Как не уйти с кораблем на дно?
За спасение пассажиров на судне отвечают капитан и команда. Но «на Бога надейся, а сам не плошай». Если не хотите переселиться к русалкам, на корабле во время занятий по технике безопасности внимательно слушайте и запоминайте информацию. Узнав, куда идти в случае бедствия (за каждым пассажиром закреплено место в определённой шлюпке или на плоту), пройдите несколько раз этот путь вместе со всей семьёй. Часто в критических ситуациях —задымление, паника и так далее —люди теряются и забывают обо всём.
Покидая корабль, наденьте спасательный жилет и под него —тёплую одежду (желательно водонепроницаемую). Она защитит не только от холода, но и от палящего солнца. Захватите спички, зажигалки, одеяла. Не берите личные вещи. Прыгая в воду с чемоданом, вы рискуете обрушить его на чью-то голову и покалечить себя. К тому же места в спасательных средствах предназначены для людей, а не вещей.
Шлюпки или плоты опускают на воду члены команды. Спускайтесь по сходням аккуратно, чтобы не намочить одежду. Отплывите на 200 —300 м от корабля и держитесь все вместе. Вас будет легче заметить с воздуха —течение может унести в район вне пароходных трасс, где вероятность помощи с проходящего судна стремится к нулю.
Если вы на палубе, а она вертикально идёт на дно, дождитесь, когда до воды останется не более пяти метров —высота второй палубы. Возьмитесь двумя руками за воротник спасательного жилета и оттяните его максимально вниз, чтобы он при падении не ударил по подбородку. Прыгайте в воду и отплывайте быстрее на 200 —300 м.
Совсем плохо, если вы —внутри корабля, а он на дне. Во всех помещениях остаются воздушные пузыри. Просуньте туда голову. Кричать бесполезно —никто не услышит. Найдите какой-нибудь предмет, стучите им и надейтесь, что вас спасут. Выбраться, подныривая через отсеки, получается только в голливудских фильмах. В реальной жизни шансы ничтожны. Вы не знаете плана судна. Оно лежит в необычном положении —полы стали стенами, стены —полами. Вокруг плавает мебель, и все двери забиты ею. Плыть, не зная куда, нет смысла: в среднем человек под водой может находиться 40 с. Но если рискнёте, перебирайтесь, опираясь на поручни, стены, протягивайте верёвки и передвигайтесь по ним. И будьте готовы —при выходе из корабля вы получите сильную баротравму. Поэтому, всплывая на поверхность, не сдерживайте дыхание, пусть воздух выходит из лёгких по мере всплытия.
Как не утонуть и не умереть от холода и жары, ожидая помощи?
Если уверены, что берег близко, попробуйте до него добраться. Если не знаете, где вы, оставайтесь на месте кораблекрушения, оттуда вас начнут искать. Часто убивает не море, а страх. Поэтому постоянно что-то делайте — вычерпывайте воду, гребите… Если работы нет, придумайте её. В лодке должен быть старший. Он может сам себя назначить, или выберите его. Главное, чтобы это был человек, который не растерялся и не запаниковал в экстремальной ситуации.
Если вы оказались в воде, ищите какие-то обломки или плавающие столы, скамейки и так далее. Перевернитесь на спину, воротник спасательного жилета будет поддерживать голову, примите позу эмбриона: подтяните ноги и руки к туловищу. Как можно меньше двигайтесь, особенно если вода холодная. Между одеждой и вашим телом —слой тёплой воды, которую вы уже нагрели сами. Активные действия будут вытеснять её и заменять холодной. Переохлаждение наступит быстрее. Если (о чудо!) на вас плывёт бутылка спиртного, отпустите её с миром. Нельзя греться алкоголем, он расширяет периферийные сосуды, во много раз увеличивает теплоотдачу, и смерть от холода наступает быстрее. Если в воде вас несколько, держитесь друг за друга. Не дышите в такт. Один вдыхает, другой в это время выдыхает —тогда будете поддерживать друг друга.
Без спасательного жилета в воде шансов спастись мало. Собирайте то, что плавает вокруг вас. Мебель, обломки —всё, за что сможете держаться. Пустые пластиковые бутылки можно засунуть в штаны, колготки, под одежду: под мышки: под каждую руку —по одной. Они хорошо держат на воде. Используйте водонепроницаемые вещи. Взмахните, например, курткой, чтобы захватить воздух, положите на воду и снизу её обхватите. Получится что-то вроде мяча —держитесь за него. Периодически вновь захватывайте воздух: он будет выходить через швы, и не зевайте —подтягивайте к себе все предметы, что проплывают мимо вас.
Даже при небольшом волнении, 30 —50 см, с поверхности моря почти ничего не увидишь. Внимательно прислушивайтесь. Как услышите звуки, плывите в их сторону, даже если это спасательное средство, в котором нет места. Привяжитесь к шлюпке (плоту), чтобы быть рядом, примите позу эмбриона, меньше двигайтесь и ждите помощи.
Если вы мёрзнете, сидя в шлюпке или на плоту, сядьте спина к спине, ноги наружу. Укройтесь одной курткой, одеялом, пледом и так далее —если они есть, конечно. В спасательных средствах должны быть термоизолирующие мешки. Залезьте в них по пояс. И следите, чтобы вода не протекала в вашу посудину.
В жару снимите одежду и сделайте из неё укрытие. На голову можно соорудить тюрбан. Из майки или чего-то другого сделайте обруч и намочите его. Наденьте на голову мокрую рубашку и прихватите её им.
Как не упустить проходящий корабль или пролетающий самолёт?
На каждом спасательном средстве есть сигнальные ракеты и дым. Не тратьте их, если не уверены, что корабль —на горизонте, а самолет —над вами. Когда шлюпок много, всё равно выпустите одну ракету, её достаточно, чтобы вас заметили. В яркий солнечный день сигнал могут не увидеть с корабля, который находится со стороны солнца. Не палите одну ракету за другой —где не видно одной, не заметят и пять. Экономьте. Днём эффективнее использовать дым, а ночью —ракеты.
Если вы в воде и без сигнальных средств, то шансов быть замеченным с корабля на горизонте почти нет. Вы будете кричать, но это бесполезно: на проходящем судне не услышат голос из-за шума двигателей или музыки. Машите руками и надейтесь на чудо.
Что делать при встрече с акулами или другими морскими хищниками?
Меньше двигайтесь, не болтайте руками и ногами. При нападении можно попытаться дать акуле в глаз. Лучше это сделать каким-то предметом. Пустите в пасть сигнальную ракету, конечно, если есть. Ни в коем случае не бейте голой рукой рыбину в нос.
Он покрыт острой щетиной, и вы сдерёте кожу с руки. На запах крови приплывёт множество акул. У них будет пир, а вы —основным блюдом на нём. Надейтесь на лучшее, и есть шанс, что вам повезёт!
Как в море или океане не умереть от жажды?
Ни в коем случае не пейте морскую воду или мочу! Пользуйтесь запасом пресной воды, который есть на каждом спасательном средстве. Важно не мочиться. Терпите, это реально. Вода, что в мочевом пузыре, всасывается организмом, и вы будете меньше обезвожены. Без воды человек может выдержать 5 —7 суток, без еды —значительно дольше.
Собирайте дождевую воду. Пакет или одежду разложите, закрепите края, в центр положите какой-то предмет, чтобы получилась воронка. Проделайте дырку, вниз подставьте что-то, куда будет стекать вода.
Если осадков нет, то выручит конденсат. В любую ёмкость или в большой полиэтиленовый пакет налейте немного морской воды. Поставьте в центр стакан или то, что заменит его. Сверху натяните барабан (полиэтилен, водонепроницаемая ткань), положите в центр предмет, чтобы получилась воронка. Конструкцию выставьте на солнце. Дистиллированная вода будет испаряться, конденсироваться на плёнке, стекать по стенкам воронки и капать в подставленную посуду (стакан). За несколько часов можно набрать полстакана. Не выпивайте сразу всю собранную воду. Сначала прополощите рот, потом делайте по одному глотку раз в два — три часа. Основную часть воды оставьте на ночь, иначе не заснёте.
В каждой шлюпке или на плоту есть снасти. Ловите рыбу и пейте рыбий сок. Вырежьте или вырвите средний плавник и выдавите либо высосите оттуда жидкость —она есть в любом сыром мясе. Другого выбора у вас всё равно нет.
Что делать при встрече с пиратами?
Не оказывайте сопротивления, тогда есть шанс, что останетесь живы. Особо опасно проявлять героизм.
Пираты хорошо вооружены, и легко с ними справляются только в кино. Попробуйте откупиться. Районы, где действуют пираты, известны. Если не хотите острых ощущений, пересекайте эти участки в составе караванов в сопровождении военных кораблей.