Спасательные средства — нужная принадлежность хоть какого судна, а туристического в особенности, потому что туристы часто прогуливаются неизведанными способами. Всякие вероятные неожиданности на воде должны страховаться неплохими спасательными средствами. Более комфортен для этой цели надувной спасательный жилет. Легкий и довольно малогабаритный в сложенном виде, жилет в рабочем положении обладает высочайшей плавучестью и не стесняет движений, что очень нужно для энергичной и точной работы на более суровых участках маршрута.
Но высочайшая стоимость и отсутствие спасательных жилетов в широкой продаже ограничивают возможность их приобретения. Основная масса туристов пользуется, и достаточно удачно, самодельными спасательными средствами. В качестве средств находящихся под рукой употребляются выпускаемые индустрией подкладные мед круги, волейбольные, велосипедные, мотоциклетные и другие камеры.
Мед круг, вложенный в наволочку, сшитую из плотной ткани по его форме, может быть применен на судне как сидение, как мягенькая спинка, как круг для бросания утопающему; связав два круга поясом и прикрепив к ним помочи, получим спасательный нагрудник, а чуток уменьшив давление и вложив круг в чистую наволочку, — мягенькую комфортную подушку.
Надувной круг зависимо от предназначения делают так: на наволочке нашивают четыре петли из широкой 4—5-сантиметровой тесьмы такового размера, чтоб в их свободно заходил брючный ремень. Для крепления круга к спинке сидения к двум диаметрально размещенным петлям привязывают лямку, и подушку надевают на высшую часть спинки.
Для нагрудника в нижние петли продевают брючный ремень, в верхние — помочи. Для бросания — через все четыре петли пропускают веревку, закрепляя узлом на каждой петле и оставляя меж петлями слабину. Самодельные спасательные жилеты и нагрудники должны подгоняться и крепиться так, чтоб даже у потерявшего сознание человека лицо было над водой. Чтоб сделать из колёсной камеры спасательный круг, нужен леер — пропущенная по внешней окружности камеры веревка. За леер комфортно держаться рукою, в то время как влажная камера в самый неблагоприятный момент может выскользнуть.
Из камер для мячей делают спасательные шары. Более обычный метод надуть камеры — в связанных сетках (авоськах). Более надежное спасательное средство выходит, если для каждой камеры сшить чехлы из плотной ткани, а потом соединить их лямкой длиной около 30 см. Недочет надувных средств состоит в том, что за счет собственного малого веса и огромного объема они имеют огромную парусность. Даже при легком ветре надувные шары скользят по воде с таковой скоростью, что пловцу тяжело догнать их, а при сильном ветре это доступно только байдарке либо лодке при значимом усилии гребцов. Устраняется этот недочет за счет длинноватого и томного леера на кругах и тяжеленной лямки на шарах. Они, как плавучий якорь, будут тормозить дрейф. Для удобства лямку можно сделать полой (из плотной ткани) и перед тем, как готовить шары, в полость насыпать песку. Таким же образом можно утяжелить и леер, или, сделав сам леер легким, в местах крепления его к кругу присоединить мешочки с песком. Утяжеление песком надувных спасательных средств не только лишь понизит дрейф, вызванный ветром, да и повысит дальность и точность броска.
Велосипедные камеры можно использовать в качестве спасательного пояса. Камеры надувают до поперечника 4—6 см. Одну из их, сложенную восьмеркой, надевают, просовывая руки в петли, как в рукава, и завязывают впереди. Другую можно надеть как пояс, перевернуть восьмеркой впереди себя и вторую петлю набросить на шейку либо перебросить через плечо. Зависимо от нрава аква маршрута можно надеть две либо три велокамеры: одна недостаточно надежна, потому что имеет единственную надувную емкость, и в случае прокола весь воздух уйдет. Камеры удобнее надевать по-разному, выходит компактней, меньше стесняет движения.