Издавна внимание учёных и альпинистов привлекали горные районы, относящиеся к юго-западной части системы Памиро-Алая. Здесь, в разветвлениях Туркестанского и Зеравшанского хребтов, поднимаются высокие обрывистые горы со значительным оледенением (Зерав- шанский ледник имеет в длину около 24 километров, а ледник Преображенского со своим притоком Рама — до 16 километров).
Еще известный русский геолог И. Мушкетов, путешествовавший в этих местах, прошёл Зеравшанским ледником и перевалом Матча. Описание этого путешествия, давшего богатые материалы для его классического труда «Туркестан», широко известно.
Обследование месторождений полезных ископаемых Туркестанского хребта было одной из задач Таджикско- Памирской экспедиции. Особое внимание было уделено разведке в разветвлении Алайского хребта.
В районе Туркестанского хребта были обнаружены значительные месторождения олова, но жилы уходили высоко в горы, и геологи не в состоянии были разведать выходы ценного металла. На помощь геологам пришли альпинисты. В. Абалаков, А. Малеинов и В. Цейдлер, применяя сложные приёмы скалолазания, начали подъём по крутому оледенелому склону на стену «Оловянная» (4600 метров). Они поднимали с собой и геолога Миля- ева, разведка которого на стене оказалась успешной: в пегматитовых жилах было обнаружено месторождение оловянного камня — касситерита.
Однако необходимо было найти путь на стену, доступный не только опытным альпинистам, но и геологам, рабочим поисковых партий. После нескольких походов такой маршрут был найден.
Альпинисты устроили спуск с гребня к месторождению. Во льду крутой стены они вырубили около 400 широких ступеней, устроили веревочные перила, которые ограждали и место работы забойщиков.
В 1940 г. Зеравшанский узел снова посетила альпинистская экспедиция московского Дома учёных, возглавляемая профессором В. Немыцким.
Эта экспедиция поставила перед собой задачу — завершить изучение еще не исследованных центральной и восточной части высокогорья Зеравшанского узла. Работа экспедиции дала много ценных материалов для уточнения карты узла и описания оледенения района.
Западная часть Зеравшанского хребта представляет собой несколько обособленную группу гор. Сравнительно небольшой по площади (800 км2) горный массив, располагающийся между бассейном рек Фан-дарья и Кштут- дарья, носит название Фанских гор.
В 1937 г. этот район впервые посетили две альпинистские группы: Е. Казаковой и А. Мухина. Группа А. Мухина, начав свои походы от озера Искандер-куль через перевал Джиджик, направилась к подножию горы Большая Ганза. Альпинисты совершили первовосхождение на эту вершину (5415 метров), изучили прилегающие ледники и ущелья и в завершение похода поднялись по северному гребню на главную вершину узла — Чимтаргу (5487 метров).
Группа Е. Казаковой подошла к Большой Ганзе с юга, но отсюда путей на вершину не нашла. Тогда альпинисты поднялись на одну из соседних вершин, назвав ее пиком «Красных зорь» (4951 метр), а затем они совершили первовосхождение на соседнюю вершину, назвав ее пиком «Энергия»1 (5105 метров). Подъёмом на Чимтаргу по её трудному юго-восточному гребню альпинисты закончили свой поход.
Обработка материалов группы А. Мухина позволила уточнить карту района.
В 1939 г. А. Мухин организовал альпинистскую группу для изучения центральной части Фанских гор. Пять альпинистов прошли ряд перевалов Фанских гор, исследовали верховья основных ледников узла. Они открыли новые перевалы через боковые отроги и главный хребет и совершили первовосхождение на вершину Малая Ганза (5031 метр) и пик «5183».
# # #
Прошло более двадцати лет с тех пор, как советские альпинисты впервые появились в горах Средней Азии.
Они принимали деятельное участие в географическом исследовании западной части Памира и в особенности района ледника Федченко. Трудно подсчитать число ледников и вершин, открытых альпинистами. Альпинисты побывали на леднике Федченко и его западных притоках; ледниках северных склонов хребта Петра Первого; ледниках западных склонов хребта Академии наук: Гармо, Гандо, Ванча, в районе пика Ленина и т. д. Успешно исследовали альпинисты и другие районы Западного Памира. Однако впереди еще много работы, которую необходимо проделать для дальнейшего изучения этих мест, для покорения еще «не взятых» первоклассных вершин.
Покоренные альпинистами на Юго-Западном Памире пики Патхор, К. Маркса, Маяковского, академика Берга и другие далеко не исчерпывают спортивные возможности этого района. Здесь также есть еще много неизученных ледников.
На Тянь-Шане деятельностью альпинистов охвачены лишь северная и центральная его части. В других районах были лишь отдельные группы альпинистов, которые ограничились первоначальным знакомством с расположением хребтов, ледников и рек (во многих случаях они были первыми или одними из первых путешественников) .
Из изложенного выше видно, что альпинистское освоение высокогорных районов Памира и Тянь-шаня постепенно принимало всё более широкие масштабы. Это тесно связано с быстрым расцветом социалистического строительства в союзных республиках Средней Азии, бывших до Великой Октябрьской революции отсталыми окраинами, которые царское правительство держало на положении колоний.
Растущее число автомобильных и железных дорог, укрепление колхозного строя даже в самых отдалённых горных селениях, сеть радиостанций облегчают доступ в высокогорные районы. Большая работа советских учёных по изучению страны, е© производительных сил, ее климата увеличила знания о горах Средней Азии и об условиях работы в них.
Второй Всесоюзный географический съезд, состоявшийся в январе 1947 г., признал необходимым координирование деятельности географов и алышнистов. Было решено создать при Всесоюзном географическом обществе комиссию высокогорных исследований. Основной задачей этой комиссии является координация действий альпинистов с учёными различных областей науки для изучения высокогорных районов.
Естественно, что пробираться в горные районы, особенно в отдалённые, только со спортивной целью неразумно. Включение альпинистов в научные экспедиции диктуется элементарной целесообразностью. Работа альпинистов в научных экспедициях даст учёным возможность проникнуть в самые труднодоступные места
На ближайшие годы перед советскими альпинистами стоят большие задачи по обследованию горных районов в Средней Азии.
На Памире еще не покорены высокие — около 7000 метров — вершины в хребтах Петра Первого, Академии наук и восточном отроге Язгулемского хребта К числу мало посещаемых и почти не описанных районов относятся восточная часть Язгулемского хребта, целая сеть хребтов к востоку от ледника Федченко, Муз- кольский хребет. На Юго-Западном Памире предстоит интересное спортивное восхождение на пик Энгельса.
На Тянь-шане важнейшей спортивной задачей альпинистов является восхождение на пик Победы. Интереснейшими объектами для альпинистского обследования и восхождений остаются южные хребты Центрального Тянь-шаня и в первую очередь хребет Кок-шаал-тау.