Главных причин, по которым охотники приобретают подержанные ружья, можно назвать две: желание сэкономить и покупка старого в идеальном состоянии ружья именитой марки, которое не выпускается в наше время. В двух этих случаях нужно очень тщательно подойти к процессу покупки. Первое впечатление – самое важное. Это касается и покупки ружья, ведь уже на этапе зрительной оценки можно понять, стоит ли покупать данное ружье. Именно об этом мы и хотели бы рассказать.
Этапы осмотра
охотничьего ружья
Этап первый
Зрительно оценивается насколько гармонируют формы
охотничьего ружья с его силуэтом и общими пропорциями. Если изделие
проектировал грамотный дизайнер, а собирал его хороший оружейный мастер, то
пропорции охотничьего ружья будут гармоничны и красивы. Обычно штучное ружье
отличается изящными формами, которые четко очерчены и гармонируют с пропорциями
силуэта в целом и с его основными, крупными частями.
Этап второй
Оцениваются пропорциональные, формообразующие параметры
цевья и ложи, а также пластический узор, определяющий красоту охотничьего
ружья. Как правило, у серийных ружей упрощенная пластика ложи и цевья, так как
их форма приспособлена к серийному производству на копировальных станках. Ложа
и цевье серийных ружей вытачиваются механически из недорогого ореха (например,
из американского ореха на оружейных заводах
Италии, США, Южной Америки и Испании), березы и бука (чаще всего
используются на российских заводах). Высококачественная береза с многолетней
просушкой и красивой текстурой идет на изготовление ложа для финских нарезных
ружей компании «Тикка» и «Сако». Прочность древесины березы и бука в сравнении
с орехом значительно ниже, это заставляет разработчиков специально упрощать пластику
цевья и ложи. Такие детали обычно делают с простыми геометрическими
очертаниями, они более массивны и округлы. Размер ложи, стволов, цевья, рисунок
ствольной коробки и массивность ружья — вот факторы, от которых зависит
пропорциональная гармония частей охотничьего ружья.
Этап третий
Оцениваются качества металлических ружейных частей среднего
и крупного размера. К таким деталям можно отнести стволы (ствол), затворную или
ствольную коробку, прицельные устройства, ключ запирания, антабки, спусковую
скобу со спусковыми крючками и предохранительную кнопку. Пропорциональный строй
ружья зависит от толщины и длины ствольных трубок, а также от их формы и
характера обработки.
В мировой ружейной практике стволы используются такой длины:
стволы нарезных ружей используются длиной 52 см, 60 см и 65 см; длина дробовых
ружей составляет 66 см, 71 см и 76 см; длина стволов ружей специального
назначения и пулевых ружей составляет 50-60 см; стволы спортивных ружей
используются длиной 81-85 см, длина стволов у всех разная, поэтому ружья
классифицируются как короткоствольные, длинноствольные и со стволами средней
длины. Средняя длина ствола дробовика — 71 см, нарезного ружья — 60 см.
Если размеры стволов, ложи, цевья, а также узор ствольной
коробки (у нарезных ружей затворной коробки), формы и размеры прицельных устройств и спусковой скобы имеют
взаимную согласованность, то части ружья будут иметь пропорциональную гармонию.
То есть, если все перечисленные детали визуально
создают взаимосогласованные части единого целого, то части ружья будут
гармоничны, а форма ружья красива. Общую гармонию и целостность формы могут
нарушить массивность детали (или нескольких) и/или непропорциональная величина.
В таких случаях можно говорить о невысокой квалификации ружейного дизайнера
и/или мастера. Исключениями являются ружья с преднамеренной
непропорциональностью, например, дробовик фирмы «Марлин» — длина его
непропорционального ствола равна 93 см. У дробовика продольно-скользящий
затвор, специально сделанный для стрельбы по гусям с дальнего расстояния.
Все металлические части серийного производства — стволы, спусковые
скобы, затворные коробки и ствольные имеют характерную функциональность,
геометрически простые очертания, которые удобны для высокоточного машинного
производства.
Многие серийные ружья обладают рациональной красотой форм и
высоким качеством, например, нарезные карабины и винтовки «Штайр-Манлихер»
SBS96 и «Сако 75», в том числе модели со стволами из сталей с синим или черным
воронением, из нержавеющей стали, модели с ложей из березы («Сако 75»), черного
пластика, ореха («Штайр-Манлихер» SBS96); дробовые ружья «Бенелли», а именно
модели «Супер-90» МЗ. Серийные модели обладают высоким качеством благодаря
составу фирменного дизайнерского бюро и качеству станочного парка (управление
программное).
Зрительно оценивая качество серийного ружья, следует помимо
самого качества каждой детали отметить насколько она пропорциональна единому
образу ружейной модели. Пропорциональная гармония ружейного образа может быть нарушена,
например, низким расположением на ружейной ложе антабки или если крепление
антабки расположено слишком близко или далеко от конца стволов.
Этап четвертый
Оценивается качество декора (или украшение) ружья, а именно
гравировка металлических частей, шрифтовые лейблы, тиснение, резьба деревянных
деталей оружия. Малокультурный и малоопытный ценитель оружия внимание обычно
обращает на качество декора. Любители ошибочно полагают, что резьба и
гравировка — это главные показатели качества ружья. Безупречно сбалансированная
форма ружей на ощупь ощущается как целостная поверхность, в местах
прикосновения дерева теплая, а в местах прикосновения металла холодная.
Если ствольная коробка изготовлена из светлого металла, то
она зрительно разрушает единую форму ружья, так как смотрится светлым пятном.
Если у всех деталей из металла воронение одного цвета (или использовался цвет
близкий по тону) или все детали изготовлены из нержавеющей стали, которая имеет
блестящую полированную поверхность, то единство ружейной формы не
теряется.
Декор серийных ружей отличается, так как составные части —
гравировка и насечка, выполняются с малой долей ручного труда или механически.
Декор дорогих серийных ружей больше похож на декоративную обработку штучного
оружия — гравировка делается при помощи лазерных устройств, штампов,
сверловочных бормашин, которые копируют специальный гравировочный образец.
Такую манеру декора можно встретить на переломных серийных ружьях, выпускаемых
в Бельгии, США, Италии, Японии, Португалии, Германии и Франции.
Есть другой вариант декора серийных ружей — поверхность
металлических деталей остается гладкой, не гравируется. Подобный декор
характерен для некоторых моделей переломных ружей фирмы «Тикка» и «Брно» и
переломных вертикалок фирмы «Штурм, Ругер и Ко». Строгий декор ствольных
коробок с гладкими поверхностями характерен помповым и полуавтоматическим
дробовикам европейского, американского и японского изготовления. Коробки такого
оружия чаще всего декорируются штампом с рисунком фирменных лейблов. Штампом
наносится и насечка (может и отсутствовать) на поверхности ложи и цевья.
Современное охотничье ружье, например, модели «Скаут» и SBS96
«Хантер» от фирмы Штайр-Манлихер»,
модель Хеклер-Кох» SL8 от фирмы «Хеклер-Кох», украшены фактурным химическим или
цветным гладким покрытием металлических деталей. Места касания рукой и ложи
отличаются рельефными штамповками.
Как правило, оружие нового поколения отличается ложей из
высокопрочной цветной пластмассы, благодаря которой ложейная форма получается с
идеальной эргономикой.