До недавнего времени такая охота с вертолета считалась спортивной, и его рассматривали как средство для уничтожения хищников, наносящих вред. Волки для оленевода считались непримиримыми врагами, а для волка олени считались источником постоянного питания. Для управления стадом использовались оленегонные лайки, которые значительно уступали волкам в силе и в сложении. У пастухов оружие всегда было в ужасном состоянии и не представляло для волков особой угрозы. Борьба с волками в оленеводческих районах велась централизовано путем потравы или путем отстрела с вертолета. Но когда эти способы борьбы ушли в прошлое, местные жители на всех фронтах стали проигрывать войну с волком.
Охота с вертолета на волков
Обычно в бригаду по отстрелу волков входили участковый или районный охотовед, вспомогательный стрелок и экипаж вертолета. На борт никогда не брали дополнительный груз, вертолету предстояло преследовать очень юркого зверя, который прятался в камнях, под кустами, мог быстро менять курс, поэтому экипаж стался облегчить машину. В редких случаях заранее по тундре разбрасывали бочки с горючим для дозаправки.
Для отстрела волков с вертолета, у командира вертолета должен быть специальный допуск, он его регулярно подтверждал в учебном центре на переподготовках. Выделялись средства окружным или областным Управлением сельского хозяйства, а иногда совхозами, которые несли огромные потери от потрав. Деньги получены, машина выделена, но нет погоды.
Охотовед беспокоится, потому что каждый день задержки срывает тщательно спланированную операцию, оленеводы стараются откочевывать из мест, где их беспокоят волки, стаи движутся за ними, меняются ранее известные ориентиры, в них надо разобраться.
Дано добро и в просторное брюхо Ми-8 загружают оружие, патроны, продукты, термосы и спальные мешки. Экипаж занимает свои места в кабине, 6 минут разогрева двигателя, вертолет поднимается над полем, стремительно уходит вверх и набирает высотку. Долетев до нужного места, вертолет обходит стороной стадо, пытается рассмотреть следы волчьей стаи.
В качестве оружия используются два самозарядных карабина Симонова и двустволка ТОЗ-34, они расчехляются, их укладывают на сиденья. А возле двери ставится патронташ с крупной дробью и с картечью; для близких дистанций кладут на бак открытый цинк с патронами.
Наконец вертолет находит цепь волчьих следов, это один выводок, в который входят от 4 до 7 зверей, лежащих на склоне ближайшей сопки и осматривающих окрестности. Когда волки понимают, что ими интересуется вертолет, снегоход или вездеход, они не мешкают. Поднимаются и начинают уходить.
Когда экипаж замечает волков, командир берет на себя управление вертолетом, теперь уже не нужно разбивать стаю, как можно дольше, держать ее подальше от каменных россыпей и оврагов. Это непросто сделать, так как волки движутся со скоростью 70 км в час, а вертолет летит в 2 раза быстрее.
Но у волков есть оружие защиты — маневренность. В идеале командир-волчатник предусматривает большую часть маневров волчьей стаи, чтобы максимально держать ее вместе и чтобы она была на расстоянии эффективной стрельбы из СКС. Открыта дверь вертолета, натягивается страховочный ремень и в сторону хищника наводится ствол карабина. Стрелку нужно знать, что при стрельбе с вертолета упреждение берется назад, потому что скорость стрелка превышает скорость мишени.
Когда вертолет приближается к волкам на расстояние 100 м, открывают огонь. Волки уходят врассыпную. Это не тревожит стрелка, так как на другой стороне вертолета уходящих зверей отслеживают помощник второго пилота и второй пилот.
Нехорошо себя чувствует стрелок, который находится в дверном открытом проеме. Он увлечен погоней и видит кровоточащее пятно на серой шерсти. Большое количество убитых волков это не показатель мастерства пилота и стрелка, просто хорошо сложились обстоятельства для охотников.