
С приходом осенне-зимнего периода в суровом, но щедром на дичь Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) официально открывается охота. Это время, когда бескрайняя тундра и лесотундра, занимающие площадь свыше 174 000 квадратных километров, становятся местом притяжения для промысловиков. Современный охотник здесь может испытать себя в добыче боровой и полевой дичи, такой как куропатка и заяц-беляк, выследить крупных копытных или даже отправиться за самым серьёзным трофеем — бурым медведем. Парадоксально, но, по словам специалистов из отдела по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов, в текущем году ажиотажного спроса на лицензии не наблюдается.
Цифры подтверждают это спокойствие. Ведомством было подготовлено 130 разрешений на отлов белой куропатки, однако спрос едва ли достиг годовой нормы. Аналогичная ситуация с зайцем: лишь три десятка охотников изъявили желание отправиться за этим зверьком. При этом, что важно для любителей, никаких ограничений на добычу данной пернатой и пушной дичи в районе не вводилось. Совершенно иная картина складывается с лосем — королем местных лесов. Здесь желающих оказалось в полтора раза больше, чем доступных квот: на 30 поданных заявок охотоведы могли дать добро только на отстрел 20 особей, руководствуясь научными данными о популяции.
Не менее строги лимиты установлены и для охоты на бурого медведя. Суровая ямальская природа диктует свои условия: в этом сезоне, исходя из экологических показателей и мониторинга численности, разрешено добыть лишь трёх «хозяев тайги». Что касается дикого северного оленя — символа арктических широт, — то из выделенных 40 лицензий востребованы оказались менее половины, всего 19.
Обнадеживающая новость пришла из сферы борьбы с браконьерством. По сравнению с прошлыми годами отмечается значительное, почти двукратное снижение количества нарушений. Если в 2011 году случаи незаконной охоты фиксировались регулярно, то нынешние показатели вселяют осторожный оптимизм в природоохранные ведомства.
Эффективность работы демонстрируют и совместные рейды инспекторов охраны природы, рыбоохраны и правоохранительных органов. В ходе таких мероприятий было выявлено 16 административных правонарушений. Большинство из них, что интересно, связано не с прямым браконьерством, а с бюрократическими просчетами — несвоевременным предоставлением отчетности о добыче.
Отдельным пунктом в череде нарушений стоит транспортировка оружия. Напомним охотникам: согласно актуальным правилам, при перевозке вне охотничьих угодий ваше ружьё должно находиться в разобранном состоянии, а магазин — пуст. Пренебрежение этим простым требованием может омрачить всю подготовку к желанному промыслу.
Сезонность — ключевой закон охоты. Так, поохотиться на куропатку можно вплоть до 28 февраля. Сроки для копытных, за исключением оленя, истекают 29 декабря. А вот добыча дикого северного оленя, согласно региональному постановлению, запрещена в определённые периоды для обеспечения сохранности популяции во время миграций и гона. В рамках сезона 2012/2013 охота на него была закрыта с 1 августа по 30 сентября 2012 года и с 1 января по 15 марта 2013 года. Эти меры, установленные во исполнение Федерального закона «Об охоте…», наглядно показывают, как традиционный промысел сочетается с современными принципами устойчивого природопользования на Ямале.









