Экстремальные условия связаны с недостатком или отсутствием продуктов питания, возможным отсутствием огня, ножа, посуды, соли. Но и в этих условиях пища из трав позволяет поддержать здоровье, работоспособность, необходимые для выживания.
При наличии какого-либо количества обычных продуктов, разделить их запас на много равных частей. Использовать их с большой добавкой дикорастущих съедобных растений. Обильно запивать теплой водой или травяными настоями.
Тщательное пережевывание пищи, не менее 30 жевательных движений на 1 пищевой комок.
Очень важен положительный психологический настрой, осознание необходимости и пользы пищи из растений. Это поможет снизить психоэмоциональное напряжение, повысить устойчивость к стрессу.
Следует использовать пряные, ароматические растения, горечи, улучшающие пищеварение при применении больших количеств зелени.
«Пряности — это разнообразные части растений, обладающие каждая специфическим устойчивым ароматом, разной степенью жгучести и отчасти привкусом. Будучи употреблены в крайне малых дозах, они способны придать любому пищевому продукту эти свои свойства и изменить тем самым его вкус в желательном нам направлении, а также повысить сохранность пищевых продуктов и содействовать наилучшему усвоению их нашим организмом, стимулируя не только пищеварительный процесс, но и другие функции организма» (В.В. Похлебкин). Пряные дикорастущие растения: душица, можжевельник, полынь и др.
Поваренная соль позволяет улучшить пресный вкус диких растений.
Не следует употреблять больших количеств щавеля, ревеня, кислицы, они содержат оксалаты и щавелевую кислоту, которые снижают усвояемость полезных веществ пищи.
Горькие и кислые настои, напитки из трав повышают чувство голода.
В сыром виде в экстремальных условиях можно употреблять не более 50 г растений на 1 прием пищи. Плоды, ягоды можно использовать и в больших количествах.
Некоторые растения необходимо обязательно подвергать предварительной обработке отвариванием, например, борщевик, крапиву и др.
Нравственное эстетическое воспитание через общение с природой, особенно для детей. Общение с природой доставляет нам не только материальные блага, но и пополняет наше духовное богатство, воспитывает утонченность чувств, помогает ощутить красоту другого человека, делает содержательнее жизнь. Человек переживает радость общения с природой, ему хочется быть красивее, лучше. Кроме того, человек познавший красоту природы, будет относиться к ней и другим людям более бережно. А это очень важно.
К сожалению, наше школьное образование не предусматривает обязательного подробного курса ознакомления с растениями, животными родного края. В курсе ботаники, биологии, основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ) это изучают крайне недостаточно. Экскурсии в природу — большая редкость в системе обучения. А ведь эти знания можно получить только через общение с живой природой. Ни один самый умный компьютер не заменит луг, лес и др.
Мне приходится часто в этом убеждаться. Много пишу о растениях Прикамья, выступаю на радио, организую лекции, экскурсии, но самыми редкими слушателями, читателями являются работники образования, детских учреждений. Постоянно речь идет о плохом материальном снабжении школы, занятости учителей и других причинах. Например, нет гербария, купить сложно, он дорогой. А вот собрать растения самим вместе с детьми, высушить их оказывается невыполнимой задачей. Например, в одной из сельских школ Добрянского района, где лес рядом, в школе нет гербария, учитель биологии просто разводит руками, нет времени, клещи, растения не знает. Чему может научить такой учитель наших детей? Интересно, что в курсе повышения квалификации учителей тоже нет специального раздела о растениях Пермского края. Этот вопрос обсуждают долгое время, но решения нет. Обращалась я и в отдел народного образования, но сейчас школы стали финансово самостоятельными, все решают сами.
Комментарии