Сразу скажу, что не допускаю длительного хранения купленных капсюлей и пороха, а использую данные компоненты охотничьего патрона еще до истечения их срока годности. Для этого регулярно контролирую последний, а каждый патрон в обязательном порядке маркирую по дате истечения срока хранения пороха, указанной на упаковке банки.
К сожалению, этого не делают патронные заводы, которые указывают лишь дату изготовления патронов на упаковочной коробке. В процессе охоты ее выбрасывают, а немаркированные патроны остаются у охотника на долгие годы, в результате чего могут подвести в самый ответственный момент.
С дробовыми патронами проблем не возникает, т.к. они постоянно используются на охоте, а вот картечь и пули иногда залеживаются. Если срок их хранения подходит к концу, обязательно вынимаю метательный снаряд и засыпаю дробь, используя перезаряженные патроны в первую очередь. Недопустимо применять на охоте пулевые и картечные патроны с просроченным сроком хранения.
Ценой такой халатности или безалаберности может быть неполноценный или затяжной выстрел на коллективной охоте, упущенный подранок крупного зверя, а то и сама жизнь незадачливого стрелка при встрече с опасным зверем.
Одни прекращают заниматься охотой по старости, болезни или по иным причинам, другие уходят в «страну вечной охоты», и родственники покойного отдают оставшиеся припасы в «хорошие руки». Стоит сказать, что у меня самым старым из всех подаренных был патрон заводского снаряжения 1936 года выпуска, судя по году изготовления гильзы, указанному на ее донце. «Жевело» сработал, но порох почти не воспламенился, хотя заряд вылетел из ствола при затяжном выстреле.
Были патроны заводского снаряжения примерно 1959–1961 гг. (50 лет), были патроны и 25–30-летней давности. Старыми патронами самодельной зарядки стрелять побаивался и всегда их перезаряжал. Капсюли «Жевело» практически всех (98–99%) патронов срабатывали, но неизвестно, давали ли они достаточный для мгновенного воспламенения пороха сноп огня. Примерно 15–20% выстрелов оказались затяжными, и неясно, что было причиной – капсюли, порох или несоблюдение правил хранения патронов.
Как-то в начале 60-х годов отцу подарили две пачки немецких патронов по 25 штук в каждой, выпущенных в Германии еще до войны. Тогда им было минимум 25 лет. Все они с успехом были использованы на охоте, осечек «Зауэр» не давал, затяжных выстрелов не было. Рвались только пересохшие папковые гильзы, да иногда трескались алюминиевые и омедненные донца гильз.
Сейчас у меня есть еще десятка два дробовых патронов 12-го калибра фирмы «Нувеrtus», выпущенных в ГДР и имеющих не менее чем 20-летний срок давности изготовления. В последние годы было использовано около 30 таких патронов, все они давали качественные выстрелы, а нередко и ценные трофеи.
Вместе с тем патроны, снаряженные сыном из свежих компонентов, но случайно забытые в дачном домике и пролежавшие там всю осень, зиму и часть весны, давали 50–60% затяжных выстрелов. По-видимому, длительное хранение при перепадах температур от +25 до -30 °С при высокой влажности воздуха сделало их совершенно непригодными для охоты. Все патроны пришлось перезарядить, заменив порох «Сокол» на новый. Кстати, раскрывать патроны, заделанные и звездочкой и закруткой, удобно медицинским пинцетом, а вынимать пыжи – саморезом длиной 120–130 мм.
Замечено, что у старых патронов особенно ощутимо снижается резкость боя, в основном из-за старения пороха, что ведет к ослаблению давления пороховых газов в момент выстрела. Это приводит к увеличению количества подранков, поэтому использовать такие патроны на охоте нежелательно.
Теперь о зарядке патронов в домашних условиях с использованием компонентов охотничьего патрона с истекшим сроком годности. По моему мнению, качество выстрела с использованием старых компонентов охотничьего патрона зависит прежде всего от условий хранения капсюлей и пороха. Если они хранились в условиях современных квартир, когда и летом и зимой температура и влажность воздуха колеблются в небольших пределах, то сохраняют рабочие свойства сравнительно долго. Так, доставшиеся мне по случаю три пачки «Жевело» 1961 года выпуска (300 шт.) закончились совсем недавно. Была лишь одна осечка, а видимых ухудшений качества выстрела я не заметил. Постепенно используются и капсюли «Центробой» 1939-го, 1940-го и более поздних годов выпуска с применением дымного пороха и металлических гильз. Изредка (в 5–7% случаев) бывают и осечки, чему виной могут быть не только старые капсюли, но и разбитая наковаленка донца гильзы. Гарантийный срок хранения капсюлей «Жевело», КВ-21, КВ-22 два года. Для более длительного хранения полезно поместить их в банку с герметично закрывающейся крышкой. При снаряжении патронов порохом «Сокол» 20–30-летней давности видимых ухудшений качества выстрела не замечено. Пришлось как-то даже снаряжать патроны таким же порохом 54-летней давности, лишь увеличив рекомендуемую заводом-изготовителем величину заряда на 0,1 грамма. А вот порох «Барс» после 20 лет хранения отказывался даже гореть от поднесенной спички. Его зерна полностью разложились и имели тусклый вид, тогда как пластинки «Сокола» остались без особых изменений. Современный бездымный охотничий порох «Сокол» имеет гарантированный срок хранения 6 лет, но в сухом прохладном месте, без резких перепадов температуры, в закрытой и залитой парафином банке может храниться гораздо дольше. И все же старайтесь не допускать превышения срока его хранения и не экспериментируйте с порохом, срок годности которого давно истек, так как это небезопасно для ружья и самого стрелка.
При правильном хранении дымный порох сохраняет рабочие свойства еще дольше. Так, порох «Белый медведь» № 3 1961 г. изготовления я до сих пор успешно использую в полузарядах с капсюлем «Центробой».
Войлочные пыжи при длительном хранении несколько ссыхаются, без герметичной упаковки их может повредить моль. Пробковые пыжи в этом отношении более надежны. К тому же аккуратно вырубленные или вырезанные из винных пробок, они при выстреле лучше амортизируют, препятствуют прорыву пороховых газов в дробовой снаряд, меньше разбивают его при вылете из канала ствола, что улучшает качество выстрела. Пластиковые пыжи и стаканчики со временем изменяются мало.
Очень старая дробь в сыром помещении может покрыться белым налетом – окислом свинца. Бой ружья ухудшается из-за потери шаровидности дробин в результате образования выщербин на ее поверхности.
Долго хранившиеся папковые гильзы после выстрелов часто лопаются вдоль, что затрудняет перезаряжание ружья. Пластиковые более устойчивы к внешним воздействиям, но на сильном морозе при выстреле изредка отрывается пластиковая часть, улетая вместе со снарядом, а в патроннике остается лишь донце гильзы, что довольно опасно, так как сильно повышается давление пороховых газов в канале ствола.
Если по случаю к вам все же попали порох и капсюли с просроченным сроком хранения, а выбросить их жалко, зарядите десяток патронов и отстреляйте по мишеням. При удовлетворительных результатах пробных отстрелов зарядите партию таких патронов, используя мелкую дробь. На близком расстоянии (до 20–30 м) такие патроны вполне пригодны для успешной охоты по небольшим представителям пернатой дичи, особенно в начале летне-осеннего сезона.
Во второй ствол заряжайте свежий патрон, чтобы в случае неудачи поправиться с выстрелом. Любителям, выезжающим на охоту лишь изредка, стрелять по дичи старыми патронами не имеет смысла. Лучше расстрелять ненадежные боеприпасы по мишеням, потренировавшись в стрельбе. Помните, что патроны с истекшим сроком хранения могут давать не только осечки, но и затяжные выстрелы, что бывает чаще. Поэтому возьмите за правило: если после нажатия на спуск выстрела не последовало, не открывайте сразу же стволы ружья с целью перезарядки, а подождите секунд десять и откройте ружье, направив казенную часть в сторону. После каждого выстрела обязательно заглядывайте в ствол ружья, т.к. застрявшие прокладки, пыжи, остатки разорвавшейся гильзы или еще что-либо при повторном выстреле станут причиной раздутия, а то и разрыва ствола.
Федор Федоров17 мая 2013 в 00:00