Карабин «Барс-4» в эксплуатации

Ряд усовершенствований, которые позволяют более эффективно использовать карабин, а также три года его интенсивной эксплуатации позволили мне накопить определенный опыт. Полностью согласен с небезызвестным классиком, изрекшим, что опыт порождается ошибками, и, чтобы оградить от их повторения собратьев по оружию, предлагаю этот материал. Образно говоря, начну с бочки меда, которая адресована разработчикам и изготовителям карабина. Барс-4 обладает приятной для глаз охотника внешностью. Имея одного старшего брата Лось-7, он легко узнаваем в неисчислимом ряду воинствующе-одноликих алякалашей. Впрочем, о вкусах не спорят, тем более не навязывают.

Карабин имеет оптимальные, на мой взгляд, вес и форму ложи. Удобен в обращении предохранитель, спуск. Неплохо подогнана ложа к металлу, особенно в сравнении с современными отечественными дробовиками рядовой сборки. Как говорится: Ладно скроен и крепко сшит. И самое главное свойство нарезного оружия, без которого оно перестает быть таковым, это кучность. По этому показателю Барс-4 превосходит многие модели аналогичного назначения. Кстати, заявленная заводом кучность моего карабина 37 мм на 100 м, многократно мною подтвержденная, хотя и является хорошей, но, судя по отзывам других владельцев, это далеко не предел.

С карабином дается хотя и небогатое, но очень нужное для его долгой и здоровой жизни приданое в виде чехла, ремня, шомпола и остальных принадлежностей для чистки. Барс-4 разработан под патрон 5,6×39 (в охотничьем обиходе мы окрестили его штатным, т. е. положенным по штату, родным), далее инструкция гласит: имея его в стволе, можно рассчитывать на добычу крупной птицы и среднего зверя. Это сомнению не подлежит. Отсутствие же собственного опыта применения этого патрона по серьезной дичи не дает мне права сомневаться в утверждении М. Блюма, что пуля патрона 5,6×39, пущенная набитой рукой, способна остановить и лося! Оружиевед такого внушительного калибра переливать через край не станет. Опираясь на свой небогатый опыт стрельбы (сжег я немногим более 200 штатных патронов и в основном по мишеням), могу констатировать, что его пуля обладает хорошей настильностью и отличной кучностью до 200 м. Я назвал бы этот патрон самым безопасным среди серьезных.

Под относительной безопасностью следует понимать быструю потерю скорости и энергии, за пределами нормальной охотничьей дистанции. Под серьезностью следует подразумевать возможность успешного отстрела вышеупомянутых животных. А если к карабину приобрести переходник-патронник (в дальнейшем просто переходник) под патрон кольцевого воспламенения, то можно с успехом охотиться и на мелкую птицу и зверя (вплоть до рябчика и белки). Не о таком ли универсальном оружии мечтают охотники? Почему бы заводу-изготовителю не увеличить приданое за карабином на 23 переходника, сделанные в заводских условиях, с присущей для ижевцев (когда они захотят) точностью и добротностью? В настоящее время владельцам, которые желают расширить возможность своих карабинов, приходится приобретать переходники в оружейных магазинах, изготовлены они в подавляющем большинстве полукустарным способом с большим процентом брака. Приходится немало повозиться, прежде чем подберешь подходящий.

Некомпетентным в этом деле охотникам хочу дать несколько советов. Выбирать переходники нужно по возможности из большего числа претендентов на покупку. Сразу отбракуйте с внешними дефектами (шероховатая, плохо обработанная поверхность, задиры). Самое главное, внутренний диаметр дульца переходника должен быть таким, чтобы патрон кольцевого воспламенения проходил в него с небольшим натягом, люфт не должен ощущаться совсем или, по крайней мере, быть минимальным. Внутренняя поверхность дульца (для последующего беспрепятственного удаления стреляной гильзы) должна быть обработана как можно чище. Но во избежание падения кучности не пытайтесь сделать это самостоятельно. И последнее: переходники, прошедшие предыдущие тесты, очень желательно прокалибровать по патроннику своего карабина. Естественно, переходники должны входить в патронник, но при поворачивании затвора для закрывания на рукоятке должно ощущаться небольшое сопротивление, например такое же, как при закрывании штатного патрона. Кучность моего карабина с переходниками, подобранными по выше рекомендованной методике, при стрельбе патронами Снайпер и Стандарт с латунной гильзой составляет в среднем 4 см на 100 м. Нелишним будет напомнить, что средняя точка попадания (далее СТП) некоторых переходников может не совпадать, иногда разница составляет 35 см. Поэтому их нужно пронумеровать, пристрелять и применять сообразно проявившемуся характеру. Владельцам, рассчитывающим использовать переходники интенсивно, а не от случая к случаю, рекомендую чашечку бойка переходника (куда ударяет боек карабина) заполнить вровень с краями (при помощи газовой горелки) бронзой или припоем типа ПС-75 (на основе серебра). Эту операцию успешно сделает мастер по ремонту холодильников. Для исключения самопроизвольных выстрелов в обязательном порядке (!) снимите напильником излишки припоя, выступающие за торец бойка переходника. Длину бойка переходника следует укоротить на толщину напайки, восстановив затем его квадратное сечение. Со временем боек карабина вырабатывает (в припое) себе гнездо, и нагрузка от удара распределяется равномерно по всей его поверхности.

При настреле 250300 патронов на один переходник (с падением кучности) эту операцию следует повторить. Благодаря такой доработке, боек моего карабина продолжает исправно работать, хотя к настоящему времени разбил более 1500 капсюлей кольцевого воспламенения и более 200 капсюлей штатных патронов. Общеизвестно, что для поражения цели мало иметь удобную ложу, мягкий спуск, качественные ствол и патроны, нужны еще прицельные приспособления, которые полностью соответствовали бы возможностям данного оружия. Ну согласитесь, не обидно ли? Обладать карабином, изюминкой которого является высокая кучность, и в полной мере ею не воспользоваться из-за простенькой оптики, установленной на нем. Поэтому прицельные приспособления Барс-4 и являются той ложкой дегтя, которая портит бочку меда. Проблемы неполного соответствия открытого двухпозиционного прицела карабину Барс-4 с баллистическими показателями патрона 5,6×39 я коснусь вскользь по двум причинам. Первая: С. Козырев в журнале Охота и охотничье хозяйство № 11 за 1996 г. уже поднимал этот вопрос, более того, подсказывал пути его решения. Вторая; острота моего зрения позволяет успешно охотиться только благодаря оптике. Мой Барс укомплектован оптикой белорусского производства 4×28 это явно малая кратность увеличения. На мой взгляд, этот карабин должен иметь прицел 8-кратного увеличения (не меньше) с параллаксом нулевого значения. Вертикальная нить должна быть проградуирована с учетом применения 2 типов патронов (5,6×16 и 5,6×39) на различные дистанции, а горизонтальная нить должна иметь насечки, с помощью которых было бы удобно брать поправки на ветер. Кстати, в периодической охотничьей литературе отсутствуют данные о влиянии ветра на отклонение полета пули.

В первую очередь, это обстоятельство должно обеспокоить обладателей мелкокалиберного оружия, в том числе владельцев карабина Барс, потому что их убойная сила в огромной степени зависит от точности стрельбы. Чтобы исключить ошибки, связанные с влиянием ветра на получение точных данных, таких, как пристрелка оружия и проверка кучности, мы ожидаем безветренной погоды. Но охота не ждет. Значит, с ветром нужно дружить. Сделать первый шаг новичкам к этой дружбе, а некоторым и опытным охотникам объяснить беспричинные, казалось бы, промахи поможет таблица 1, позаимствованная из справочника Охотник, составленного В.Леонтьевым (С.-Петербург, 1997 г.). На мой взгляд, этот способ имеет большие недостатки, так как платок плохо показывает направление ветра, получается, что обе руки заняты, и к тому же все это демаскирует охотника. Перечисленных недостатков совершенно лишен метровый отрезок магнитофонной ленты, который к тому же не хуже материи или платка показывает силу ветра. Поэтому и на охоте, и на стрельбище я отдаю предпочтение ленте. Данных о влиянии ветра на пулю патрона 5,6×39 ни в паспорте на карабин, ни в периодической, ни в справочной литературе отыскать не удалось. Решив самостоятельно разобраться в этом вопросе, провел несколько сравнительных стрельб. Их результаты позволили сделать предположение, что разница в скоростях этих патронов компенсируется различной длиной пуль настолько, что ветром они сносятся почти одинаково. Отсюда вывод, что, не имея более точных данных для патрона 5,6×39, можно пользоваться таблицей поправок, рассчитанных для патрона кольцевого воспламенения.

Результаты стрельбы на охоте штатным патроном доказали, что предпочтительней, стираясь на данные чужой таблицы, ошибиться на 23 см, чем не учесть совсем, к примеру, умеренный боковой ветер на дистанции 150 м. Но вернемся к основной теме прицелам, устанавливаемым на карабинах Барс-4… Поскольку Ижевский машиностроительный завод является монополистом в производстве доступного по цене оружия под патрон 5,6×39, то вряд ли стоит надеяться на скорое воплощение моей мечты об установке оптического прицела, позволяющего наряду со штатным успешно применять и патрон кольцевого воспламенения. Конечно, можно поступать так, как советует в своей статье С. Козырев. Стрелять патроном кольцевого воспламенения, прицеливаясь через открытый прицел, у которого деление 300 совпадает с СТП патрона кольцевого воспламенения при стрельбе на 50 м, а оптику (поначалу я так и делал) пристрелять под штатный. Но, во-первых, 50 м для патрона кольцевого воспламенения не самая выгодная дистанция пристрелки, и вот почему. Кучность лучших марок этих патронов позволяет успешно отстреливать дичь своей весовой категории до 100 м. Поэтому с карабином, пристрелянным на 50 м по целям, находящимся за пределами этой дистанции, придется стрелять с превышением точки прицеливания, то есть закрывать цель мушкой. Оптимальной, на мой взгляд, дистанцией для пристрелки этого патрона следует считать дальность 100 м. Во-вторых, принимая во внимание малогабаритность дичи, подходящей для отстрела, патроном кольцевого воспламенения, имеет ли смысл доказывать преимущества оптического прицела перед открытым? По-моему, нет. Исходя из вышеизложенного и, повторю, имея не самое острое зрение, я пытался применять оба патрона (5,6×16 и 5,6×39), используя только оптический прицел.

Первый путь, которым я пошел, решая эту задачу (и которым не советую следовать другим владельцам отечественных оптических систем), заключается в следующем. Перещелкивая механизм углов прицеливания, пристреливал патрон кольцевого воспламенения на 100 м. Запоминал цифру на маховичке. Затем так же поступал с патроном 5,6×39, с той лишь разницей, что последний привязывал к оптимальной для него дистанции в 200 м. Теперь, казалось мне, как только возникнет потребность в использовании того или другого патрона, стоит лишь поставить соответствующую ему цифруи посылай пулю в цель. Не тут-то было. Потеряв счет попыткам, получая только отрицательные результаты, я понял, этот путь тупиковый. Видимо, механизм выверки углов прицеливания и боковых поправок гражданских оптических прицелов (отечественного производства) имеет недопустимо большой свободный ход. Он и не позволяет вносить в прицел несколько дистанций стрельбы или два различных угла прицеливания для патронов с различными баллистическими показателями, опираясь только на цифровое значение маховичка. В связи с этим настоятельно рекомендую неискушенным обладателям вышеупомянутой оптики выбирайте для патрона вашего оружия только одну наивыгоднейшую дистанцию. Изменения дистанции стрельбы на охоте компенсируйте заблаговременно изученными выносами. При этом удобно пользоваться корпусом объекта охоты, нужно лишь учитывать, что если вынос будет больше одного корпуса, точность прицеливания значительно снижается. К такому выводу я пришел после того, как, угробив уйму времени, расстреляв не одну сотню патронов, последовал вторым путем. Идея его была такова пристреливаем патрон кольцевого воспламенения, как наиболее востребованный, на 100 м. Штатным же стреляем с заранее изученными понижениями. Они получились (мягко говоря) больше: 100 м 44 см; 150 м 54 см; 200 м 64 см. И чтобы ими можно было пользоваться, я досконально изучил: все значения оптического прицела, как угломерного прибора, а также размеры силуэтов птиц и зверей, на которых предполагал охотиться. Но увы, сколько бы я ни практиковался, точность попадания штатного патрона оставляла желать лучшего.

Пора поведать читателям, что следовать увлекательным путем изысканий мне помогал брат Иван. Являясь тоже заядлым охотником, он не мог оставаться в стороне. Кумекали мы с братом как-то, обобщали накопленный опыт: крутить оптику от одного патрона к другому нельзя, стрелять с большими понижениями тоже, но одну пристрелянную дистанцию прицел держит, отсюда вывод нужен прицел с двумя прицельными марками, каждая из которых соответствовала бы своему патрону. Я уже начинал подумывать о приобретении военного ПСО-1. Говорили (видеть самому не довелось), что его сетка просто изобилует всякими точками и птичками, но он недешев, и его не просто найти. Но нет худа без добра. Из предыдущего неудачного опыта мы знали разницу траекторий патронов, а также угломерные величины нашего оптического прицела. Спасительная мысль пришла к нам одновременно, но первым ее сформулировал брат: Нужно повернуть прицел так, чтобы выравнивающие нити встали вертикально, и вот тебе аж три точки прицеливания. Сопоставляем имеющиеся у нас данные. На дистанции 100 м разница в СТП равняется 44 см. Убираем примерно 10 см, и превышение траектории остается 34 см, а угломерная величина половины базы прицела 4×28 составляет 3,5 тысячной дистанции, то есть на 100 м это будет 35 см. По теории все сходится. Ослабляю четыре винта на крышках кронштейна, поворачиваю прицел по часовой стрелке на 90 градусов (если повернуть против, механизм боковых поправок уйдет вниз в труднодоступную зону). Прицельной маркой для патрона бокового огня становится верхний правый угол нижней выравнивающей нити (точка а на рис. 1). Непривычно, но целиться можно.

Первая серия из трех патронов кучно, но мимо. Корректируем. Вторая рядом, еще пара щелчков. Третья серия ложится в яблочко! Но это лишь полдела, для нас важно, куда теперь ляжет штатный (корректировать нельзя). Прицеливаемся по вершине прицельного пенька (точка б на рис. 1). Мишень (размером 1×1, не меньше, иначе, как бывало не раз, некоторые серии можно просто не поймать) относим на 200 м. Тщательно целюсь, плавно нажимаю спуск, выстрел. Слышим.шлепок по мишени. Решаем пока ограничиться одним патроном. Теория теорией, а на практике? Затаив дыхание, по устоявшейся привычке осматриваем мишень с углов, а пробоинкато вот она, в самом кружке! С нахлынувшим, из-за намека на удачу, волнением справиться удалось не сразу, лишь немного погодя, успокоившись, двумя патронами закрепляю успех. Голь на выдумки хитра вспомнилась поговорка. В завершение несколько рекомендаций тем, кто сумеет оценить перспективы и решится на переустановку прицела. Начинать пристрелку не обязательно с патрона кольцевого воспламенения, если вы предполагаете чаще использовать штатный, начинайте с него. Только учтите, что не все партии патронов могут идеально сочетаться, как в моем случае. Удачно совпали: 5,6×16 марки Снайпер (пристреливался на 100 м) и 5,6×39 с оболочечной пулей партия Б-02-97 (ложится в яблочко на 200 м). Стоило сменить тип пули (оболочечную на полуоболочечную), а с ними и партию патронов, как весь мой настрой сломался. Теперь СТП Штатного удалилась на 230 м, но страшного в этом ничего нет. Проведя несложную пристрелку, определил величину превышения траектории пули над линией прицеливания: на 150 м она составила 12 см, на 180 м 18 см, на 200 соответственно 9 см. Многовато, конечно, но, зная эти выносы, охотиться с ними можно. Обобщая сказанное, можно посоветовать.

Начинайте пристрелку с патрона, которому отдаете предпочтение, и на оптимальную для него дистанцию, не с самой же выгодной траекторией второстепенного придется мириться. Бывает и так. СТП патрона кольцевого воспламенения вас полностью устраивает, а штатный заваливается вправо или влево. Механизмом боковых поправок пользоваться нельзя, собъем пристрелку первого. Выход один: ослабив винты крышек кронштейна, немного поверните прицел вокруг своей оси в нужную сторону. Появление двух прицельных марок позволяет более точно брать вынос на дистанцию, что, без сомнений, положительно влияет на результативность стрельбы. В развитие этой перспективы: пристреляв дистанцию, желательно зарисовать местоположение на мишени пулевых пробоин (СТП) относительно прицельного пенька и составить затем памятку, которая поможет быстрее освоить нововведение. Во многом благодаря именно такой установке оптики на карабине, за два сезона удалось отстрелять более 200 серых ворон. Это не так просто, как может показаться. Сопоставьте следующие факты: тщедушность тельца разбойницы, ее хитрость и осторожность в угодьях, ставшие притчей во языцах (не путать с распущенностью в населенных пунктах), из-за чего основная стрельба велась в диапазоне 50150 м (до 100 м применялся патрон кольцевого воспламенения после штатный).

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 68 | 0,111 сек. | 13.4 МБ