Какую держать скорость движения. Вопреки воззрению многих, это тоже нужно уметь. Вот несколько практических советов.
Во время движения не рекомендуется петь. Образ туриста, забавно шагающего с ранцем и распевающего задористую песенку, сотворен людьми, совершенно не знающими туризма. Реальный турист никогда не запоёт на ходу. Песня сбивает дыхание, и потому сходу тяжелеет идти. Песни поют вечерком у костра, когда все дела окончены, торопиться некуда и есть время тихо посидеть, поглядеть на звёзды, на парящие в мглу искры, помечтать, попеть. Не следует третировать привалами.
Очень нередко молодые туристы, выйдя в поход, идут 3—4 часа без остановки и в итоге заблаговременно выбиваются из сил. Недлинные десятиминутные привалы неотклонимы во время дневного перехода, даже если ребятам кажется, что они совершенно не утомились.
Взрослые туристы обычно делают такие привалы каждый час: 50 минут идут, 10 минут отдыхают. Такие недлинные привалы берегут силы, и турист без особенного труда может быть в движении 8—9 часов. Десятиминутные привалы должны вполне употребляться для отдыха.
Биться с вялостью необходимо не тогда, когда она пришла, а до её пришествия. Кроме очередных десятиминутных привалов, на первом переходе через 15 минут после выхода рекомендуется внеочередной маленький привал. За эти 15 минут обычно выясняется, что у кого-нибудь в группе либо неловко уложен ранец, либо трёт ногу башмак, либо нужно снять свитер, так как горячо идти. Одним словом, этот привал нужен для устранения маленьких дефектов в экипировке.
Нужно смотреть и за скоростью движения. Это очень принципиально. Ничто, пожалуй, так не выматывает туриста, как «рваный», неравномерный темп, когда направляющий то плетётся еле-еле, то вдруг делает рывок, а позже снова сбавляет темп. Идти необходимо по способности с одной скоростью, разве что, выходя с бивака, можно пару минут двигаться медлительнее, чем обычно, чтоб втянуться в обычную скорость движения равномерно, и позже перед остановкой на привал нужно за 3—5 минут начать равномерно снижать темп, чтоб перевести сердечко и лёгкие на более размеренный режим работы. Не нужно мыслить, что можно отдыхать на ходу, замедляя скорость движения на какое-то время. Если группа очень утомилась, лучше сделать внеочередной привал, чем перебегать на неравномерный темп.
Потому 1-ое требование к направляющему — уметь держать ровненькую скорость движения. Если в походе очень нежелателен неравномерный темп движения, то уж совершенно недопустим бег. Меж тем молодые туристы, отстав по некий причине от группы, время от времени пробуют догнать идущих впереди товарищей бегом. Ещё ужаснее, когда кто-то пробует набрать цветов либо ягод по ходу движения и, чтоб не отстать, по многу раз догоняет группу бегом. Если в пути попадается клубничная поляна либо усеянный цветами луг, лучше попросить управляющего сделать маленькой привал. Управляющий всегда согласится на таковой привал, если нет каких-либо очень весомых обстоятельств против этого.
Нельзя растягивать строй группы во время перехода. Часто можно созидать, как группа из 10—15 человек растягивается на километр и больше: те, кто сильнее, ушли вперёд, кто послабее — безнадёжно отстали, ребята бредут группами по 2—3 человека, направляющие не лицезреют замыкающих. Такая растянутая, разорвавшаяся группа фактически неуправляема. В далеком походе это может привести к злосчастным случаям. Ну и в воскресном походе так может кто-либо отстать, отбиться от группы, после этого придётся вести поиски и весь маршрут будет сорван.
Нужно держать в голове туристический закон: группа в движении приравнивается на слабейших. Меж тем многие молодые туристы, отправляясь в поход, убеждены, что здесь как на соревнованиях: сильные должны «выкладываться», чтоб задавать неплохую скорость движения, а слабенькие — что есть силы тянуться за ними. В походе это приведёт только к разрыву группы, на управление которой уходит столько времени, что ускорением движения наисильнейших это не возмещается.