Особого внимания на улице требует к себе ребенок, хотя бы потому, что вне стен домов дети бывают чаще, чем их папы и мамы. Из множества криминальных опасностей, подстерегающих ребенка на улице, я выделю три : сексуальные домогательства и сексуальные преступления, подростковые разборки и участие в молодежных группировках.
Первая опасность не самая распространенная, но за счет своей скандальности наиболее часто муссируемая как в прессе, так и в досужих разговорах.
Согласен, не лучший совет воспитывать в подрастающем поколении душевную черствость, но бросаться по первой же просьбе на помощь взрослому дяде гораздо более опасно, чем не услышать эту просьбу вовсе. Конечно, глухота не должна распространяться на случаи, когда ребенка просят вызвать по телефону “Скорую помощь”, достать из кармана лекарство или помочь перейти улицу с оживленным движением. А вот просьбы пойти помочь что-то откуда-то перенести, подождать кого-то в пустой квартире или машине уже из серии настораживающих.
Сверхопасны прямые предложения от незнакомых людей сходить в кино, посмотреть видик, сняться в рекламном ролике, покататься на машине и т. п. От таких “тетечек” и “дяденек” ребенок должен бежать без оглядки. Подчиненность авторитету взрослого чаще всего детей и подводит. Не умеют они ему противостоять, потому что из всех взрослых близко знали только папу, маму да дедушку с бабушкой, а от них ничего плохого не видели. Значит, и остальные взрослые такие же. Нейтрализовать инстинкт подчинения взрослому, воспитываемый в ребенке годами, могут только сами воспитатели, то есть родители.
Расскажите ребенку несколько страшных, но очень похожих на окружающую жизнь сказок с плохим концом. Разрешите, не боясь показаться плохо воспитанным, не вступать в разговор с незнакомыми людьми, не отвечать на их вопросы, а если те проявляют настойчивость, убегать от них. Скажите, что не станете их за это ругать. Объясните, что говорить ласковые слова, дарить подарки, угощать сладостями, обнимать, целовать ребенка могут только очень близкие люди, а прочие только в присутствии и с одобрения родителей. Убедите рассказывать вам обо всех подобных случаях. Очень часто ребенок, боясь наказания, скрывает эти факты.
Если хотите контролировать ситуацию, знать все, что происходит с вашим ребенком, научитесь говорить с ним в спокойно-доверительном, а не командно-назидательном тоне. Не кричите: “Как ты посмел! Я же тебе говорил! Если еще хоть раз я тебе ноги повыдергаю!..” и т. п., когда вдруг узнаете, что он “нарушил” ваши установки. Вы добьетесь только того, что ребенок замкнется, станет искажать истину, умалчивать о ней, и вы утратите информационный контроль. Что бы ни услышали, постарайтесь, держа себя в руках, объяснить ошибочность его поступка, покажите, как вы тяжело переживаете по этому поводу.
Конечно, методы прямого запугивания и запретительства более действенны, но и более кратковременны. Страх перед предметом запрета постепенно забывается и вытесняется страхом наказания. В результате ребенок боится уже не самого проступка, а того, что о нем узнают. В целях безопасности научите детей не заходить в лифт и другие замкнутые помещения с незнакомыми взрослыми людьми, не подниматься в одиночку по темным опасным лестницам, ни под каким видом не заходить в чужие квартиры и т. п. Научите открывать кодовые замки на дверях и, кстати, пользоваться лифтом самостоятельно. Не заходить в подъезд одному, если он заметил там подозрительного субъекта.
В случае, когда взрослые просят о помощи, обязуйте ребенка привлекать к помощи друзей. Или обращаться за помощью к прохожим. Это отпугнет злоумышленника. На случай применения взрослыми физической силы научите ребенка активному сопротивлению. Именно научите, а не расскажите теоретически. Поиграйте с ним в игру “Похищение”. Пусть он покричит всласть, поцарапается, покусается. Пусть потренирует свою изворотливость. Глядишь, не дай, конечно, бог, в жизни пригодится. Что касается физических действий, мышечная память бывает надежней обычной. Одна игра игра. Две-три уже боевая подготовка. Учить ли детей травмоопасным приемам ударам в глаза, пах, горло и пр. решать родителям. Тут я не советчик. Умение жестоко драться палка о двух концах, один из которых в отдаленном будущем может сработать как бумеранг.
Сексуальные происшествия и поиск пропавшего ребенка.
В случае пропажи вашего малолетнего, да и не очень малолетнего ребенка немедленно (пока возможный преступник не успел далеко уйти и увлечь свою жертву) заявляйте в милицию. Только не по телефону, а зарегистрировав ваше заявление у оперативного дежурного райотдела (отделения) милиции. Сообщите пал, рост, вес вашего ребенка. Его особые (родинки, шрамы и пр.) приметы. Фасон и цвет одежды, в которой он ушел. Установить ее можно, осмотрев весь оставшийся детский гардероб. Одновременно обзвоните всех родственников, спортивные секции и кружки по интересам, куда ходит ваш ребенок, всех его школьных и дворовых друзей и приятелей или их родителей.
В том числе приятелей дворов, где вы жили раньше. Вряд ли ребенок ушел куда-то совершенно один. Все равно кто-то должен знать, куда и с кем он направился. Проверьте все детские вещи. По их отсутствию можно понять, где его искать. Если нет палатки и спальника искать надо на природе. Нет игровых кассет и дисков пошел с кем-то меняться. Отсутствует зимняя одежда отправился покорять Северный полюс. Обязательно, найдите все блокноты вашего ребенка с адресами и телефонами его друзей. Не забудьте проверить его компьютер, где тоже могут быть файлы с адресами.
В процессе телефонного поиска соберите команду из его друзей-приятелей для осмотра игровых площадок, подвалов, чердаков, заброшенных строений и т. п. малопосещаемых мест, где любят творить свое дело сексуальные маньяки. Попросите друзей вашего ребенка немедленно прийти в ваш двор, по дороге внимательно осмотрев окрестности. Мобилизуйте соседей. Своих друзей. Но не бросайтесь на поиски спонтанно. Подготовьтесь к ним. Это займет не больше нескольких минут, а эффективность поисков увеличит многократно.
Если вы торопитесь, отправьте на розыски несколько человек, с тем чтобы чуть позже догнать их. А сами займитесь оргвопросами! В квартире должен остаться “диспетчер на телефоне”, который сможет продолжать телефонные поиски. В том числе проверку больниц, моргов, бюро несчастных случаев и пр. Имеет смысл связаться с “детскими” общественными организациями, которые смогут помочь вам дельным советом и своими связями. Кроме того, диспетчер сможет отменить розыск, если пропавший ребенок вдруг вернулся домой. Для этого отцу или человеку, который взял на себя руководство поиском, желательно иметь при себе сотовый телефон, одолжить, например, у кого-нибудь из соседей. А лучше одолжить несколько телефонов. И от пейджеров и переносных раций тоже не отказывайтесь.
В соседней квартире обязательно оставьте “диспетчера-координатора”. Его задача, не занимая телефон по пустякам, отвечать на звонки поисковых групп. Если они что-то обнаружили или что-то узнали должны позвонить и оставить подробную информацию. Только не надо просить запомнить номер телефона. Берите шариковую ручку и пишите телефон на запястьях рук. Постоянный обмен информацией позволяет координировать действия поисковых групп, в случае необходимости концентрировать их в одном месте. Быстро соберите в квартирах и возьмите с собой фонарики для осмотра подвалов.
Топоры или молотки для сбивания замков, на всякий случай бинты, электрошокеры, газовое и другое оружие для самообороны и задержания преступника. Позвоните в жэк с просьбой прислать к вам слесарей с набором ключей от всех нежилых помещений. Поиски начинайте с того места, где в последний раз видели ребенка, или от места его жительства. Раскручивайте спираль поиска, даже если милиция заверит вас, что делает все возможное. Может, делает, а может, нет. Тут лучше перестраховаться. Не мечитесь по дворам. В поиске должна быть система и очередность. Необходимо решить, что осматривать вначале, что потом. Чтобы не проверять одни и те же территории, четко распределяйте места поиска.
Проверенные участки надо отмечать записью в тетради. Или хоть даже на руке. По ходу поисков выясняйте, кто, когда и где в последний раз видел вашего сына или дочь. Опрашивайте жителей ближайших домов. Показывайте фотографию (лучше их захватить из дома несколько). Привлекайте людей к поиску, поручая им осмотреть их дом и двор. При масштабном поиске нужно расходиться от дома кругами. Вначале проверять дом (квартиры всех приятелей, подвал, чердак, лестницы), потом двор, потом прилегающие дома и их дворы, потом дома, расположенные за ними… Не пропуская ни одного квадратного метра площадей. И не пропуская ни одного человека, которому можно показать фотографию разыскиваемого. От правильной организации поисков зависит их успех.
Но, конечно, в меньшей степени, чем от обучения детей правилам профилактики. Для чего, повторю, их надо учить разумной подозрительности, умению отказывать взрослым в просьбах и умению оказывать физическое сопротивление. Детей более взрослого возраста следует с малолетства (в подростковом возрасте это будет воспринято как покушение на свободу) приучить, уходя из дома, сообщать, куда, с кем и на сколько он уходит.
Завершающий тему совет что делать “после того”. Во-первых, попытаться по горячим следам поймать преступника, который с вашим ребенком… Конечно, если эти следы не успели остыть. Мобилизуйте взрослое дворовое население, хватайте и вяжите всех прохожих, похожих по описанию на извращенца. Милиция отделит виновных от невиновных. А “случайные жертвы” вашей бдительности, как только узнают, в чем дело, я думаю, поймут и простят вас. Во-вторых, не давить на детскую психику. Ему уже без вас надавили. Что было то было. И не надо усугублять. Не смейте орать, укорять, стыдить, грозить, обещать, что в следующий раз… И даже плакать, подчеркивая тем размеры постигшей вашего ребенка трагедии.
Если вы не хотите усугубить полученную ребенком психическую травму, держите себя в узде. А лучше обратитесь за помощью к детскому психологу, для того чтобы он помог вам выбрать наиболее правильную линию поведения. В будущем старайтесь не вспоминать о случившейся когда-то трагедии. Не стоит говорить ребенку даже через год: “Если ты не будешь меня слушаться и будешь приходить поздно домой, может случиться то, что случилось тогда!” Такого рода беда не может быть аргументом в споре! Это то прошлое, которое надо забыть! Навсегда забыть! А вы…
Интересно, будет ли вам приятно, если ваши друзья, перед тем как оставить вас на ночь, попросят почаще ходить в туалет, потому что до десяти лет вы писались в постель? Так вот, вашему ребенку будет стократ неприятней. И, что более важно, небезразлично для его формирующейся психики. Все. Оставим эту слишком уж трагическую тему.
По материалам книги Школа выживания в условиях экономического кризиса.
Андрей Ильичев.