Путешествия по воде — один из более небезопасных видов туризма. Пренебрежение правилами безопасности, лихачество и неосмотрительность — главные предпосылки аварий и злосчастных случаев в аква походах. Обеспечению безопасности в путешествиях по воде, и в особенности при преодолении препятствий, должно быть уделено самое суровое внимание.
Непременное условие безопасности — умение держаться на воде, плавать и нырять. Не считая обозначенных требований, неотклонимых для каждого судна и участника, управляющий похода должен организовать дополнительную службу безопасности, установить порядок и строй следования судов, выделить головное и замыкающее суда, установить систему связи меж судами и код команд (звуковой и жестами).
При прохождении на плаву сложных препятствий, в главном — порогов, к мерам безопасности относится выделение сигнальщиков и спасательных групп и судов.
Сигнальщики, расставленные в соответственных местах по трассе препятствия, подавая сигналы, помогают управляющим вести суда правильным курсом. Спасательные группы врубаются в работу при трагедии. Аварийные ситуации создаются в тех случаях, когда квалификация туристов не соответствует трудности маршрута либо в группе нет подабающей дисциплины.
Верный выбор маршрута, обмысленные деяния в тяжелых критериях, жесткая и сознательная дисциплина в купе с достаточной подготовкой туристов практически стопроцентно гарантируют от аварий в походе. Но возможность аварий все таки не исключается. Трагедии могут сопровождаться поломкой судов и травмированием членов их экипажей. Общепринятое правило при ликвидации трагедии: сначала выручают людей, позже суда и, в конце концов, снаряжение.
Более трудны ликвидация трагедии и подача помощи терпящим бедствие на огромных аква местах в бурную погоду и на порожистых реках, в особенности если происшествие сопровождается травмами членов экипажей. Обычные трагедии на большой акватории — опрокидывание судна, заливание его на волнении, существенно пореже поломки судов в итоге долгого воздействия волн. Сложность ликвидации таких аварий в том, что приходится принимать экипаж судна, потерпевшего трагедию, на другие суда, очень перегружая их. Это опасно для самих спасающих судов, в особенности при большенном волнении.
На байдарках прием дополнительных пассажиров фактически исключен, потому приходится буксировать потерпевших к берегу. Скорость буксировки пловца за байдаркой менее 1—2 км/час, и при трагедии, происшедшей далековато от берега, пострадавшие очень длительно пребывают в воде. Это вызывает переохлаждение тела и может привести к суровому заболеванию. Не считая того, при долговременной буксировке на волнении человек может захлебнуться.
Обычные трагедии на стремительных порожистых реках — посадка судна на камешки либо другие предметы, в итоге чего оно опрокидывается либо ломается; опрокидывание либо заливание судна на участках с высочайшими стоячими волнами и при выходе из прямого в оборотное течение; навалы на берега либо недвижные предметы с опрокидыванием и поломкой судна.
При опрокидывании и заливании судна потерпевший экипаж не должен кидать его и пробовать в одиночку добраться до берега; разумнее совместными усилиями попытаться собрать плавающее снаряжение и доставить судно на мелководье либо к берегу, или, подавая сигналы бедствия, дожидаться помощи других судов; добираться к неопасному месту также следует не в одиночку, а группой: в данном случае можно оказать помощь ослабевшим либо травмированным членам экипажа. Кидать ослабевшего либо раненого пловца 1-го, даже если он обеспечен персональными спасательными средствами, неприемлимо.
При трагедии в пороге не следует кидать залитое водой судно и добираться в неопасное место по одиночке, потому что даже залитое, но оставшееся на плаву судно служит надежным спасательным средством. Очень небезопасно при трагедии в пороге получить травму при ударе о камешки и другие предметы и попасть в вертикальные течения на водосбросах. При трагедии в порогах потерпевшим необходимо попробовать подать с берега конец и дополнительные спасательные средства (круги, буйки и т. д.), также принять пловцов ниже порога на другие суда и выловить плывущие суда и снаряжение. Пробы принять потерпевших трагедию на спасательное судно в самом пороге обычно безрезультативны и кончаются 2-ой трагедией.