Чучела птиц устанавливаются на различных подставках. В качестве подставки могут служить искусственные имитации камней, древесные ветки, искусственные имитации песчаных бугорков, простые дощечки.
Для изготовления простых подставок используются струганные
доски любой породы деревьев. По контуру подставки, как и у багетных рамок,
предназначенных для картин, убирается
фаска, или вырезается фигурный край. Цвет дерева, как правило, оставляют
естественным, допускается тонировка темным лаком или морилкой. Для установки
чучела в подставке просверливается отверстие, которое соответствовало бы
диаметру каркасных проволок и положению ног чучела. В отверстия вставляют
проволоки, чучело устанавливают в нужное положение, с нижней части подставки
загибают проволоки и вбивают в подставку их заостренные концы. Чтобы подставке
не мешали загнутые проволоки, их утапливают с желобки, предварительно
вырезанные.
Древесные ветки с вмонтированными чучелами устанавливаются
на стенах и столах. В обеих ситуациях сначала изготавливается простая
подставка, настенный медальон из спила древесного ствола или из доски. Далее на
этой основе ветка фиксируется шурупом или клеем
(методом стандартной столярной врезки). Ветка, подходящая по форме, к
стене прикрепляется без медальона либо применяется часть ствола с сучком.
На ветку чучело устанавливается следующим образом: сквозь
отверстие в ветке пропускается проволока и с обратной стороны загибается. На
ветку лучше всего устанавливать чучело только что сделанное, так будет легче
его установить соответственно форме ветки. Если чучело уже высохло, то изменить
форму не повредив чучело, достаточно сложно.
Чучела токующего тетерева или глухаря на пне смотрятся
красиво. А чучела куликов и уток красиво смотрятся на песчаном бугорке или
небольшом валуне. Чтобы сделать такую подставку, вовсе не обязательно дома
держать настоящий тяжелый камень или пень. Можно сделать легкие модели, к тому
же делать их не так уж и сложно.
Основа искусственного пня изготавливается из 2-х спилов
разного диаметра, которые установлены на деревянных подпорках один над другим. Каркас
обивается гибкой фанерой или толстым мягким картоном. На картон, чтобы получить
естественный рисунок коры, наклеиваются куски натуральной коры, которые друг к
другу необходимо подогнать. Можно применить кору, которая была аккуратно снята
с настоящего пня. В этом случае, при изготовлении каркаса следует точно соблюдать
размеры. Обычно чучело на каркас устанавливается на его верхний диск, так как
внутри готового пня загнуть проволоки ног уже невозможно. Есть еще один способ:
основа обклеивается корой, которая выходит над верхним диском, на спил
подходящей формы устанавливается чучело, после чего спил вставляется в готовый
пень вровень с краем коры.
Во время сушки поперечный спил дерева нередко дает трещины.
Спил необходимо сушить медленно на открытом воздухе в сарае или под навесом.
Такой подход не позволит спилу потрескаться. В жилом помещении сушить спил не
рекомендуется. Спил для большей прочности можно наклеить на фанеру или доску
подходящей формы. Со временем кора веток и пня может оказаться поврежденной
насекомыми. Кору от насекомых можно защитить: для этого достаточно обработать
кору любой плотницкой или столярной протравой. Протрава должна быть пригодна
для использования в жилых помещениях. Более того, она не должна менять цвет
коры. Кору можно обработать (смачивать) слабым раствором формалина (на литр
воды формалина берется около 30 мл).
Обработанные куски коры и ветки сушатся на открытом воздухе
(помним, что в жилом помещении сушить не стоит), сушим пока не исчезнет запах
формалина, после чего ветки или кору можно использовать для изготовления
подставок.
Чтобы создать имитацию камня, жесткую основу следует обтянуть
тканью либо мягкую основу обклеить картоном и бумагой. Жесткая основа
сколачивается из деревянных реек, затем обшивается толстой тканью (можно взять
плотную мешковину). В каркасе на точке установке ставится более толстая доска. Чтобы
сгладить углы и придать поверхности «камня» жесткости, основа обклеивается
кусочками бумаги или картона, размягченными в крахмальном клейстере или
столярном клее. После того, как изделие приобрело нужную форму, ему дают
высохнуть, затем окрашивают масляными или нитро масляными красками. Пропуская
проволоки, нога чучела устанавливается сквозь доску каркаса и бумагу.
Мягкая основа сворачивается из упаковочной древесной пакли и
стружки, затем обвязывается тонкой бечевкой или нитками и обклеивается слоями
бумаги и картона. Этот метод хорош тем, что во время обклейки можно легко
менять форму «камня». На мягкой основе можно делать пародии окатанных валунов,
а каркас из реек имеет угловатую форму.
После высыхания модель освобождается от пакли и стружки
через нижнюю часть (которая не обклеена), затем модель окрашивается под камень.
Чучело укрепляется так же, как и на подставке из дерева.
В точке установки чучела заранее выклеивают толстый слой
картона либо приклеивают деревянные бруски с внутренней стороны модели,
проволоки ног чучела пропускают именно через них. Далее к деревянной подставке
крепится готовый «камень» с чучелом.
Песчаный бугорок выклеивается из бумаги и картона, но
красить его не нужно. Его нужно обильно обмазать столярным клеем, а поверх
обсыпать песком, который следует вдавливать в клей. Лишний песок после
высыхания нужно стряхнуть, установить чучело и приклеить к подставке.
Чтобы на подставке создать имитацию камня у воды, нужно на
подставку наклеить голубое оргстекло, в котором следует вырезать форму
основания «камня». Такие же действия проделываются для создания имитации камня
у песчаного берега.
Пародии поверхности почвы со мхом, травой и/или опавшими
листьями чаще всего можно увидеть в музейных экспозициях, там они находятся в
стеклянных витринах и защищены от пыли.
Чучела для домашнего интерьера можно совмещать с живыми
растениями, только не стоит устанавливать чучело на почву, которая потом будет
постоянно поливаться. Чучело можно оформить и пластмассовыми имитациями растений.