Об идее сбережения народа говорят уже давно, начиная с Ломоносова и графа Шувалова, заканчивая А. Солженициным, но жизнь наша такова, что реальных действий власти для осуществления этой идеи мы пока не видим.
Фото Вячеслава Михайлова
Эта тема, казалось бы, напрямую не связанная с охотой, была недавно затронута в статье Виктора Гурова («РОГ» № 42, 2013). Автор убедительно показывает, что охотники России могут и должны сыграть свою роль в деле сбережения народа.
Действительно, среди настоящих охотников редко встретишь предателя или изменника Родины, так как охотники, как правило, не только хорошо знают природу родного края, но и буквально влюблены в нее, как в женщину. У охотников не возникает споров по поводу того, что такое патриотизм, они просто всегда готовы защищать землю, на которой родились, и все то, что она им дала.
Известно, что в Великую Отечественную войну в разведчики, как правило, брали охотников. Мой родной дядя Борис, служивший разведчиком, рассказывал, что при формировании разведгруппы командир интересовался, есть ли среди бойцов охотники. Ведь они были не только физически развиты, но и хорошо знали природу, поведение зверей и птиц, были приспособлены к жизни в суровых условиях, хорошо ориентировались на местности и отлично стреляли.
Теперь мы живем по новым правилам. И теперь простым охотникам не позволяют охотиться в их вотчинах. Какой-нибудь бизнесмен на законных основаниях выкупил в частую собственность землю и охотничьи угодья, нанял охранников, охотоведов и егерей. А власти, законодатели и местечковое начальство обосновали эти меры по приватизации охотничьих угодий необходимостью навести порядок в их использовании: якобы это легче сделать частному владельцу.
И процесс пошел, как обычно, по Черномырдину: «Хотели как лучше…» Но, думаю, заказчики этих законов и их лоббисты-законотворцы не собирались делать как лучше, не задумывались о сохранении и приумножении дичи. У них совершенно другие цели, и главная — госпожа прибыль.
Очевидно, что порядок пользования природными богатствами, в том числе и объектами охоты, должен контролироваться государством. В противном случае мы можем прийти к бесконтрольному расхищению фауны и флоры, к увеличению случаев браконьерства.
Конечно, не все регионы России позволят распродать охотничьи угодья для личного пользования. Лучше других районов мне знакомы Ленинградская и Новгородская области. В них есть районы, где практикуется приватизация угодий и где этого нет. Например, в Волховском районе произошла продажа земель с последующей сдачей их в аренду с прибылью. И этим занимался сын бывшего губернатора Ленинградской области. Наверняка владельцу угодий все равно, как сохраняется и используется дикая природа.
Формально все по закону: есть егерь, охотовед, а то, что они служат не государству, а хозяевам, которые им выплачивают зарплату, неважно. И в Новгородской области в Любытинском районе похожая ситуация. Однажды, приехав в эти места на глухариный ток, мы наткнулись на объявление, что это частное владение с арендой на 49 лет. А вот в Боровичском районе Новгородской области, в местах, где я живу летом и осенью, подобное не произошло, здесь общество охотников держит ситуацию под контролем.
Бывает и так, что местные охотники, имеющие гончих и лаек, наталкиваются на запреты охоты с собаками, поскольку частные владельцы организовали облавные охоты на копытных. Все это вызывает понятное возмущение местных охотников, приводит к конфликтам и даже ненависти между людьми.
Мы привыкли, что среди охотников должны быть взаимопонимание и дружба, иными словами, должно быть охотничье братство, как это определил в своей книге А.А. Ливеровский. Теперь созданы такие законы о природе и охоте, что, познакомившись с ними, охотник только и может сказать: их нужно срочно менять. И прежде всего следует запретить раздачу земель и охотничьих угодий частным лицам. Нужно наладить четкую работу охотоведов и егерей и, учитывая опасность работы по наведению порядка, обеспечить их достойной зарплатой.
Я не стану здесь перечислять пункты, требующие корректировки закона о природе и охоте, они известны по публикациям в печати. Важно, что охотников не удовлетворяют существующие законы об охоте, поскольку они служат не народу, а «сильным мира сего», сила которых в их кошельках.
Нельзя не согласиться с В. Гуровым, что ненаказуемая коррупция — это одна из главных причин нравственного падения части нашего общества — народных избранников, стремящихся для себя создать такие замечательные условия, чтобы до конца жизни обеспечить себе и своим домочадцам безбедную жизнь. При этом они пользуются иммунитетом неприкосновенности, который сами себе установили.
Совершенно согласен с автором статьи, что нужно чувствовать себя хозяином своей страны. Но для этого следует всеми возможными способами повлиять на формирование власти — путем выборов и другими доступными мерами.
Игорь Тиме15 декабря 2013 в 00:00