Большую опасность для путешествующих по тайге представляют лесные пожары. Наиболее пожароопасны леса Забайкалья, где очень резко выражен континентальный климат, для которого характерно жаркое малодождливое лето (сильные засухи в Забайкалье бывают не реже одного раза в десять лет). Весьма показательно, что до революции пожаров, которые повлияли на возрастной состав современных лесов, было в Тюменской области — три-четыре, в Томской — пять-шесть, в Приангарье — уже от одиннадцати до двадцати двух, а в Забайкалье, в долинах Селенги и Чикая — аж сорок.
Существует несколько видов пожаров, каждый из них опасен, но все же низовые, на долю которых приходится 90-95%, не так страшны.
Низовой пожар движется неспешно, со скоростью от пятисот метров. До километра в час, подбирая опавшую хвою, листья, сучки, ветки. Высота пламени в таком пожаре не превышает полутора метр0в Чтобы разрастись в крупный пожар, низовому нужно 10-14 часов.
Очень быстро занимаются огнем лиственничные леса: их опавшая хвоя, даже слежавшаяся, готова вспыхнуть уже через четыре-пять часов после дождя. Выгорает она мгновенно — пол квадратных метра за полторы секунды. Для сравнения — та же площадь, покрытая еловой хвоей, воспламенится минимум за минуту, а для сосновой хвои этот показатель и того выше.
Наиболее пожароопасны леса в конце весны и в первой половине лета. Огню сильно помогает прошлогодний опад. В сухую погоду огонь быстро распространяется по лишайникам. Если пожар добирается до кедровников, то выжигает огромные площади: обилие эфирных масел, содержащихся в кедре, придает ему сил. В зарослях рододендрона даурского и кедрового стланика огонь бушует так, словно в него подливают бензин. Очень горюч и болотный багульник. Полыхает он сильно, а запасы его велики, да и теплотворная способность у него выше, чем у сосны. Сосна и пихта обычно вспыхивают, словно факел, недолго сопротивляется огню и береза. А вот осину пожару осилить трудно.
Иногда огонь идет двумя фронтами — впереди беглый, за ним — устойчивый. Беглый сожжет то, что загорится сразу, — хвою, сухие листья, ветви. Устойчивый медленно и методично будет уничтожать все, что осталось.
Когда огонь натыкается на пригорок, холм или просто крутой склон, его характер мгновенно меняется. У подножия склона он находит богатую пищу — сюда скатываются ветки, шишки, хвоя. Для горячего воздуха склон холма что труба: он стремительно поднимается вверх, подсушивая все, до чего еще не добрался огонь. Пламя с ревом бросается вверх по склону, двигаясь в два-три раза быстрее, чем внизу. Горящие искры и угли перебрасываются через вершину и создают новые очаги пожара уже на другом склоне. Спускаясь с вершины, пожар движется медленнее, поскольку горение идет уже против тяги воздуха, да и встречный огонь из вторичных очагов мешает ему быстро распространяться.
Наиболее опасен пожар верховой, когда начинают гореть кроны деревьев. Скорость его распространения даже в безветренную погоду составляет три-четыре километра в час, а под влиянием ветра его скорость увеличивается порой до 40 километров в час.
Беглый верховой пожар словно скачет с дерева на дерево. Ветер выхватывает из него длинные языки пламени, разносит горящие ветви и искры, поджигая лес на десятки метров впереди. Снизу, догоняя и поддерживая верховой, идет низовой пожар, подсушивая кроны деревьев, уничтожая подрост и подлесок. Устойчивый верховой пожар движется медленнее, но идет сплошной стеной, практически ничего не оставляя на своем пути.
Коварны торфяные пожары. Скорость их невелика, всего несколько метров в сутки, но они опасны неожиданными прорывами огня из-под земли. При таком пожаре раскаленный воздух резко и быстро устремляется вверх, поджигает ветви деревьев и перебрасывает их далеко от места возгорания. Кромка подземного пожара не всегда заметна, поэтому существует реальная опасность провалиться в прогоревший торф.
Чаще всего лесные пожары случаются по вине людей. Поэтому никогда нельзя оставлять костер в лесу без присмотра. Обязательным должно быть правило — перед уходом костровище заливается водой и закладывается дерном. Делать это необходимо, заботясь хотя бы о собственной безопасности, — разгоревшийся огонь вполне способен догнать путешественников.
Если к открытому пламени большинство людей относится осторожно, то пожароопасность едва тлеющих дымокуров очень часто не воспринимается всерьез. Между тем именно забытые или оставленные без внимания дымокуры нередко становятся причиной серьезных пожаров. Один из таких эпизодов описал Г.А. Чернов. «Пока варилась уха, я решил развести дымокур, осмотреть с высокого берега окрестности и сделать снимки. Закончив работу, я загасил дымокур и спустился к лодкам. Прошло не более десяти минут, как вдруг над нами раздался треск. Взглянув вверх, я обомлел: пылали деревья, и вниз по склону сыпались огненные искры. Горел лес. Огонь Распространялся вдоль скалистого гребня молниеносно. Мы поспешили на пожарище. Делали все, что могли: рубили деревья, копали мох, заливали огонь водой. Трудились всю ночь и лишь к утру добились того, что по краям пожарища прекратился дым, но середина участка все еще дымилась. Спать легли, оставив одного на карауле После обеда на другой день снова принялись за поливку горевшей площади».
О схожем случае пожара упоминает С.В. Обручев в отчете о якутской экспедиции. «Уже садясь на лошадей, мы замечаем в полукилометре к северу и востоку два столба дыма. Петр Перетолчин, пожилой рассудительный рабочий, спокойно поясняет: «Это я разложил дымокур на релке, кони очень бьются, комаров много. Никуда огонь не пойдет — кругом болото. А другой дымокур Михаил на острове разложил».
Я иду проверить, в самом ли деле все так хорошо, и невдалеке от палаток нахожу новый центр пожара в лесу: ветер уже перебросил огонь сюда, а два дымокура превратились в громадные ревущие пожарища, которые ветер гонит в нашу сторону. Мы пробуем ветками забить огонь, но не удается ликвидировать даже самый маленький из новых очагов пожара. Надо бежать: если ветер рванет сильнее, то через десять минут лагерь будет в огне…
Поспешно свертываемся, упихивая все кое-как… Огонь начинает перекидываться через последнее болотце в нескольких шагах от лагеря. Мы долго боремся с ним, забивая пламя ветвями; огонь все- таки побеждает, но у нас все уже завьючено, и караван уходит».
Небольшие очаги пожара надо попытаться загасить — залить их водой, засыпать песком, мокрой землей. Пламя необходимо сбить куском брезента, ветками, лапником, затоптать. Очаги огня, возникшие от вылетевших из костра головешек и искр, затушить сразу гораздо легче, чем справиться с уже разросшимся пожаром.
Первым признаком приближающегося лесного пожара обычно служит запах гари. Как правило, по ночам зарево от пожара видно на большом расстоянии. Необычное поведение птиц, животных, насекомых также нередко предупреждает об опасной близости огня. Нарастающий гул пожара слышен еще до того, как станет различимо пламя.
Во всех случаях при обнаружении пожара первое, что необходимо сделать, это подавить в себе панику. Желание бежать от огня куда глаза глядят вполне понятно, но оно очень редко помогает спастись. Как правило, приближение пожара начинает ощущаться уже за несколько километров, минимум за сотни метров. К тому же подавляющее число пожаров — низовые — не особенно быстрые. То есть обычно люди, столкнувшиеся с лесным пожаром, все же располагают временем для принятия взвешенного, правильного решения.
Для оценки ситуации лучше всего подняться на какую-нибудь возвышенность или на высокое дерево. Необходимо определить расстояние до пожара, скорость и направление его распространения, площадь горения, длину и плотность фронта огня. Нужно обратить внимание на направление и скорость ветра, а также на расположенные поблизости озера, оголенные участки болот, реки, речные отмели и острова, ручьи, крупные просеки, поляны, опушки, высокие голые скальные образования — все это может стать укрытием при невозможности уйти от огня.
Уходить от пожара нужно в наветренную сторону, таким образом, чтобы, обойдя его с боку, зайти пожару в тыл. Оказавшись с подветренной от пожара стороны, не стоит расслабляться, поскольку ветер всегда может перемениться.
Нередко фронт пожара столь велик, что обойти его не удается. В таких случаях нужно искать естественные убежища от огня, о которых говорилось выше. При приближении пожара лучше всего погрузиться в воду. На мелководье нужно намочить одежду, спальный мешок и завернуться в него с головой. Важно, чтобы рядом с укрытием не было зарослей камыша, а подсеченные огнем деревья не могли обрушиться на человека.
В самом крайнем случае, когда нет никакой иной возможности спастись от пожара, остается искать убежища в земле. В такой ситуации необходимо снять всю одежду из синтетики, очистить вокруг себя как можно большую площадь от хвои, листвы, опавших ветвей. Голову, рот, нос и конечности обмотать тряпками, по возможности, важными. Зарывшись в землю, надо набросать сверху грунт. При прохождении огня нужно задержать дыхание, прикрыть рот и нос ладонями, чтобы хоть немного остудить раскаленный воздух. Данный способ спасения от лесного пожара очень рискован, и опасность представляет не столько жар, сколько высокая вероятность удушья
Иногда, если огонь не слишком сильный, можно попытаться пр0! рваться сквозь фронт пожара, с тем чтобы найти убежище на выгоревшем пространстве. Пройти сквозь не очень плотный огонь можно на больших лесных полянах, просеках, по руслу ручья. Предварительно нужно смочить водой одежду, волосы, все оставшиеся открытыми участки тела. Куском смоченной тряпки надо прикрыть нос и рот, сделать глубокий вдох и бегом преодолеть пламя. Выбежав из огня, надо сразу же гасить загоревшуюся одежду: кататься по земле или завернуться во что-нибудь плотное — брезент, спальный мешок, — чтобы сбить пламя и загасить огонь.
Однако лесной пожар — это все-таки исключительная, экстремальная ситуация, встречающаяся сравнительно редко. В повседневной практике таежных путешествий гораздо чаще приходится преодолевать препятствия иного рода — болота и водные преграды.
Комментарии