Развитие советского альпинизма. Первые годы

‘Теперь наш путь особенно опасен, так как подъём почти вертикален, а под нами вместо фирнового поля — зияющие пропасти Девдорака. Мы вырубаем ступени во льду, идя прямо вверх. Ягор Казаликашвили выбился из сил и не может больше рубить лед. Теперь он просит нас вернуться, так как по такой крутизне спуститься будет невозможно, не сделав идеальных ступеней. Но наши замещают Ягора…

Уже 2, а затем и 2У2 часа. Пора и возвращаться; но теперь, когда цель так близка, нас всех обуяла одна мысль: «вперёд, к вершине». Опасность, ураган, ужасный мороз — всё было забыто.

…Это вершина! — и, оставив рубку ступеней, передние взбежали вверх. За ними по очереди взобрались и все остальные. Итак, цель была достигнута. Труды многих дней, мечтания многих лет увенчались блестящим успехом. Восторгу нашему нет границ..,»

Так описывает профессор Г. Н. Николадзе успешное окончание первого советского восхождения на Казбек1. Это восхождение отличалось от всех предыдущих: оно было массовым. На вершину поднялись 18 молодых советских людей — грузинских физкультурников. Когда Николадзе и его спутники спускались с Казбека, они встретили другую группу под руководством профессора А. Дидебулидзе, направлявшуюся к этой же вершине. Эти два восхождения, совершенные осенью 1923 г., положили начало советскому альпинизму. Советские горовосходители с первых шагов шли своим путём, в корне отличным от западноевропейского альпинизма.

Наш высокогорный спорт, как и вся система физического воспитания трудящихся в СССР, является составной частью советской социалистической культуры. Широкое вовлечение населения нашей страны в физкультурное и спортивное движение является делом государственной важности. Коммунистическая партия, советское государство и профсоюзы создали в нашей советской стране такие благоприятные условия для развития физической культуры, каких нет ни в одной стране мира.

Именно поэтому советский альпинизм, воспитывающий ценнейшие качества, присущие советским людям: смелость, выносливость, настойчивость в достижении поставленной цели и твердость характера, ломающую всё и всякие препятствия,— уже с самого момента своего возникновения стал спортом массовым, спортом коллективным. Советский альпинизм помогает воспитанию строителей коммунистического общества.

Альпинизм — превосходный вид активного отдыха и массового оздоровления трудящихся. Тяга к познанию нашей великой Родины, к изучению ее природы дополняется здоровым спортивным интересом, стремлением испытать свои силы в трудных восхождениях на высочайшие горы.

Исследовательская направленность, стремление внести свой вклад в познание родной земли, в укрепление экономической мощи СССР — характерная черта советского альпинизма. Советские альпинисты осваивают и совершенствуют технику хождения в горах, способы преодоления естественных препятствий. Они всё время помнят о большом значении альпинизма при ведении боевых действий в горных районах. Помнят о своем патриотическом долге — быть готовым к защите нашей социалистической Родины.

Все содержание и жизнеутверждающая направленность советского альпинизма сделали немыслимыми у нас восхождения в одиночку. Такой «спорт самоубийц» широко развит в капиталистических странах. Лишённые страховки и поддержки товарищей альпинисты при этих восхождениях подвергаются огромной опасности и почти неизбежно погибают.

Советский альпинизм начинал свой путь в трудное время. Лишь недавно закончилась гражданская война. Народное хозяйство страны делало первые шаги по пути восстановления. Несмотря на это, молодое советское государство, у которого было множество неотложных и очень важных дел, не оставило без внимания и поддержало первых энтузиастов высокогорного спорта.

Зачинателям нового дела было нелегко работать. Снаряжения и опыта восхождений еще не было. Сведения, которые можно было найти в буржуазной западноевропейской и дореволюционной русской литературе, мало помогали делу. Даже техника движения нужна была иная: для массовых восхождений нельзя было применить многие приёмы, рассчитанные на немногочислен- ные группы, сопровождаемые опытными проводниками,. Обязательное условие наших восхождений — стремление к обеспечению их наибольшей безопасности — также требовало разработки новой организации и техники передвижения.

Восхождение грузинских альпинистов на Казбек привлекло внимание советской общественности. В феврале 1924 г. в Тбилиси, при Географическом обществе Грузии, был создан альпинистский отдел. Председателем его был избран Г. Николадзе. Это была первая в Советском Союзе организация, занимавшаяся развитием альпинизма.

Вслед за Казбеком первое массовое восхождение было организовано и на Эльбрус. В 1925 г. на его восточную вершину поднялось 19 грузинских альпинистов; среди восходителей было пять женщин. Этим походом снова руководил Г. Николадзе.

В период между 1923 и 1928 гг. восхождения на Эльбрус и Казбек повторялись неоднократно. За пятилетие на эти вершины 21 раз поднимались группы со- ветеких горовосходителей. Количество участников этих восхождений было велико. Только 14 групп грузинских альпинистов насчитывали 137 человек.

Эти цифры тем более показательны, что за период с 1829 по 1922 г. (то есть за 94 года) на Эльбрусе и Казбеке было всего лишь 27 групп русских и иностранных восходителей.

Из числа молодых участников первых советских восхождений выросли способные руководители и организаторы высокогорных походов. Среди них следует отметить трех членов семьи Джапаридзе: Симона, Александру и Алешу (Александра).

Активная деятельность грузинских альпинистов нашла отклик и в других районах страны. Все большее число москвичей, ленинградцев, киевлян и жителей других городов приезжало провести свой отпуск в высоких горах, включалось в занятия замечательным видом спорта.

С увеличением числа альпинистов расширился и круг их деятельности. В первые годы наших молодых горовосходителей, естественно, привлекали наиболее известные и высокие вершины Кавказа: Эльбрус и Казбек. Во время первых восхождений советские люди попробовали свои силы, приобрели первый опыт. Они убедились, что смогут побеждать самые трудные вершины родных гор не только не хуже, но лучше высокомерных представителей иностранных альпийских обществ и клубов, которые еше иногда приезжали на Кавказ.

Постепенно высокогорные походы наших альпинистов все шире охватывали своими маршрутами ущелья и горы Кавказа.

Несмотря на то, что Кавказ протянулся от Черного моря до Каспия, не везде горы имеют большую высоту, не всюду их вершины покрыты вечными снегами и льдом. К высокогорной зоне Кавказа относятся главным образом центральная часть Большого Кавказа и древние вулканы Малого Кавказа: Арарат и Алагез (Арагац).

На западе отроги Кавказского хребта невысокими горами выходят на черноморское побережье в районе Таманского полуострова. Первые снежные вершины по-

 

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. Первые годы

 

являются восточнее города Сочи (Чугуш—3241, Псе- ашхо—3249 метров и другие) Высокогорная часть Главного Кавказского хребта, привлекающая альпинистов, начинается еще восточнее, уже в пределах Абхазской АССР. Здесь вершины достигают высоты около 4000 метров, имеется значительное число ледников. Эту западную высокогорную часть Главного хребта альпинисты называют Западным Кавказом (а иногда Абхазской цепью).

Крутые южные склоны хребта у подножия поросли густыми, труднопроходимыми лесами. На северных склонах много долин, славящихся своей красотой и прекрасным климатохм, среди них: Теберда, Домбанекая поляна, Архыз.

Дальше на восток высота гор постепенно повышается. В центральной части хребта, между Эльбрусом и Казбеком, находятся наиболее высокие и могучие вершины, мощные ледники. Почти в самой середине хребта расположен огромный обледенелый массив, называемый Безингийской стеной. Его гребень на протяжении 13 километров не опускается ниже 4500 м, а вершины превышают 5000 метров.

В этом же районе от Главного хребта отделяется несколько больших отрогов. На юго-запад отходит Сва- нетский хребет. На севере, почти параллельно Главному хребту, тянутся: отрог Дых-тау — Коштан-тау и Дигор- ский хребет. Склоны Главного хребта в этом районе и на юге и на севере представляют собой царство ледников и скал. В узких ущельях текут стремительные потоки. У подножия гор на альпийских лугах летом цветут прекрасные цветы.

Между Главным Кавказским и Сванетским хребтами расположена горная страна Сванетия (Земо-Сванетский район Грузинской ССР).

На восток от Казбека горы Большого Кавказа понижаются по сравнению с его центральной частью. По большей части горы Восточного Кавказа скалисты; значительных по размерам ледников здесь нет. В этой части Главного Кавказского хребта есть ряд вершин, превышающих 4000 метров. Большинство из них расположено в северных отрогах хребта.

В восточной оконечности Главного хребта, почти у Каспийского моря, также есть несколько значительных вершин (Базар-дюзи — 4489 метров, Шах-даг — 4255 метров).

Уже в 1924—1930 гг. наши альпинисты начали проникать в центральную часть Кавказа. Они двигались в горы и с севера — это были главным образом альпинисты из центральных районов страны, и с юга — со стороны Сванетии — это были представители грузинского альпинизма.

В 1929 г. был проведён первый учебный поход московских и ленинградских альпинистов. Участники похода не имели еще того снаряжения, с которым привыкли ходить альпинисты в наше время. Они еще не всегда хорошо представляли себе трудности восхождения. Но этот и другие учебные походы были началом подготовки инструкторов и организаторов высокогорного спорта.

В том же году грузинскими альпинистами во главе с Симоном Джапаридзе была предпринята первая попыт* ка подъёма на Тетнульд. Но это восхождение окончилось неудачей.

Снежный конус Тетнульда, так же как и двурогая красавица Ушба,— одна из наиболее красивых и труднодоступных вершин Кавказа — поднимается над Сванетией. С древних времен с этими вершинами были связаны суеверия и легенды когда-то темного и обездоленного народа. Советская власть проложила через горы дорогу в Сванетию, до того веками отрезанную от остального мира. Теперь Сванетия — район Грузинской ССР — живёт полнокровной зажиточной и культурной жизнью.

На долю советских альпинистов начиная с 1930 г. выпала задача окончательно разрушить суеверия, населявшие Ушбу и Тетнульд «мстительными духами», губившими дерзких смельчаков, пытавшихся взобраться на эти «священные» вершины.

Летом 1930 г. группа грузинских альпинистов всё же поднялась на вершину Тетнульда. Во главе победителей были Александра и Алеша (Александр) Джапаридзе (впоследствии оба заслуженные мастера спорта) — брат и сестра Симона Джапаридзе. С ними на вершину поднялся и Ягор Казаликашвили, поэт, старейший проводник на Казбек

Вслед за этим восхождением Алеша Джапаридзе и его друзья сделали попытку восхождения на южную вершину Ушбы. Но попытка оказалась неудачной: путь к вершине требовал высокого класса спортивного мастерства. К такому серьёзному восхождению нужно было долго и упорно готовиться.

В 1930 г. Тетнульд был покорён ещё несколько раз. Следом за группой Джапаридзе на его вершину поднялись три группы москвичей и группа тбилисцев.

С самого начала в советском альпинизме определилась ещё одна характерная черта. Даже самые лучшие достижения не были достоянием только нескольких выдающихся восходителей. Коллективизм и передача опыта способствовали быстрому росту уровня всего советского альпинизма.

Положившие начало советскому альпинизму грузинские восходители совершают восхождения во всех районах Кавказа. В 1930 г. участники экспедиции под руководством Г. Георгидзе поднимаются на вершины Осетии.

В следующем, 1931 г. один из лучших альпинистов Грузии Ш. Микеладзе вместе с Д. Церетели и другими поднялся на одну из вершин Безингийской стены — Катын-тау (4970 метров). В Цейском районе экспедиция во главе с И. Асланишвили достигла вершины Уил- пата-тау (4646 метров) и сняла с нее минимальный термометр оставленный там грузинским военным топографом Г. Кавтарадзе в 1891 г.

С 1928—1930 гг. увеличивается число восхождений, совершённых альпинистами — жителями Москвы, Ленинграда и других городов центральной части СССР. К числу вершин, побеждённых в эти годы старейшими советскими альпинистами Б. Н. Делоне, А. А. Лета- ветом, Н. Николаевым, А. Гермогеновым и другими, относятся, например, Тетнульд, Бадорку, Фытнар- гин — на Центральном Кавказе; Уилпата — в Цее: Большой Джаловчат, Эрцог, Марка — в районе Теберды; Тебулос-мта, Цариут-хох и другие — на Восточном Кавказе.

1931 г. ознаменовался на Кавказе большими спортивными победами. Наши ведущие альпинисты перешли к восхождениям на труднейшие вершины. Сибиряки братья Е. и В. Абалаковы и В. Чередова (впоследствии все трое — заслуженные мастера спорта) поднялись на вершину Дых-тау (5198 метров). Эта третья по высоте вершина Кавказа. Если подъём на Эльбрус является проверкой выносливости и овладения простейшей техникой движения для начинающего альпиниста, то восхождение на Дых-тау и в наши дни может украсить список побед мастера.

Вскоре была побеждена соседняя вершина Миссес- тау. В этом же году альпинисты приступили к штурму вершин грозной Безингийской стены: были совершены восхождения на Гестолу и Катын-тау (группа Ш. Мике- ладзе).

С того же времени начинает развиваться и зимний альпинизм. Начало зимним перевальным походам было положено открытием в Бакуриани (Грузия) зимой 1931/32 г. горно-лыжной станции. Первый зимний лыжный переход совершили московские лыжники и альпинисты, пройдя через Главный Кавказский хребет Твибер- ским перевалом и далее по Сванетии. Были проведёны под руководством А. Гвалия (ныне мастер спорта) два больших зимних перехода грузинских альпинистов. В 1932 г. группа альпинистов во главе с В. Коломенским совершила зимний переход через трудный перевал Цаннер. В 1934 г. А. Гусев и В. Корзун совершили первое зимнее восхождение на Эльбрус.

Созданное в 1928 г. по инициативе ЦК BJIKCM и газеты «Комсомольская правда» Общество пролетарского туризма (ОПТ) 1 возглавило также и работу по развитию альпинизма. В 1929 г. начал выходить журнал «На суше и на море». Журнал широко освещал работу и путешествия туристов и альпинистов, играл большую организующую и руководящую роль.

Советы и ячейки ОПТЭ были организованы в большинстве городов Союза, на всех крупнейших предприятиях и в учебных заведениях. Горный туризм и альпинизм стали любимым видом отдыха советской молодежи.

 

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО АЛЬПИНИЗМА. Первые годы

 

Альпинисты продолжали свое проникновение в различные высокогорные районы Кавказа. Советские туры 1 появлялись на вершинах солнечного Западного Кавказа и Цейского района.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 80 | 0,234 сек. | 18.31 МБ