Преодоление водных препятствий

Трудно себе представить таежное путешествие, по ходу которого не пришлось бы преодолевать водные препятствия.

Через не слишком быстрые реки обычно переправляются вброд. При этом на реках со скоростью течения один метр в секунду глубина безопасного брода может быть до метра, со скоростью до двух метров в секунду — не более восьмидесяти сантиметров, а при скорости течения свыше двух метров в секунду брод глубже полуметра опасен для переправы.

Для измерения скорости течения реки вдоль берега отмечается определенное расстояние. Затем выше по течению, ближе к середине реки, бросается кусок коры, щепочка, пучок травы и засекается время, за которое брошенный предмет минует замеченное расстояние.

Чтобы найти наиболее приемлемое место переправы, необходимо осмотреть реку в обе стороны. Броды, которыми пользуются регулярно, легко обнаружить по обрыву тропы, колеи у воды и их продолжению на противоположном берегу, а также по большим прогалам в растительности на берегах реки. Другими признаками брода могут служить: видимые отмели при прозрачной воде, островки и выступающие над водой камни, разбивающие русло реки на несколько рукавов, места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы, а также мелкая рябь на поверхности воды со слабым течением.

Наиболее широким местам русла реки соответствуют небольшие глубины, и напротив — сужение русла означает его углубление и увеличение скорости движения воды. Над подводными отмелями, перекатами, косами поверхность воды, как правило, спокойней и ровнее.

Характер дна реки можно оценить по скорости течения. Так, при скорости водотока 0,1-0,2 м/с дно обычно илистое. Преимущественно песчаное или глинистое средней плотности дно характерно для русел рек, текущих со скоростью 0,3-1,0 м/с. На более быстрых реках дно плотное, глинистое с гравием и галькой.

Выбирать брод нужно в отлогих местах, с плотным грунтом, особенно на противоположном берегу при выходе из воды. Иногда бывает полезно осмотреть место переправы с возвышенной точки. Волны, возникающие на одном и том же месте, свидетельствуют о том, что под водой находится камень. Позади крупных камней, лежащих на идущем под уклон дне, могут быть мощные и опасные водовороты. Не стоит пытаться переходить реку немного выше глубокого и быстрого места или непосредственно рядом с ним. Если есть возможность выбора, то лучше перебраться через реку там, где, в случае бдения, течение вынесет на пологий берег или отмель. Хорошо идти вброд под прикрытием какого-либо препятствия, например, остров, ка, ослабляющего силу течения.

Переходить реку надо в обуви: она позволяет увереннее ступать, улучшает сцепление с дном и предохраняет ноги от острых камней. Если не слишком холодно, то одежду лучше снять и положить в рюкзак или удерживать над головой. Пряжку рюкзака нужно расстегнуть.

Переходить реку надо осторожно, не спеша, мелкими шагами, волоча ступнями по дну, не отрывая их — это усиливает трение и сохраняет равновесие. На валуны лучше не наступать — их отполированная поверхность очень скользкая, особенно для человека, у которого на ногах резиновая обувь со стертыми подошвами. В качестве опоры нужно использовать прочный шест. Им можно прощупывать дно, чтобы не угодить в яму. Упираться шестом в дно надо со стороны напора воды, слегка наклоняя корпус в эту же сторону.

Идти рекомендуется не по прямой, а несколько наискось по течению. Смотреть при переходе вброд лучше на противоположный берег, а не на воду, что может привести к потере равновесия. Ни в коем случае нельзя вставать спиной или лицом к потоку.

Вот как описывает возможные превратности перехода таежной реки вброд все тот же Ю.П. Пармузин. «Переходя в шестой раз реку, я наступил на гальку, выскользнувшую из-под ноги. Судорожно взмахнув руками в поисках спасительной соломинки и независимо от сознания набрав полные легкие воздуха, рухнул в воду. Так же инстинктивно руки и ноги размахнулись в стороны, стремясь захватить как можно большую площадь дна, чтобы увеличить силу трения. Но прежде чем тело успело распластаться на дне и затормозить, струя проволокла меня и раза два перевернула, больно ударив грудью о камни — хорошо, что не головой. Никаких сил не хватало противостоять ее бешеному напору. Я понял всю свою ничтожность по сравнению с этой мощью, но продолжал шарить руками по дну. В голове была только одна мысль: «Только не теряться! Только не теряться!»

Мне повезло. Я наткнулся на большой камень. С невероятным напряжением уперся ногами и руками о камни дна и встал на четвереньки, пытаясь поднять голову над водой. А она хлестала по лицу. Рта

скрыть нельзя. Кое-как, урывками переводя дыхание, на четвереньках добрался до берега и посмотрел на товарищей. Один, так же как и я выползал из воды на четвереньках, а двое кое-как добрели без приключений. Дрожа от озноба, нечеловеческого напряжения мускулов и нервов, мы в изнеможении упали на прибрежные камни».

Иногда целесообразно переправляться через реку не поодиночке, а коллективно. Так, два человека переходят реку, встав лицом друг к другу и уложив вытянутые руки на плечи своего спутника. Несколько человек могут перебраться на другой берег, если встанут в круг и обнимут друг друга за плечи. Можно идти и бок о бок, «стенкой», держась за один длинный шест, что обеспечивает каждому необходимое равновесие. Во всех этих случаях в сцепке с края должны стоять наиболее сильные люди, принимающие на себя основной напор течения.

Переправиться через реку вброд можно при помощи веревочных перил. При этом первым на другой берег переходит самый опытный человек и переносит с собой конец веревки, которую привязывают ему на спину узлом «булинь». Веревка натягивается и надежно крепится на обоих берегах. Прикрепившись к этим перилам, путешественники с помощью грудной обвязки по одному переходят через реку. Важно, чтобы привязанная веревка от груди до перил была короче длины рук.

Если имеется достаточно длинная веревка, то переправа организуется по-иному. В таком случае концы веревки связывают и при помощи этой петли организуют страховку для каждого из пересекающих реку людей. Первым перебирается наиболее сильный и опытный человек. Перед переправой он обвязывается веревкой, и двое его товарищей, постепенно вытравливая ее, обеспечивают страховку. Следующий участник группы переходит реку, поддерживаемый с Двух берегов. И, наконец, третий человек, также обвязавшись веревкой, переправляется, страхуемый уже с противоположного берега.

На узких речках с обрывистыми крутыми берегами переправа может быть организована над водой по сваленному дереву или бревну. Прежде чем устраивать такой импровизированный мост, нужно удостовериться, что высота выбранного дерева больше ширины реки.

Чтобы узнать, какова высота дерева, необходимо сначала измерить тень от какого-либо предмета известной высоты. Соотношение длины тени и высоты предмета даст пропорцию. Измерив длину тени от дерева и воспользовавшись полученной пропорцией, легко выяснить высоту дерева.

Ширину реки можно определить способом визирования. Для этого необходимо встать на берегу у воды, приложив ко лбу какой-ни- будь плоский предмет — планшет, коробку или просто ладонь, и наклонять его до тех пор, пока край предмета визуально не коснется уреза воды на противоположном берегу. Затем, не меняя положения козырька, повернуться на 90° и заметить точку, в которой край козырька зрительно соприкасается с землей. Расстояние до этой точки (точки визирования) отточки стояния будет приблизительно равно ширине реки. Этим способом можно пользоваться только в том случае, если высота обоих берегов реки примерно равная.

Метод подобия треугольников для измерения ширины реки несколько более сложен, но его результаты точнее (рис. 19). Чтобы воспользоваться данным методом, нужно на противоположном берегу, у воды, выбрать ориентир (0), а напротив него на исходном берегу другой ориентир (А). Затем от точки А под прямым углом к линии ОА отмерить на местности некоторое расстояние (например, 50 шагов), поставить веху Б и, продолжая движение по той же линии, отмерить еще такое же расстояние (те же 50 шагов) — точка В. Из точки В под прямым углом к линии АВ отмерить расстояние ВГ до пересечения с линией визирования ГБО. Расстояние ВГ будет соответствовать ширине реки в данном месте.

Импровизированный мост хорошо устраивать из толстых крепких деревьев, имеющих естественный наклон в сторону противоположного берега. Перед тем как перекидывать ствол через реку, необходимо обрубить ветви. В противном случае течение, подхватив густую крону, может отнести дерево в сторону. Несколько ветвей, которые будут торчать вверх, можно оставить, чтобы перехватываться за них во время перехода по бревну. Очищая ствол от ветвей, нужно рубить их под самое основание. Недорубленные сучья очень опасны для переправляющегося по стволу дерева человека. Известно немало примеров того, как человек, переходящий реку по бревну, падал на острые сучья, получая серьезные травмы. Один из таких случаев с жутковатыми подробностями описан еще В.К. Арсеньевым.

Преодоление водных препятствий

«Кореец Чом Ба-ги отправился в тайгу устраивать соболиные ловушки.

Место для охоты он выбрал весьма удачно. Обильный водою горный ключ и густой хвойно-смешанный лес, где было много рябчиков, бурундуков и белок, обещали ему богатую добычу.

К концу недели Чом Ба-ги устроил шестьдесят девять мостов (соболь очень любит ходить по упавшим деревьям. Зная это, охотники нередко сами валят лес, устраивая «мосты» для соболя и устанавливают на них ловушки. -ДМ.). Он решил поставить еще один последний мост и вернуться назад в селение, а с наступлением заморозков прийти сюда снова и приступить к соболеванию.

Как раз в том месте, где надо было устроить последний мост, поперек ручья лежала большая старая ель, хвоя с которой уже осыпалась и все ветви были обломаны. Только один сук, как раз на том месте, где нужно было ставить петлю, торчал кверху.

Кореец острым топором отсек его, но не у самого основания, а выше. Удар пришелся наискось, вследствие чего обрубленная ветка свалилась в воду, а на стволе осталась заостренная часть ее сантиметров сорок длиною.

Чом Ба-ги перешагнул через нее, прошел по всему бревну до комля и затем повернулся назад. В это время подгнившая кора ели не выдержала давления ноги и сорвалась с заболони, вследствие чего кореец, потеряв равновесие, упал.

Заостренный сук пронзил его насквозь.

Прошел месяц, другой. О Чом Ба-ги ни слуху ни духу. Тогда сородичи пошли его искать и нашли несчастного зверолова мертвым. Он лежал поперек ели, ноги были свешены на одну сторону, конец заостренного сука торчал из спины, а по его телу, запорошенному снегом, соболь проложил себе дорогу».

Для того чтобы перебросить бревно с одного берега на другой, его комлевый конец упирают в какой-нибудь бугорок или камень, а вершину при помощи двух-трех оттяжек заводят на противоположный берег. Можно попытаться перекинуть ствол самосплавом. При этом комлевый конец остается на берегу, а вершина сплавляется по реке, направляемая несколькими оттяжками. Переправа по заливаемому водой мосту крайне нежелательна и опасна, поэтому всегда надо стремиться, чтобы бревно лежало на возвышенных точках. Если обеспечить такое положение бревна на противоположном берегу при помощи оттяжек не удается, то нужно хотя бы как можно выше поднять комлевый конец. Для удобства переправы из пары длинных жердей можно соорудить перила; перилами могут послужить и натянутые с одной или с двух сторон веревки.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 62 | 0,148 сек. | 13.44 МБ