Первый снег витал в воздухе, но не приземлился.
…Облетает золотой лес. Исподволь просветляется, сквозит узорная сень вершин. Одни «дедушки леса» — дубы и старые березы — крепятся, зеленеют. Гуси, утки, дикие голуби и грачи пусть тянут к югу, это их, птичьи, дорожные дела, авиационная горячка отлетной поры. А дереву некуда спешить: зимовать — не миновать.
Дубравы стараются отсрочить задумчивую грусть румяного листопада, дольше сохранить нарядную красу. В румянолистом подсаде-подлеске, среди просторных дубов, типичные кусты орешника и ягодников: в спелых плодах шиповник, боярышник, бирючина, рябина, черемуха, «хвойный виноград» можжевельника, костяника (гранат севера), бересклет. Не торопятся исполины-дубы расставаться со своим зеленым всемогуществом фигурно-вырезной листвы. Поспели и из кругленькой чашечки падают сквозь ветви, ярко нижут вершины, как пули литые, золоченые желуди.
С корнями дуба имеют микоризу многие виды грибов. Богатый ассортимент грибной флоры в дубах, а грибники наладили тропить в березы, где наполовину меньше видов грибов. По недоразумению сборщики мимо обходят дубы.
Дубы многовековые деревья. Столетние, трехсотлетние плодоносящие дубы — не редкость в средней полосе России и Подмосковье. Самая древняя дубрава — в подмосковном музее-усадьбе Коломенское. Дубам Ивана Грозного 400 лет. Крепка древесина дуба, даже в воде не гниет. Черный, или мореный, дуб высоко ценится столярами. Русский народ искони почитает священное дерево древних славян как символ силы, долговечности, красоты.
«Древний ряд дубов цветет»… в старинных останкинских дубравах, вокруг московского музея Останкинского дворца, в сходненских Дубовицах. Живыми памятниками стоят достопамятные дубы Пушкина, Лермонтова, Тараса Шевченко, Тургенева, Богдана Хмельницкого, Тимирязева, Мичурина, Шишкина. В Ленинграде железной решеткой обнесены дубовые рощи Петра I.
Под дубами издревле собирались народные собрания, веча и суды, произносились клятвы на борьбу и на дружбу. Дубы в старину сажали в честь исторических событий.
Ныне степные дубравы — редуты борьбы со зноем и суховеями — на страже большого урожая.
Есть что вспомнить в русских дубравах, над чем поразмыслить. Большое удовольствие поедать всей семьей в дубовые леса. Грибное обилие и разнообразие в дубравах — наслаждение для сборщика.