Система КОСПАС-САРСАТ, радиотехнические средства аварийной сигнализации, радиобуи, радиомаяки, аварийные радиостанции, способы подачи сигналов бедствия.

Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ используется в практике мирового спасения с 1982 года. На начало 2002 года с помощью системы КОСПАС-САРСАТ было спасено более 10 000 человек оказавшихся в бедственном положении.

Для обнаружения факта бедствия системой КОСПАС-САРСАТ достаточно двухминутного приема сигнала бедствия. Однако время от оповещения об аварии до момента получения раскодированной информации службами поиска и спасения, в наихудшем из всех возможных случаев, может достигать 5 часов.Для сравнения достаточно сказать, что при использовании традиционных радиосредств время оповещения (фактически установления факта аварии) составляет 13 72 часа, и это без определения точных координат и гарантии, что сигнал вообще услышат.

В системе КОСПАС-САРСАТ на частоте 121,5 МГц работает ряд радиобуев и радиомаяков, используемых в гражданской и военной авиации и иногда применяемых самодеятельными путешественниками. Точность определения координат подобными радиобуями и радиомаяками составляет 20 25 км. Выпускается и используется несколько типов аварийных спутниковых радиобуев и радиомаяков работающих в системе КОСПАС-САРСАТ на частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц.

Автоматический радиобуй АРБ-406.

Имеет абсолютно герметичный, обладающий положительной плавучестью корпус диаметром 100 мм и длиной 700 мм. Вес радиобуя 4,5 кг. Время непрерывной работы не менее 24 часов. Включение осуществляется вручную или автоматически при погружении в воду. Радиобуй сохраняет работоспособность при температуре воздуха от 40 до +50 градусов, при погружении в воду, в том числе морскую, на глубину до 100 метров и падении на воду с высоты до 15 метров.

Через каждые 50 секунд радиобуй передает сигнал, позволяющий определять координаты места аварии с точностью до +-15 км. Кроме того, с помощью съемного пульта можно набирать и передавать в автоматическом режиме специальную информацию о типе и названии терпящего бедствие объекта, характере аварии, требуемой помощи, времени, прошедшем с момента аварии, и т.п. Предусмотрена возможность подачи сигнала на бортовые авиационные радиостанции для точного приведения поисковых самолетов.

Автоматический радиобуй Поиск-Б (АРБ-121).

радиостанций необходимо помнить, что чем выше расположен передатчик (точнее, его передающая антенна), тем дальше его слышно. Прикрепляемые к радиостанциям внешние батареи не любят низких температур, поэтому хранить их следует под одеждой, как можно ближе к телу. Изолятор антенны нужно держать всегда сухим и чистым. Инструкции по использованию аварийных радиостанций, радиомаяков и радиобуев обычно нанесены несмываемыми красками на корпусе. Ознакомиться с ними следует заранее.

Первое включение радиостанций, работающих в ручном режиме, должно продолжаться не менее 3 часов, с тем, чтобы их сигнал могли принять как минимум два спутника системы КОСПАС-САРСАТ. Один фиксирующий сигнал и определяющий место бедствия, другой подтверждающий прием и уточняющий координаты. После этого радиостанцию достаточно включать на десять минут, в начале каждого следующего часа.

Выбирая радиостанцию, следует помнить, что на сегодняшний день наиболее надежны из всех радиотехнических средств аварийной радиосигнализации радиобуи КОСПАС-САРСАТ. На западном рынке, который сегодня стал более доступен, предлагаются радиобуи различных модификаций, вплоть до переносимых в кармане. Собираясь в рискованное путешествие, наверное, имеет смысл выкинуть несколько сот долларов на подобный прибор с перспективой сохранить в случае бедствия жизнь.

При возможности радиопереговоров со спасателями в радиотелефонном режиме надо постараться сообщить им.

О предположительном местонахождении потерпевших бедствие и их количестве, а в море о скорости и направлении дрейфа судна или коллективного средства спасения.
Об опознавательных знаках места аварии. Наиболее заметных с воздуха и земли ориентирах, используемых потерпевшими знаках-сигналах и других способах привлечения внимания. Для судна или любого другого транспортного средства его тип, цвет корпуса, флаг, название.
О виде требуемой помощи.
О наличии средств связи и сигнальных средств.
О местных метеорологических условиях.
О состоянии потерпевших бедствие (количестве раненых, нетрудоспособных и т.п.).
Возможности подготовки посадочной площадки.

При работе в радиотелефонном режиме необходимо заранее и возможно более коротко сформулировать сообщение и изложить его в спокойной манере человеку, обладающему наиболее разборчивой дикцией. Засорять эфир стенаниями, жалобами, проклятьями, призывами о помощи и т.п. эмоциями не стоит. Информация должна быть сжатой, конкретной и однозначно толкуемой. От этого зависит, как быстро смогут спасатели найти и оказать помощь потерпевшим бедствие.

При использовании радиотехнических средств необходимо учитывать время подачи сигнала бедствия. Для более действенного приема аварийных радиосигналов в мировой практике предусмотрена так называемая минута молчания или международный период молчания. Это трехминутный промежуток времени от 15 до 18 минут и от 45 до 48 минут в течение каждого часа, когда радиотелеграфные станции на судах, самолетах и вертолетах спасательных и ледовых служб, буровых платформах в море, а также береговые радиостанции прекращают передачу и работают на прием аварийных сообщений. Соответственно для радиотелефонных станций период молчания установлен с 0 до 3 минут и с 30 до 33 минут каждого часа.

В указанные периоды разрешено передавать только сигналы бедствия и тревоги. Кроме того, существует ряд специальных указаний, регламентирующих работу судовых и береговых радиостанций в данный период времени, обеспечивающих наибольшее благоприятствование приему сигнала бедствия.

Использование мобильных телефонов для передачи сигнала бедствия.

Небесполезными с точки зрения передачи сигнала бедствия могут оказаться распространенные сегодня мобильные телефоны. Особенно если человек заблудился в близком от города лесу. Или оказался там в результате падения самолета, затопления прогулочного судна, аварии машины и прочее. При использовании в качестве средства аварийной радиосвязи мобильных телефонов следует обратиться за помощью по телефонам Скорой помощи, милиции, спасательных сил, гражданской обороны и прочих.

И максимально кратко и точно объяснить свое положение. Вести долгие беседы по мобильному телефону не рекомендуется ради сохранения энергоресурсов, которые могут понадобиться для получения дополнительных консультаций по выживанию, передачи сигнала бедствия в режиме радиомаяка наведения и в качестве инструмента ориентирования.

По материалам книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.
Ильин А.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 61 | 0,294 сек. | 13.39 МБ