Что есть охота и охотники?

Для истинного охотника это не вопрос. Уж поверьте мне на слово. В Святом Писании сказано: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные [и весь скот земной], и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу…» (Быт. 9, 1–4).

Что есть охота и охотники?

Фото Павла Марфина

Если журналист сказал правду, он выполнил свой долг.
Артем Боровик

Но человек не был бы человеком, если бы в охоте видел только способ добывания «пищи». Люди вняли благословению Господа «наполнять землю (обладать ею)» и наполнили охоту такой красотой, такой страстью, что она и по сей день не отпускает их души. К сожалению, в прошлом столетии, да и в XXI веке, продолжаются попытки опорочить охоту в глазах людей. За примерами ходить далеко не надо.

В 1967 г. мне «посчастливилось» прочитать «труд» Б.С. Рябинина «О любви к живому», где он восклицал: «Что вы делаете, друзья охотники? Задумайтесь, пока не поздно, остановитесь! Мы, советские люди, не можем позволить убийства, кроме промыслового убийства, которое не является убийством». Эти слова писателя поставили меня в тупик. Как его понимать?

Любительская охота, которую я так люблю и о которой так захватывающе писали Некрасов, Тургенев, Толстой, вдруг стала убийством? А вот промысловая охота, по мнению Рябинина, нет. Тут что-то не так. Потом мне в руки попалась «Литературная газета» (№ 34, 1967) со статьей В. Травинского «Последний заяц». Из нее я «узнал», что охотники с огнестрельным оружием «выжиги» и «лентяи». А вот если животных убивать «из луков, стрел, копий, рогатин и кинжалов, то это будет «честной борьбой», на такое способны только «бойцы-смельчаки и преодолеватели трудностей».

Надо отметить, что в журнале «Охота и охотничье хозяйство» за период 1968–1969 г. была организована дискуссия об охоте. Свое слово в ее защиту сказали Б. Астауров, Н. Гладков, Ю. Ливеровский, Н. Семёнов, А. Формозов и другие. Глубоко запали в душу слова охотника и писателя Олега Васильевича Волкова: «Употребляя во множественном числе местоимение первого лица, я имею в виду всех, кто, как и я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых и Тургеневых, а не тех «выжиг и лентяев», о которых резво, но без основательного знакомства с предметом пишут особенно усердные гонители охотников».

Сказать, что после проведенной дискуссии нападки на охоту и охотников прекратились, будет не совсем верно. В последние годы сформировалось новое опасное антиохотничье движение, в том числе и борцов против «негуманных способов добычи» пушных зверей. Под давлением «защитников» природы Европарламент в 1991 г. принял постановление, запрещающее импорт после 1994 г. в Европу пушнины из стран, которые не перейдут на гуманные способы добычи.

Россия взяла на себя подобные обязательства. И что мы видим? С мировых рынков нас потеснили, ушли в прошлое знаменитые ленинградские аукционы, а всё потому, что российского промысловика-охотника не обеспечили «гуманными» капканами, их ему приходится покупать самому, но они не так надежны в условиях Сибири и Крайнего Севера, как традиционные ловушки. Короче говоря, государство бросило охотника-промысловика.

Честно признаюсь: на возню всяких «зеленых» никогда не обращал внимания. Как это в России, в стране, где испокон веков охота рассматривалась как национальное достояние, могут возобладать идеи ее запрета? Но нет! Припоминаю, в каком приподнятом настроении я шел в Московский СК «Олимпийский» на открытие Второй международной выставки «Природа, охота и охотничьи трофеи» в 2003 году. В первый же день противники охоты встретили посетителей плакатами: «Брось охоту – стань мужчиной», «Охота – война с природой». В центре площади они соорудили памятник «венцу творения» – охотнику с двумя зайцами и ружьем, с надписью на постаменте: «Великому герою – человеку за освобождение земли от других видов животных». Молодые люди выкрикивали: «Охотник – серийный маньяк», «Отстреливать зверюшек – признак импотенции» и прочее.

А чуть позже я услышал об открытом письме, подписанном некоторыми деятелями культуры и тогдашним министром культуры М. Швыдким против охоты и охотников. Не менее злобными были нападки на охоту и охотников со стороны А. Никольского, доктора биологических наук, зоолога. В его статье «Большой спор о любительской охоте» (2003) нет ни одного убедительного довода в пользу запрета охоты, а вот «плотоядных ругательств» в адрес охотников и охоты с избытком: «Охота – атавизм недавней истории», «Охота и рыбная ловля порочны сами по себе», «Охота – утонченный порок», «Охота – страсть к разрушению», «Охотники – эстетствующие убийцы»…

Как-то по каналу РТР (2008) был показан сюжет промысла белька гренландского тюленя во льдах Белого моря. И тут же звезды эстрады во главе с Лаймой Вайкуле заявили протест против такой охоты. Им стало жаль малышей! А вот носить роскошные одежды из дорогущих натуральных мехов – это с большим удовольствием.

Не менее возмутительной оказалась и недавняя статейка Н. Варсегова в газете «Комсомольская правда» (14.03.2013), выложенная в интернете под названием «Что есть охота – болезнь или просто дурь?». Поздравляю Н. Варсегова: он наверняка сорвал аплодисменты ненавистников охоты. Но также получил и достойную отповедь на свой опус в статье О. Трушина «Охотники: кто они?» («РОГ» № 16, 2013).

Согласен с Олегом: «Любой из истинных охотников, прочитав (статью Варгесова. – Ред.), несомненно, примет ее как оскорбление в свой адрес». Я не буду сейчас объяснять Н. Варсегову, что охота есть составная часть такой отрасли, как «охотничье хозяйство», что всяк трудящийся в ней заслуживает уважения не менее хлебороба или шахтера, что охота – глубинный пласт национальной культуры.

Отвечу лишь на некоторые его «постулаты», такие как эти: «Охотничий инстинкт человека – это… серьезное отклонение… на сытый желудок развлекаться погонею за животным и наслаждаться убийством оного сродни маньячеству»;«…было бы логично вообще запретить охоту в государстве Российском». Это сколько же граждан лишатся рабочих мест! Подумал ли об этом автор приводимых категоричных высказываний?

Впрочем, подобные радикальные стенания мы слышали не единожды. Варсегову следовало бы знать, что, благодаря неустанному труду охотоведов и охотников, восстановлена численность истребленного соболя и других животных, находящихся на грани исчезновения, расселен дикий кабан до зоны северной тайги. И это самая малость из того, что включает в себя их благородный труд. За что же их так поносить?! Уж не выполняет ли г-н Варсегов чей-то заказ? Или это пиар?

Ведь совершенно очевидно, что он никогда не обращался к этой теме и потому в ней «мелко плавает». Считаю, что если уж он взялся за этот материал, то непременно должен был зайти к Василию Михайловичу Пескову – кабинеты наверняка рядом – и посоветоваться с ним. Думаю, «маньячество» и предложение «запретить охоту» тот посоветовал бы убрать.

Позиция «защитников» диких животных – артистов, некоторых ученых, писателей и журналистов – мягко говоря, удивляет. Ну почему они считают себя вправе поучать биологов-охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства, егерей, охотников? Неужели потому что разбираются в столь профессиональных вопросах лучше их? Но ведь никому и в голову не приходит учить артистов, как петь – «вживую» или «под фанеру», а псевдоученых, писателей и журналистов – как и о чем писать.

Н. Варсегову следует иметь в виду, что всех истинных охотников точно так же, как и его, возмущает браконьерство, и особенно браконьерство лиц, облеченных властью. И почему бы Николаю, как рьяному защитнику животных, не продолжить расследование факта браконьерства депутата Госдумы В. Таскаева, изложенного в статье «Будут ли судить депутата Госдумы за убийство косуль в заказнике?» («Комсомолка», 28.01.2013). Слабо?

Не надо валить в одну кучу настоящих охотников и браконьеров – между ними «дистанция огромного размера». В России официально зарегистрировано 2,14 млн охотников. И если бы они все были такими, какими их обрисовал Н. Варсегов, то давно было бы выбито всё живое (как когда-то воробьи в Китае).

Власти делают всё для того, чтобы выдавить охотников из угодий. Под любыми предлогами угодья изымают у обществ охотников и отдают олигархам, банкирам и нужным чиновникам, у охотников отнято право охранять свои охотничьи хозяйства и вести воспитательную работу. И таким образом охотничьи угодья превратились в край непуганых браконьеров. За примерами далеко ходить не надо.

Напоследок напомню всем «защитникам» диких животных мудрые слова Олега Кирилловича Гусева, академика, главного редактора журнала «Охота и охотничье хозяйство», ныне покойного: «Охотник, если это охотник, а не браконьер и не садист, никогда, ни при каких обстоятельствах не лишит жизни живое существо просто так, зря, ради потехи или забавы».

Виктор Гуров20 мая 2013 в 00:00

Добавить комментарий

Метки: , , ,

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

Яндекс.Метрика
SQL - 35 | 0,104 сек. | 11.86 МБ