевшие в передней части вагончика внезапно обрушились на сидевших в задней, затем задние полетели на передних: мы поехали. После десятка подобных «полетов» наши уши стали различать приближение толчка, и мы научились оставаться на своих местах.
Солнце печет немилосердно. Духота в вагоне стала чрезмерной; мы перебрались в открытые угольные вагонетки и в короткое время по виду превратились в угольщиков.
Карта маршрута по
Уссурийскому краю
туристической группы
Б.Н. Роберга
Маленький, но напористый паровозик быстро взбирался на крутые подъемы и еще быстрее скатывался вниз, а за ним не отставал и наш игрушечный поезд. Кругом высились сопки, обросшие тайгой и местами покрытые туманом, а к вагонам протягивали ветви деревья, казавшиеся огромными после чахлых городских садов.
Но вот среди яркой зелени стали попадаться законченные шахтные постройки, и в 11 часов утра наш путь уперся в лес балок, ферм и железных переплетов шахты № 2 Сучанского рудника.
Через полчаса, взвалив на спину котомки, мы пошли по поселку в знакомый дом — умыться с дороги. Солнце жарило отчаянно, лямки резали плечи, итти было очень тяжело: груз казался многопудовым. Мы упали духом: если так тяжело пройти полкилометра, то как же мы пройдем сто пятьдесят?..
После обеда в кооперативной столовой, расспросив о дороге, мы двинулись по направлению к деревне Казанке. Солнце жгло по-прежнему, ветра не было, хотелось пить, но кругом тянулись бесконечные поля ржи и пшеницы. Лишь к вечеру, пройдя деревню Сицу, мы дошли до речки Малой Сицы, где и остановились на первый бивак. Здесь мы встретили крестьянина, везшего картофель в кооператив, и он обещал утром на обратном пути довезти наши вещи до деревни Сергеевки.
Утром 17-го четверо участников экскурсии отправились вперед в надежде застать подводу вчерашнего крестьянина, а мы с женой вышли позднее. Доплелись до водораздела между Малой и Большой Сицей. Впереди, далеко, почти на горизонте, синеют сопки. Там — деревни Сергеевка, Молчановка, а за ними высится Да-дянь-шань. Много еще итти, а сил уже мало, да и солнце печет во-всю… Три подводы обгоняют нас. Спрашиваем, куда едут. Оказалось — по пути.
— Довезите наши вещи до деревни — заплатим, — попросил я.
После краткого раздумья соглашаются за два рубля. Через десять минут ставшие уже ненавистными котомки скрываются за поворотом.
Бодро шагаем под уклон и через час подходим к реке Большой Сице, одному из правых притоков Сучана. На противоположном берегу сидят трое наших спутников и ждут нас. Александр Александрович сильно устал и уехал с нашими вещами в деревню.
Александр Александрович достоин внимания как прирожденный турист. Сломанная в детстве нога не сгибается в колене и короче другой сантиметров на 12, вследствие чего ботинок его весит килограмма два-три. Несмотря на это, он почти не уступает в ходьбе всем остальным спутникам. На этот раз, однако, он сдался и поехал.
Выкупались — и дальше. Через три километра — деревня Казанка. У крайнего дома нас встречает Александр Александрович с котомками. Тут обнаружилось, что жена забыла пояс и нож на месте купанья, а Николай Павлович потерял верхнюю рубашку. Пока я ходил за вещами, крестьянка сварила нам похлебку из овощей. Тут же в садике мы пообедали, правда, без мяса, но с большим аппетитом. Дружок, наоборот, после тряски в вагоне потерял всякий аппетит и долго отказывался от хлеба и даже от колбасы.
После часового отдыха пошли дальше. На этот раз забрели в китайские огороды и потеряли дорогу. Пришлось вернуться. Километров через пять подходим к притоку Сучана — реке Тудагоу (есть другая река Тудагоу — приток Даубихе). Надо перебираться вброд. Александр Александрович переехал на… спине Николая Павловича и теперь сидит на другой стороне и записывает свои впечатления, а мы ковыляем гуськом. Вода холодная — жжет, а острые камни режут ноги.
Только надели ботинки (ичиги бережем для тайги) — снова переход. На этот раз через протоку Сучана. Еще немного прошли — опять брод. Целых два часа только и делали, что снимали и надевали ботинки… Но вот и сам Сучан. Здесь дело серьезнее: широко и глубоко, по пояс, течение сбивает с ног, так что захлебнуться можно, если свалишься с котомкой.
Долго искали переправы, нашли, осторожно двинулись. Этот переход надо заснять. Александр Александрович торопит, уверяя, что не успеем выполнить дневного маршрута; снимаем наспех, неудачно. Испорченная пластинка летит в воду, сопровождаемая соответствующими выражениями по адресу Александра Александровича…