Преодоление водных препятствий вплавь

В некоторых случаях водные преграды приходится преодолевать вплавь с использованием различных подручных средств. Для переправы вплавь наиболее подходят глубокие участки реки со спокойным, ровным течением. Место для высадки на противоположном берегу должно быть удобным, то есть пологим, не заболоченным, без нависающих, обрывистых участков, с редкой растительностью. Обнаружив такое место, надо пройти несколько выше по течению, делая поправку на неизбежный снос во время переправы под напором потока. Облегчают переправу различные импровизированные плавсредства.

Из куска полиэтилена, в который завернута сухая трава, камыш, кора деревьев, сухие ветки, получается поплавок, способный поддерживать человека на воде. Такой же поплавок можно изготовить из куска собранного в узел брезента, в который уложена одежда.

Если путешественники располагают брезентом размером с плащ- палатку, то появляется возможность сделать поплавок грузоподъемностью до 50-70 килограммов. Для этого нужно сложить полотнище вдвое так, чтобы нижняя половина была длиннее верхней сантиметров на тридцать. Удлиненный край заворачивают и образовавшуюся с одной стороны трехслойную часть загибают в три сложения. После чего в полученную таким образом оболочку закладывают плавучий материал, торцы оболочки завязывают узлом и стягивают оба сверху. Для вящей прочности поплавок может быть перевязан еще два раза поперек. Плыть с таким поплавком можно, лежа на нем. Из подобных поплавков можно устроить небольшой плот. Для этого поплавки привязывают к деревянному каркасу швом и узлами вверх.

Готовая оболочка для импровизированного плавсредства — рюкзак. Остается только набить его различным плавучим материалом.

Из небольшого куска брезента, наполненного материалом, имеющим хорошую плавучесть, получается спасательный круг.

Роль оболочки для изготовления поплавка, в крайнем случае, может сыграть одежда. Для этого застегиваются все молнии и пуговицы, завязывается горловина и рукава. В этих же целях можно использовать и брюки. Так, довольно удобно плыть, расположившись между штанин, набитых камышом. Одежда, сшитая из водонепроницаемых материалов, может уже сама по себе без наполнителя служить простейшем плавсредством. Надо лишь, сняв ее и расправив, завязать все отверстия так, чтобы через них не выходил воздух.

Изготавливая подручные средства для переправы, необходимо знать, что такие наполнители, как солома, сухой мох, камыш, хворост, трава, довольно быстро намокают и значительно теряют свою подъемную силу уже в течение двух часов. Вместе с тем их первоначальная грузоподъемность довольно высока (один килограмм сухой со. ломы или камыша удерживает на плаву до трех килограммов груза)

В тех случаях, когда переправа производится на реке с быстры*, течением при помощи примитивных плавсредств, а люди не уверены в своих силах, лучше страховать каждого из переправляющихся веревкой, можно натянуть ее заранее поперек водотока или приготовить ниже места переправы на поверхности реки водяной змей — длинную веревку с поплавком на конце, чтобы человек, сносимый потоком, мог ухватиться за страховку.

При пересечении реки вплавь в одежде нужно обратить внимание на то, чтобы масса человека не увеличивалась за счет воды, которая набирается в костюм и обувь. Поэтому перед переправой надо расстегнуть рукава и воротник, вывернуть карманы; если на ногах сапоги, то их лучше снять, заложить за ремень, перевернув через него голенища. Рюкзак укладывается как можно плотнее и крепко завязывается.

Преодолеть вплавь водоток можно с бревном. При одиночной переправе бревно обхватывают левой рукой и плывут, отталкиваясь ногами и загребая правой рукой. Более удобно перебираться через реку на простейшем плоту, изготовленном из пары коротких бревен, связанных между собой. Для переправы нескольких человек к бревну привязывают поперечные жерди, концы веревок с узлами на них для предотвращения скольжения рук или целый каркас из продольных и поперечных жердей, на котором размещаются люди. Бревно, способное удержать на плаву четверых человек, должно быть длиной 5,5-6 метров и диаметром 24-26 сантиметров, если дерево свежесрубленное, и 18-20, если оно сухое.

Через глубокую и быструю реку переправиться с помощью плота проще всего на излучине (рис. 20). Для этого потребуется веревка, длина которой превышает в семь-восемь раз ширину реки. Один конец веревки крепится к плоту, другой привязывается к какому-либо надежному «якорю» на берегу — дереву, крупному камню и т.п. Плот в данном случае перемещается наподобие воздушного змея. Поток воды на излучине по инерции все так же движется по прямой и неминуемо прибивает плот к противоположному берегу.

Преодоление водных препятствий вплавь

Постройка плота. Деревянный плот для сплава

Многие таежные реки представляют собой удобные транспортные пути. При наличии некоторого опыта и соответствующих навыков сплав по реке гораздо легче, удобнее и быстрее, чем путь через тайгу.

Для сплава по рекам нередко используются плоты. Это транспортное средство обладает большой грузоподъемностью и способно перевозить значительное число людей и немалый объем снаряжения. Плот очень удобен в различных экстремальных обстоятельствах — при полной утрате ориентировки, нехватке продуктов, а также когда среди путешественников есть больные, ослабленные или раненые.

В хвойных лесах при сооружении плота лучше всего использовать сухостойные ели или сосны. Лиственница для этих целей почти не пригодна — ее древесина слишком тяжелая.

Признаком пригодности дерева для постройки плота является Тонкий звук, издаваемый при ударе обухом топора. Сухостой с подопревшей древесиной лучше не употреблять: такое дерево очень быстро намокает. Для определения удельного веса с торца бревна отпиливают кусок длиной десять сантиметров и погружают плашмя в воду. Дерево считается пригодным, если такой чурбак осел не больше, чем на пять-шесть сантиметров. Диаметр бревен для по- стройки плота не должен превышать 25-30 сантиметров, а бревна диаметром менее десяти сантиметров в этих целях не используются. Общую грузоподъемность будущего плота примерно можно определить, руководствуясь данными, приведенными в таблице 4.

Грузоподъемность свежесрубленных бревен (сосна, ольха, осина, ива), кг (по П.Я. Поповских)

Преодоление водных препятствий вплавь

Примечания:

1. Для сухого дерева данные таблицы умножить на два.

2. Для ели, пихты, тополя данные таблицы умножить на 1,2.

3. Для березы, лиственницы, каштана, вяза данные таблицы умножить на 0,7.

4. Сырые (свежие) бревна дуба, ясеня, клена, бука, граба для устройства плотов не применяются. Грузоподъемность сухих бревен этих пород соответствует табличным данным.

Сборку плота рекомендуется вести прямо на плаву, если на воде есть тихое, неглубокое место. За его отсутствием можно строить плот на берегу, затаскивая каждое бревно на две длинные слеги, погруженные концами в воду.

Для не слишком протяженных путешествий по реке сооружают так называемые «салики» — небольшие плотики. Технология их из-г0товления довольно проста. Стволы сухих деревьев очищают от вето к и сучьев и разделывают на бревна по четыре и более метров каждое. Бревна крепятся вицами — кольцами, свернутыми из перекрученных вдоль оси тонких стволиков ели или березы. Поверх бревен с обоих концов будущего плота поперек кладутся перекладины, или ронжины. Вица подводится под два соседних бревна, и один ее край загибается через ронжину. В пространство между вицей и ронжиной загоняют кол (рис. 21). Точно так же поступают с другой парой бревен.

Еще более проста конструкция плота, изготовленного методом «сдавливающих балок» (рис. 22). Для этого на концах бревен с обеих сторон делаются глубокие зарубки, в которые укладываются поперечные перекладины. Эти поперечины накрепко стягиваются веревками и удерживают бревна плота.

Для быстрых порожистых рек необходим плот с жестким, надежным креплением бревен, которое могло бы выдержать удар о камень. Таким требованиям в полной мере отвечает плот на шпангоутах (рис. 23). Чтобы плот

имел хорошую остойчивость, тонкие бревна нужно поместить в середину, а толстые по бортам. Если не удалось найти прямые, ровные сухостойные деревья, то бревна, имеющие кривизну, устанавливают горбом вниз. За

Преодоление водных препятствий вплавьзоры между бревнами должны быть не менее двух-четырех сантиметров, в противном случае Ухудшится остойчивость плота и его способность всплывать после захлестывания водой. В среднем бревне делают пропилы под «ласточкин хвост», при этом пазы в глубину не должны доходить до

Преодоление водных препятствий вплавь

середины бревна, чтобы избежать скола запиленной древесины при забивании клиньев. Пропилы лучше сделать по шаблону, снятому с торцов уже готовых поперечин — шпангоутов — почти квадратных балок, вытесанных из сырой березы или ели. В эти пропилы, сделанные в среднем бревне, свободно укладываются шпангоуты и закрепляются сухими деревянными клиньями. Затем по шаблонам делаются пазы во всех остальных бревнах, и их также при помощи клиньев крепят то с одной, то с другой стороны к среднему бревну. Прежде чем поставить последние два бревна, образующие борта плота, в них вырубают пазы для упора ваг и вставляют леерные стойки — деревянные столбики по 60-70 сантиметров в высоту и сантиметров десять в диаметре; через них затем натягивается веревка.

Существует несколько способов крепления носовых и кормовых гребей для управления плотом. Можно сделать П-образную подгребицу. В этом случае еще до сборки плота в бревна врезают две стойки, надевают на них и расклинивают подушку с гнездом для греби. Поскольку при расклинивании стоек бревна могут расколоться, стойки следует устанавливать не менее чем в полуметре от носа и кормы.

Есть и другие способы устройства подгребиц. Например, можно в двух центральных соседних бревнах заранее сделать по два паза, таких же, как и пазы для шпангоутов, но повернутых относительно последних на 90°; вставить в них по метровому столбу, а столбы затем скрепить на уровне греби (около полуметра от палубы плота) поперечной планкой, вогнанной в соответствующие пропилы на столбах. Расстояние между пазами для столбов равняется ширине ствола одного из бревен.

Самый простой способ крепления греби показан на рис. 24. Пара жердей, установленных вертикально крест-накрест, растягивается при помощи веревок, а гребь, уложенная в перекрестие жердей, подвязывается к нему веревкой.

Греби можно изготовить из полувысохшей ели в виде длинных шести-семиметровых весел. На тонком конце тщательно стесываются все неровности, чтобы не повредить ладони. А на толстом конце гребь обтесывается по лопатку, как у весла.

Кроме того, потребуются еще шесты и ваги. Шесты должны быть Длинными и легкими. Лучший материал для них — сухие упругие елочки. Шесты очень помогают на мелях, чтобы проталкивать плот, не слезая в воду, или на тихих местах, чтобы увеличить скорость. Пригодятся шесты и в случае вынужденного сближения с берегом, когда сила течения косого перелива воды оказывается мощнее силы гребцов. В таких ситуациях все, кто свободен от гребли, вонзают шесты в берег или препятствие и, придав дополнительное усилие, отводят плот от опасного места.

Нередко плот «надежно» садится на мель, и снять его раскачиванием никак не удается. Тогда приходится «подважить» его недлинными, метра по два, толстыми шестами — вагами. Для этого пассажиры плота слезают в воду и, действуя вагами, как рычагами, проталкивают его вперед или в сторону.

Во время плавания на плоту должно находиться три греби. Каждому путешественнику необходимо иметь свой шест. Еще понадобится якорь — тяжелый камень с прочной веревкой, а также причальное устройство, изготовленное из небольшого камня или мешочка с песком и длинной веревки. При необходимости остановиться веревка с грузиком на конце забрасывается на дерево, стоящее на берегу, и к нему подтягивается плот.

Для удобства можно сделать на плоту помост, шалаш, насыпать подушку из земли, песка и гальки для устройства костра.

Правильно построенный и грамотно управляемый плот может быстро доставить к цели путешествия. Однако людям, не имеющим ни малейшего представления о сплаве, можно рекомендовать данный способ передвижения только на реках со спокойным течением, где для управления плавсредством не требуется большого искусства. Во всех остальных случаях, прежде чем принять решение о сплаве, нужно хорошенько взвесить все «за» и «против», не переоценивая собственных сил. Наиболее сложные и опасные для сплава участки — водопады, пороги, прижимы — обычно обозначены на карте, поэтому, зная о них заблаговременно, чтобы избежать риска, их можно обойти по суше.

Во время сплава по таежной реке нужно внимательно наблюдать за меняющейся обстановкой. Подчас большую опасность представляют не пороги, а различные непредвиденные, появляющиеся внезапно препятствия — завалы, заломы, одиночные камни и скалы, которые, как правило, не показаны на картах и могут быть даже на спокойных реках. Пассажиры плота, не заметившие вовремя приближение подобной опасности, могут весьма дорого поплатиться за свою оплошность. Так, уже упоминавшийся Г.А. Чернов в своих заметках о геологических экспедициях по Печорскому краю рассказал, как один из рабочих, переживший страшное крушение плота на реке Кожим ни за что не соглашался участвовать в экспедиции по этой реке. « Федот вдруг заявил: «Я ходил бы с тобой куда угодно, только не п0 этой коварной реке». «А почему?» — спросил отец (A.A. Чернов. — д И.). И Федот очень неохотно рассказал нам об одном случае, который произошел с ним лет десять назад на этой реке.

Ранней весной он в числе шестерых охотников ушел в горы охотиться. Охота выдалась на редкость удачной. Они убили несколько лосей и, чтобы не пропало мясо, решили спуститься по реке на плоту. Находились они в самом верховье Кожима. Прошел только что лед, и Кожим бушевал. Шесть смельчаков соорудили плот, погрузили на него лосиное мясо, жир и шкуры и оттолкнулись от берега в надежде, что быстрое течение доставит их к устью через двое суток. Первые километры они плыли довольно удачно. И конечно, эти смелые люди благополучно добрались бы до своей цели, но… Впереди показалась скала, она торчала из воды прямо в середине русла реки. Все пятеро взялись за шесты, но шесты не достали дна. Люди сразу же стали грести веслами, напрягая все силы, но тщетно. Плот, как щепка во власти быстрого течения, несся прямо на скалу. Раздался треск, и он разбился вдребезги. Люди не успели опомниться, как очутились в воде. Федот же каким-то чудом успел уцепиться за скалу и повис на ней. Не прошло и минуты, как все пятеро исчезли в воде коварной реки. Федот не понял сразу, что висит на скале и ноги его болтаются в воде. Плавать он не умел, да если бы и умел, разве можно было думать о плавании по такой реке ранней весной в зимней одежде. До берега было метров пятьдесят.

«На мне была малица, — рассказывал Федот. — По берегам еще не стаял снег, и вода леденила ноги. Я висел на скале, вцепившись в нее, как ястреб в свою добычу. Конечно, и меня ждала та же участь, что и товарищей. Сколько я провисел на скале, сказать трудно. Тело мое наполовину покачивалось в воде. Силы стали изменять, ноги закоченели, и я решил было броситься в пучину Кожима вслед за товарищами…

Висел я, висел, сил не стало, и чувствую, что коченею. Ну, думаю, пришел мне конец. И уж хотел было отцепиться, как вдруг что-то очень сильно ударило меня по ноге, отчего я и свалился в воду. Гляжу — рядом елка с ветками. Она-то и сшибла меня со скалы. Ухватился я за нее да ремнем привязался, которым малицу подпоясывал и поплыл, куда вынесет. Не проплыл я и километра, как меня с елкой стало прибивать к берегу. Ну, думаю, теперь жив остался».

Пускаясь в плавание, нужно распределить обязанности среди тех, кто будет находиться на борту. Плотом должны управлять два наиболее опытных человека, еще двое осматривают реку впереди плота и предупреждают рулевых об опасностях. Кому-то одному поручают присматривать за всем экипажем плота, чтобы в случае падения человека за борт сразу же бросить ему спасательный конец. Во время сильного тумана, дождя, а также в темное время суток сплав безопаснее прервать и встать у берега до улучшения видимости.

Если в путешествии по реке участвуют несколько плотов, то экипаж первого, состоящий из самых подготовленных и опытных людей, исполняет роль разведчиков. На этом плоту не должно быть ни продуктов, ни снаряжения. Рулевые и наблюдатели всех остальных плотов внимательно следят за сигналами и действиями первого экипажа.

Проходя над мелью или перекатом, нужно держаться самых глубоких мест, которые опознаются по более темному тону воды и крупным волнам правильной формы. Иногда при посадке на мель не помогают ни ваги, ни шесты, ни раскачивания. Тогда применяют способ, известный в технике плотовождения под названием «оплеуха». Суть его заключается в том, что к плоту двумя веревками привязывают в двух точках бревно, запасную гребь, дерево с крепкой кроной, типа ели — «оплеуху», которую пускают поперек течения. Все это представляет собой водяной парус, создающий значительную тягу, способную снять плот с мели.

Сплавляясь по реке, нужно обращать внимание на характер водной поверхности. Рябь на воде свидетельствует о близости подводных препятствий. Бурунчики расходятся от небольших камней или от топляка, лежащего на дне.

О приближении к порогам и водопадам предупреждает шум воды, облака водяной пыли, которые нередко стоят над ними. Заслышав грохот падающей воды, надо пристать к берегу и с суши произвести разведку.

Не имея опыта плотовождения, лучше не пытаться проходить пороги, а обойти их по берегу. Плот в таких случаях спускается вниз по течению самосплавом или направляемый двумя крепкими длинными веревками, привязанными на корме и на носу. Их попеременное натягивание или вытравливание позволяет до некоторой степени контролировать ход плота по реке. Поскольку подобная проводка очень трудна и порой даже опасна, то пользоваться ею можно только на пологих, ровных, слаборасчлененных берегах. Однако чаще крупным порогам соответствует сложный рельеф берегов, где проводка невозможна. Тогда приходится пускать плот по течению реки и отлавливать его ниже порогов, где река снова становится спокойной. Проще всего поймать плот, натянув над самой поверхностью воды от берега до берега веревку. Вполне возможно, что после того как плот побывал в свободном дрейфе, его придется отремонтировать, поэтому прежде чем продолжать путь, нужно тщательно осмотреть свое «судно».

Если по каким-либо причинам приходится сплавляться через пороги, то не стоит стремиться идти по самым тихим местам — это или мель, или камень. Глубоко там, где бьются валы. Но и по самим валам большого порога идти небезопасно: это не простые волны — это отраженные всплески реки, взметнувшиеся против течения, — такой вал способен залить плот. Средние пороги лучше проходить несколько в стороне от главной струи — здесь спокойней и тише, но и не под самым берегом, где могут быть камни. Многие пороги прямые: река устремляется вперед и вниз. Проход по такому порогу в большинстве случаев не очень опасен. Гораздо сложнее пороги с поворотами. Туг при неумелом управлении плот может расколоться или даже перевернуться. На любом повороте русла реки течение стремится прижать плот к вогнутому берегу, поэтому незадолго до излучины нужно сойти с середины потока и постараться пройти вдоль выпуклого берега. Прижимы опасны своими стоячими волнами и отраженными течениями, а также «карманами» вдоль нависающих берегов, в которые плот может быть затянут мощным потоком.

Если на реке встретился завал из упавших в воду деревьев, то необходимо остановиться, оценить обстановку и только после этого попытаться обойти препятствие по намеченному пути. Хуже, когда завалы перегораживают реку от берега до берега. В такой ситуации надо, если это возможно, обнести завал. Иногда завал можно разобрать, стоя на берегу и расталкивая сцепившиеся стволы деревьев длинным шестом.

Некоторые реки разбиваются на протоки, в которых нетрудно заблудиться. Сплавляясь по такой реке, нужно выбирать рукав с более быстрым и полноводным течением. Если река слишком бурная, иногда, где это возможно, стоит попытаться плыть через старицы — они хотя и длиннее нового русла, но течение в них спокойнее.

В тех случаях, когда плот идет через озеро, надо учитывать, что шторм на озерах может разыграться внезапно, буквально в течение нескольких секунд. Поэтому проходить озера безопаснее, да подчас и быстрее вдоль берега, где лес защищает от ветра и где всегда есть возможность быстро высадиться на сушу.

Комментарии

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 64 | 0,129 сек. | 13.41 МБ