Вопрос, на каких судах идти в путешествие и где их достать, отважится сам собой, если группа пойдет по плановому маршруту, где плавучими средствами ее обеспечит головная туристическая база. На неких базах время от времени удается получить лодку напрокат и самодеятельной группе. Но потому что основная масса туристов-водников путешествует вне плановых путей, вопрос о судах ей придется решать без помощи других.
Практика свидетельствует, что удобнее и легче ходить на разборных двухместных туристических байдарках. Полностью применимы для путешествий ленинградские ялики «фофаны», военно-морские четырех- и шестивесельные ялы, железные плоскодонки, неразборные жесткие и полужесткие байдарки, надувные лодки. Тщательно о их будет сказано в последующей главе. Основная трудность, препятствующая широкому использованию туристами неразборных судов — необходимость перевозки их к началу маршрута и возвращения на свою пристань.
Но современные жд правила разрешают перевозить лодки в багажных вагонах при наличии свободного места, а аква транспорт охотно воспринимает их для перевозки не только лишь на судах, да и смешанным сообщением. Идеальнее всего, естественно, для этого автотранспорт: грузовик, оборудованный скамьями, захватит вкупе с судами и самих туристов с личными вещами. 3-ий метод — покупка либо подготовительный заказ лодок сначала маршрута. На реках Белоснежной, Чусовой, Юрюзани, Ветлуге и неких других местные обитатели и промкооперация строят специально для реализации туристам плоскодонки (достаточно грубой работы). В Осташкове на озере Селигер и в прибрежных селениях многих рек бассейнов Волги, Северной Двины можно приобрести либо арендовать у местного населения лодку вместимостью до 6 человек.
Выбирать лодку необходимо с неплохим припасом плавучести. Нужно держать в голове, что многолетняя традиция выработала для каждой акватории собственный тип судна, более подходящий для данных критерий, и что лодка, приобретенная в верховьях, может не подойти для плавания в низовьях. Уменьшить расходы на приобретение лодок можно, если избрать маршрут двойной длины и разбить его на две части, при этом путешествие по 2-ой половине совершить на последующий год, оставив суда на зимнее хранение. Можно также, кооперировавшись с другой группой, организовать своеобразную туристическую эстафету.
4-ый метод обеспечения плавсредствами — изготовка плота своими силами. Плавание на плоту может быть и любопытно на резвой многоводной реке, свободной от постоянного судоходства. На широких судоходных реках с неспешным течением оно скоро наскучивает своим однообразием, а маленькие водотоки совсем не годятся. Рубить лес для плота и брать его из сплава можно только с разрешения лесосплавных организаций. На данный момент в туристическую практику крепко вошли плоты на надувных элементах. На речных маршрутах с обилием мелководий и обносов целесообразны легкие суда. На озерных маршрутах лучше воспользоваться судами большенными и надежными. Иметь в одной группе различные типы судов можно только в этом случае, если дневные переходы недлинные, не напряженные.
На сложных маршрутах разнотипные суда приводят к задержкам, ожиданиям и делают поход более напряженным. Даже разнотипные байдарки на таких маршрутах затрудняют поход, делают его наименее оперативным и поболее сложным. Одна из симпатичных сторон аква туризма — неистощимое обилие критерий, наружной обстановки и смыслового содержания путешествия. Туриста-водника тянут к для себя тихие плесы запрятанных в лесах речушек и пенистые пороги рек Приполярья, зеленоватые заливы Селигера и шхерные закоулки озер Карелии. Желания туриста всеобъемлющи, но способности никак не беспредельны. Потому, ну и по многим другим причинам, любители аква путешествий вооружают байдарку легким бортовым мотором, что присваивает ей ряд новых ценнейших свойств: становятся доступными, а самое главное, увлекательными маршруты большой протяженности, в том числе и по широким судоходным рекам, озерам, водохранилищам.
На байдарке с мотором можно подниматься ввысь по течению рек, попасть в которые другим методом либо совершенно нельзя, либо очень тяжело и недешево. Один мотор на группу из 2—3 лодок дает возможность, построив караван, стремительно миновать малоинтересные подходы к основному маршруту, пересекать озерные плесы при неблагоприятном направлении ветра и т. д. Средняя скорость такового каравана 6—8 км/час относительно воды.