Ты мог и не слышать словосочетания «Беар Гриллс», но если ты хоть раз видел телепередачу «Выжить любой ценой» или «Хуже быть не могло», ты точно запомнил ведущего. Трюки, которые выделывает на экране этот 37-летний англичанин, чтобы показать, как остаться в живых в любой ситуации, большинство из нас не решились бы повторить даже за большие деньги.
Беар Гриллс — тот человек, с которым хочется пойти в бар и засесть там до закрытия: историй о его приключениях хватит на много кружек пива. Как насчет растущих из холодных вод Ла-Манша меловых скал Игл на острове Уайт?
Другой бы отказался от интервью в таком месте, но Беар, наоборот, оживился, узнав, что говорить «за жизнь» нам предстоит посредине 60-метровой стены из мела на торчащем, как акулий зуб, выступе примерно 15 см в ширину. «Страх — это просто инструмент, который обостряет наши чувства, чтобы мы могли преодолеть то, что нас пугает», — говорит Гриллс, когда мы добираемся до выбранного места и зависаем там на страховках.
Отцы и дети
Беар хорошо знает эти места — он вырос неподалеку: «Когда я был ребенком, мы постоянно плавали на каяках, занимались скалолазанием, верховой ездой». Типичное счастливое детство мальчика из хорошей семьи, где папа и бабушка по материнской линии были членами Парламента.
Именно отец — сэр Майкл Гриллс — и приучил сына к спорту: «Я начал лазить по горам с папой в четыре или пять лет. Тогда я не столько искал приключений, сколько просто хотел проводить время с ним. Помню, какие-то старушки, видя, что он тащит в горы такого малыша, называли его безответственным. Интересно, что бы они сказали, узнав, что потом уже я со своим 2-летним сыном займусь параглайдингом?»
Необходимость — мать изобретательности, если тебе придется, ты еще не то придумаешь, чтобы остаться в живых
Всего сыновей у самого Гриллса трое — Джесси, Гекльберри и Мармадьюк (да, в этой семье любят странные имена). Правда, Беар (по-английски — медведь) — это не имя, а прозвище, которое дала Гриллсу, когда он только родился, старшая сестра. В итоге прозвище настолько прижилось, что теперь не все уже и помнят, что на самом деле он — Эдвард Майкл.
Как и отец, после колледжа Гриллс-младший выбрал армию — он пошел в спецназ, где научился основам выживания. Беар рассказывает, что во время подготовки их высаживали где-нибудь в горах практически голых, даже без шнурков в ботинках, и задача заключалась в том, чтобы продержаться в этих местах и не быть обнаруженными посланными по их следам группами солдат с собаками.
Гриллс достает из рюкзака термос, на котором выгравировано его имя — подарок от сослуживцев, и мы пьем чай прямо над пропастью. Еще больший сувенир из армии — сама спина Беара, которую сейчас закрывает рюкзак.
Захвати брезент
В своих передачах Беар Гриллс показывает, как выживать, имея при себе только флягу, нож и огниво. Вот еще три вещи, которые, как он считает, существенно повысят шансы на выживание:
- Водонепроницаемый мешок. «Сухие вещи — это жизнь».
- Запасные носки и перчатки. «Носки промокают, перчатки теряются. Если ты лишишься перчатки на морозе, ты погибнешь, потому что пальцы перестанут слушаться и ты не сможешь работать руками. Ты даже не представляешь, сколько раз меня выручала запасная пара перчаток».
- Кусок брезента. «Будь то дождь или яркое солнце, он даст тебе крышу и тень».
Во время высадки в Замбии стропы парашюта Беара запутались на высоте 4900 м. Он упал, сломав три позвонка и на 18 месяцев превратившись из спецназовца в пациента госпиталя с неясными перспективами к выздоровлению.
О том, насколько он сегодня оправился от той травмы (не только физически, но и психологически), говорит такой факт: спустя полтора десятилетия Гриллс вновь выпрыгнул из самолета с 5 км с запутанным парашютом, но, пока летел вниз, успел обрезать стропы и выпустить запасной купол. Естественно, сделал он это для своей передачи. И не факт, что именно этот трюк был самым страшным из того, что он делал на телевидении.
Сырые яйца козла
Идея шоу «Выжить любой ценой» проста — ведущий отправляется в то или иное место на Земле (как правило, это сущий ад) и показывает, как надо себя вести, чтобы продержаться там как можно дольше. По уши в зыбучих песках или в болоте, подо льдом, в поту и крови он демонстрирует, что, похоже, у человеческих сил нет границ, когда нами движет основной инстинкт — забудь про ноги Шэрон Стоун, речь об инстинкте выживания.
Когда-то скалы, на которых мы сейчас так мило расположились, были источником смертельной опасности для кораблей, и многие моряки гибли прямо тут у берега (и даже доплыв до него, но не сумев быстро отогреться). Шоу Гриллса учит людей выживать там, куда их может забросить судьба (и речь необязательно о кораблекрушении, ведь можно просто заблудиться в лесу или попасть в снежный буран).
Чтобы пополнить силы, Гриллс ест огромных личинок, слизь из которых брызжет в камеру, вгрызается в живую рыбу, в замерзшее глазное яблоко овцы или мясо недоеденной львом и уже подгнившей зебры.
Это отвратительно, но это может спасти жизнь, и, чтобы зрители не сомневались, Беар на своем примере доказывает, что желание жить побеждает любые рвотные позывы. Ладно, почти любые, сырые яйца козла все же вывернули Беара наизнанку. «Необходимость — мать изобретательности, если тебе придется, ты еще не то придумаешь, чтобы остаться в живых», — рассуждает Гриллс.
Необходимость — да. Но вот можно ли считать необходимым для состоятельного и известного человека по собственной воле жить двое суток в Сахаре, не имея другого питья, кроме своей мочи, или пытаться выжить на плоту в открытом море с водой, непригодной для питья (Гриллс снабжал ею свой организм через клизмы)?
Мифы о Беаре
Беар Гриллс в англоязычном интернете давно превратился в такой же мифический персонаж, как у нас — Николай Валуев («Военкомат скрывался от Валуева, пока тому не исполнилось 27 лет»). Вот лишь некоторые мифы о нем.
— Ядовитая змея, укусившая Беара, умерла в муках через 15 минут.
— Беар Гриллс умеет завязывать узлы без веревок.
— У Беара Гриллса нет волос на яйцах, потому что волосы не растут на стали.
— В мире нет лесбиянок, есть только женщины, еще не знакомые с Гриллсом.
— Беар спит при свете не потому, что боится темноты — просто темнота боится его и не наступает.
— Беар Гриллс точит ножи своими ногтями.
— Беар Гриллс не охотится — животные сами умирают при виде его.
— Лишь когда Беар спит, жуки смеют вылезать на поверхность.
— Беар Гриллс не где-то — он везде.
Баржа и личный остров
В обычной жизни у Беара все хорошо и даже более чем: своя линия одежды, туристического инвентаря и дезодорантов, он живет в Лондоне на собственной барже, у него есть пикап для экстремальных выездов, Land Rover для будней, классический лондонский кэб для души и даже личный остров у берегов Северного Уэльса. Но из года в год он оставляет это все для очередных подвигов — например, командировки зимой в самую глушь Сибири.
Там он голый переплывал горную реку в -27 °С, а потом грелся на снегу, ел мозги белки и сырую печень яка, ночевал в лесу (когда температура упала до нижней отметки его градусника) и прыгал с вертолета в снег с высоты 6 м. Не лучше ли устроиться на том же телевидении каким-нибудь метеорологом и жить тихой жизнью?
«Когда я нахожусь в режиме «Выжить любой ценой», это не удовольствие, я все время на пределе сил. Но, с другой стороны, я так живу лет с семи и только сейчас это превратилось в передачу, — Гриллс снова вспоминает, как в детстве лазил по тем же самым скалам, на которых мы сейчас висим. — Приключения — часть меня, и каждый раз, возвращаясь домой, я уже на следующий день рассказываю жене, как было бы здорово поехать в ту или иную часть света, залезть на какую-нибудь гору или сделать еще что-нибудь в этом роде».
Восхождение ставит перед тобой до предела ясную цель. Оно заставляет выверять каждое движение, ведь ошибиться можно лишь раз
Трусы и Эверест
Мама будущей звезды намучилась с маленьким Беаром, который в школе на экзаменах звезд с неба не хватал, зато пытался дотянуться до них на переменах. Спасибо папе, мальчик мог залезть туда, куда другие даже не пытались, и он этим пользовался — например, водрузил трусы товарища на венчавший школьную крышу флагшток.
К счастью, планы у него были все же более почетные. «Папа всегда говорил — следуй за мечтами и заботься о друзьях». Свою главную мечту Гриллс осуществил в 1998 году, когда стал самым молодым британцем (23 года), покорившим Эверест. К этой цели он шел с восьми лет, когда отец подарил ему открытку с этой горой.
Гриллс так объедается разным мясом по работе, что в жизни придерживается вегетарианской диеты. И это не может не забавлять тех, кто видел его гастрономические свершения. Кстати, в передаче Беар животных не только поедает, но и использует для иных целей.
Из северного оленя, например, он сделал санки, из тюленя сшил гидрокостюм для плавания в холодных водах у побережья Шотландии, а из яка сделал шубу, по рецепту Красной Шапочки из анекдота («шапочка была у нее серая, просто носила она ее мясом наружу»). Но одна вещь у него неизменна во всех приключениях — Гриллс всегда берет с собой ламинированную фотографию своей семьи (и хранит ее под стелькой ботинка).
«Знаешь, за что я люблю скалолазание? — говорит он, начиная подъем с нашей «площадки для чаепития» к верху скалы. — Восхождение ставит перед тобой до предела ясную цель. Оно заставляет выверять каждое движение, ведь ошибиться можно лишь раз. Этим оно отличается от обычной жизни, где, если ты хочешь по-настоящему в чем-то преуспеть, нужно быть готовым потерпеть 27 неудач». Гриллс вынес этот опыт из того времени, когда искал деньги на свою передачу, обивая пороги и получая неизменные отказы. «Ты уже не ждешь успеха, а устало коллекционируешь обломы, как вдруг неожиданным образом получаешь требуемое. Награда достается упорным».
Шоу Гриллса выходили на канале Discovery. В момент написания статьи пришло известие, что канал и Беар рассорились. Но мало кто сомневается, что наш специалист по выживанию где-нибудь да выплывет.
3 ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОТ ГРИЛЛСА
Беар настоятельно советует попробовать скалолазание, а также эти виды активного отдыха.
- Параглайдинг
«Когда я первый раз взял сына на параглайдинг, я выбрал самый легкий и безопасный холм (конечно, это не был какой-то обрыв или что-то в этом роде). Я хорошенько закрепил ребенка и весь полет придерживал, а он в восторге кричал: «Я лечу! Я лечу!» Мои старшие дети уже сами летают и очень это любят».
- Каякинг
«Можно заниматься этим одному, с друзьями или с детьми. Начинать можно на озере и там освоить базовые вещи, а потом уже попробовать реку, но вот тут уже надо позаботиться о том, чтобы рядом были опытные люди, и лучше перестраховаться, чем рисковать».
- Прыжок с парашютом
«Если этого еще не было в вашей жизни, попробуйте хоть раз».
Несколько советов от Беара:
Если ты потерялся в лесу, ищи ручей (если местность холмистая, спускайся ниже). Когда найдешь ручей, иди по его течению к реке. V реки больше шансов встретить людей.
Если ты в пустыне, то главное -тень. Ищи ее где угодно или копай в песке яму и прячься в ней. Без тени днем в пустыне продолжительность твоей жизни — примерно три часа.
Если ты должен выжить в снежной буре в горах, рой себе убежище в снегу и в нем пережидай шторм (не пытайся идти в бурю, она тебя убьет). Когда погода улучшится, позаботься, чтобы тебя было проще увидеть сверху — выложи слово SOS камнями, выставь флаг. Собрался идти — сделай заметную стрелку в направлении, куда двигаешься, чтобы спасатели знали, куда ты делся.
Если оказался на необитаемом острове, надо только найти воду, еды у тебя и так много, ведь под боком море. Если пресной воды не находишь, собирай дождевую и опресняй морскую (выпаривай и собирай конденсат). Можно найти воду и в тростнике: простукивай растение и режьтам, где менее звонкий звук, — из разреза польется вода. И, конечно, сделай так, чтобы с кораблей и самолетов тебя могли заметить.