Проблема выживания и спасения летчика после вынужденного покидания летательного аппарата в неблагоприятных климатогеографических регионах в настоящее время не утратила актуальность. Анализ результатов поисково-спасательных работ в этих районах показал, что время спасения летчика составляет в среднем 5,4–7,3 часа, а при удаленности места авиационного инцидента более 400 км превышает 15 часов.
В случае интенсивного воздействия экстремальных факторов (приводнение в ледяную воду, травмирование, утрата НАЗа, повреждение снаряжения и других) реальные сроки спасения летчика зачастую превышают время сохранения выживаемости – способности и умения выжить.
Выживание – это деятельность летчика, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Прогноз выживания и спасения определяется множеством элементов объективного и субъективного порядка, которые можно условно объединить в три группы :антропологические, природно-средовые и материально-технические.
Объективные и субъективные факторы влияющие на выживание летчика.
Антропологические факторы характеризуют функциональное состояние, физическую и психофизиологическую подготовленность летчика к действиям в условиях автономного существования, резервные возможности организма. Природно-средовые факторы определяют условия автономного существования. Чемжестче природные условия, тем короче сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба за жизнь, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.
Материально-технические факторы характеризуют средства обеспечения жизнедеятельности людей в автономных условиях существования : одежду, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, добывания воды, водно-пищевой запас, аварийные плавательные средства и другое.
Возникновение патологических и экстремальных состояний в результате действия на организм биотических и абиотических факторов внешней среды может приобрести самостоятельное, доминирующее значение в жизни человека. Например, после вынужденного приземления самолета, по данным AGARD (Advisory Group for Aerospace Research and Development – консультативная группа НАТО по аэрокосмическим исследованиям и развитию), около 70% людей получают травмы различной степени.
Вследствие этого вероятность спасения уже в первые 24 часа после авиационного инцидента снижается на 80%. При отсутствии травм вероятность благоприятного исхода автономного существования летчика снижается лишь на третьи сутки.
Средства аварийного покидания летательного аппарата и приземления, плавательные средства спасения, носимый аварийный запас (НАЗ), бортовой аварийный запас (БАЗ).
Для сохранения жизни летчика при покидании летательного аппарата и в условиях автономного существования требуется большое количество аварийно-спасательных средств. В группу средств аварийного покидания летательного аппарата и приземления входят :
Катапультные кресла.
Индивидуальные подвесные системы парашюта (ИПС-72) и парашюты.
Отделяемые капсулы и кабины.
Амортизационные кресла.
Шасси с аварийными камерами.
Пневмомеханические системы мягкой посадки.
К плавательным средствам спасения относятся :
Авиационные спасательные жилеты и пояса (АСЖ-58, АСП-74).
Надувные авиационные спасательные лодки (МЛАС-1).
Плавательные спасательные плоты (ПСН-1).
Плавательные системы морских и высотных морских спасательных комплектов (МСК-ЗМ, МСК-5, ВМСК-2М, ВМСК-4).
В целях обеспечения автономного существования летчика после вынужденного приземления или приводнения предусмотрены два основных типа авиационных аварийных запасов. Носимый аварийный запас (НАЗ) предназначен для одного члена экипажа и остается с ним после катапультирования и приземления с парашютом. Бортовой аварийный запас (БАЗ) предназначен для всего экипажа и пассажиров, совершивших вынужденную посадку.
Комплектация НАЗов и БАЗов осуществляется с учетом типа самолета, особенностей конструкции катапультного кресла, района базирования авиации. Независимо от комплектации в каждом НАЗе и БАЗе представлены следующие группы аварийного снаряжения :
– Средства радиосвязи : портативные аварийные радиостанции,радиомаяки.
– Средства визуальной сигнализации : сигнальные патроны ночного и дневного действия, мортирки со стреляющим механизмом, проблесковый или электрический фонарь, сигнальное зеркало, сигнальный порошок.
– Аварийный запас пищи : консервированные, концентрированные и обезвоженные продукты.
– Аварийный запас воды и средства для ее получения : емкости для хранения, средства добывания (солнечные конденсаторы), обессоливания (солнечные дистилляторы, химические опреснители) и обеззараживания (бактерицидные препараты).
– Лагерное имущество :нож-мачете, нож-пила,компас, очки-светофильтры, средства добывания огня (водоветроустойчивые спички, сухое горючее), комплект рыболовных принадлежностей, накидка медицинская.
– Аптечка : кровоостанавливающий жгут,перевязочные средства, йод, антибиотики, противошоковые препараты, репелленты и другое.
– Спасательные плавсредства : надувные спасательные лодки,плоты и жилеты.
По материалам книги Физиологические основы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.
В. С. Новиков, С. И. Сороко.