
История развития охоты в Беларуси (а именно таково официальное название страны) начиналась не вчера. Если учитывать первобытных людей, охотятся люди на этой земле более 40 тысяч лет. Но первые документальные сведения восходят к средневековью. Разнообразие природных условий и богатство животного мира Беларуси издавна привлекали в местные леса охотников со всей Европы.
На охоту сюда приезжали киевские князья, польские короли, русские цари. Их добычей становились серые с черными гривами тарпаны (вымершая дикая лошадь, водившаяся в Восточной Европе) и могучие туры (вымерший дикий бык). В лесах добывали зубров, медведей, оленей, ланей. История охоты в Беларуси запечатлена в знаменитом четырехтомнике Н. И. Кутепова, в альбоме акварелей М. А. Зичи, посвященном охотам Александра II в Беловежской Пуще. Известен и альбом фотографий с многочисленными трофеями, отстрелянными во время охот последнего российского императора с иностранными принцами и послами.
Однако от лирики перейдем к конкретным вопросам. Гораздо интереснее проходит современная история охоты в Беларуси. И особенно поучительно сравнить белорусский опыт развития охоты с российскими реалиями. Во времена Советского Союза в Социалистической Белоруссии охотились министры союзных республик. В годы перестройки, и особенно в начале девяностых, белорусские охотхозяйства пришли в упадок. Расцвело буйным цветом браконьерство.
Все это хорошо знакомо россиянам, поскольку аналогичная история имела место и в России. Только вот в последние лет десять пути становления охотничьего хозяйства в России и Беларуси заметно разошлись. В России медленно, но верно значимость охотничьего хозяйства в общем хозяйстве страны принижалась. Сначала главное управление при Совете министров республики превратили в департамент, потом отнесли его к Минсельхозу. Потом упразднили и департамент, низведя все до Федеральной службы по фитосанитарному и ветеринарному надзору. Почти два десятка лет охотничья общественность боролась за принятие адекватного Федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве». В итоге РФ недополучает огромные средства в виде налогов; значительное число людей остаются безработными в регионах, где реально работу может дать охотничий бизнес; число браконьеров растет — в отличие от животного мира, который на глазах скудеет.
В Беларуси история развития охоты развивалась по-другому. Поэтому результат совсем другой. Постепенно Министерство лесного хозяйства Беларуси стабилизировало положение дел в отрасли, искало оптимальные варианты управления. На республиканском уровне был принят ряд нормативных актов, регламентирующих проведение и организацию охот, охрану окружающей среды. Белорусские депутаты оперативно приняли Закон «Об охоте».
Затем вышел указ президента № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими». В России указы ассоциируются со временами так называемого застоя. Но весь фокус в том, что в нынешней Беларуси указы действуют. В стране существует реальная государственная политика в отношении охотничьего и рыболовного хозяйства, направленная на их улучшение. Указом утверждены Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты в Беларуси, а также рыболовного хозяйства и рыболовства. Правила эти не взяты с потолка и не являются копией последних советских правил. При их подготовке проанализированы и использованы более 30 нормативных и правовых актов, действующих в отрасли. Эти правила подкреплены и еще одним указом (№ 581) — «Об усилении ответственности за нарушение правил охоты». Кроме того, указом № 580 утверждена и Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы. В России, например, такая программа не утверждена. В результате создание новых охотничьих хозяйств в Российской Федерации происходит на страх и риск инициативного человека или коммерческой организации. А старые, устоявшиеся хозяйства обществ влачат жалкое существование. Белорусской программой предусмотрено, например, создание 16 показательных охотничьих хозяйств. Причем при управлении делами президента одно, при Минлесхозе шесть, а остальные — при обществах (шесть при республиканском ООиРе, два при республиканском ВОО и одно при республиканском ФСО «Динамо»).
Второй исторический момент в указе № 580 — это государственное финансирование программы. Совет Министров Беларуси ежегодно финансирует из республиканского Фонда природоохраны:
— Минлесхоз — для проведения утвержденных программ воспроизводства диких животных, которые являются объектами охоты, а также для сохранения и восстановления среды их обитания;
— Минсельпродхоз — для аналогичной работы с объектами рыболовства;
— Госинспекцию по охране растительного и животного мира — для укрепления материально-технической базы и для финансирования мероприятий по контролю за использованием и охраной растений и диких животных.
Кстати, статус Государственной инспекции охраны животного и растительного мира в Беларуси высок. Эта организация существует не при Минлесхозе, не при Минсельхозе (как в РФ), а непосредственно при Президенте Республики Беларусь. Это дает инспекции возможность контролировать даже действия министров, тогда как в России министр может перечить службе Россельхознадзора, поскольку они взаимосвязаны. Мало того, Россельхознадзор попросту был обезоружен и лишен права носить обмундирование. Созданы условия для расцвета браконьерства. А в Беларуси крепкие парни в добротном камуфляже, с автоматами в руках, неожиданно могут появиться в любом районе Беларуси. Как заверяют белорусские охотники, контроль очень жесткий, повсеместный. Нарушители просто исчезают, как класс. Причем от этой охотинспекции откупиться невозможно!
Кстати, контролирующая и управляющая отраслевые организации в республике находятся в различном подчинении. В России такое разделение в рамках последней реструктуризации пытаются осуществить на уровне министерств, но белорусский вариант действеннее: неподчинение государственной инспекции министерству снижает вероятность коррупционных образований. Главным недостатком белорусских реалий является большое количество законодательных актов.
В истории развития охоты в Беларуси было многое. И охраняемые территории еще в средние века, и истребление редких животных, и возрождение охотничьего хозяйства. Именно в Беларуси произошло возрождение почти истребленных в Европе зубров.