Официальные карты на электронном или бумажном носителе создаются национальными органами Топографической или Гидрографической служб, уполномоченными правительством. Эти службы несут ответственность за точность и достоверность картографических данных. Также они ответственны за своевременную корректуру карт.
Официальные и коммерческие электронные карты для GPS-навигаторов, выбор электронных карт, применение растровых карт.
Наличие официальных морских карт на крупных судах профессионального флота является обязательным согласно Международной конвенции SOLAS (Safety Of Life At Sea). Требования обеспечения безопасности международных морских и авиационных сообщений в условиях возросшей интенсивности движения привели к необходимости регулирования внедренияэлектронных карт соответствующими международными институтами.
Особо остро встал этот вопрос в связи с внедрением электронных картографических систем на морском флоте. В результате работы ряда комитетов Международной Гидрографической и Морской организаций (IHO, IMO) в 2000 году был разработан и утвержден стандарт S—57/3 для передачи цифровых гидрографических данных. Согласовано, что официальные электронные карты должны поставляться в формате стандарта S—57/3. Отображение и содержание электронных карт в электронной картографической и информационной системе (ECDIS/ЭКНИС) должно удовлетворять спецификациям другого стандарта — S—52.
Руководящие документы IHO и IMO требуют, чтобы установленная на судне ECDIS использовала официальные электронные карты (базу данных электронных карт), поддерживаемые автоматической корректурой, и имела резервирование на случай выхода из строя. Только в этом случае наличие на борту морского судна бумажных навигационных карт не является обязательным. Такова концептуальная основа замены традиционных бумажных карт на систему ECDIS, являющуюся новейшим и исключительно эффективным средством навигации. При этом конвенция SOLAS определяет ECDIS в совокупности с базой данных официальных электронных карт как юридический эквивалент откорректированной бумажной карты.
Интересно отметить, что начиная с 1995 года, когда был принят эксплуатационный стандарт для ECDIS, моряки всерьез обсуждали, проживет ли бумажная карта еще 10 лет. Но реальная жизнь развеяла этот явный оптимизм. В чем же причина? Она заключена в малом покрытии акваторий официальными электронными картами нужных масштабов. Так, по данным в 2001 году ими было покрыто около 3—10% усредненного ходового времени судна в стесненных водах .Что безусловно сдерживает распространение и производство ECDIS.
С другой стороны, ряд картографических компаний начали интенсивно выпускать электронные карты в собственных форматах данных. Такие карты, не являющиеся официальными, получили названия коммерческих и позволили промышленности начать производство электронных картографических навигационных систем (ЭКС) и картплоттеров с использованием коммерческих электронных карт. Наиболее распространенными коммерческими электронными картами являются карты компаний С-МАР, Garmin, Navionics и «Транзас».
Выбор электронных карт.
Зачастую вопрос о выборе пользователем навигационного оборудования сводится к выбору электронных карт. При этом приходится учитывать.
Какой формат карт обеспечивает наиболее полное покрытие.
Чья технология обладает наивысшим уровнем качества.
Какие карты корректируются наиболее часто.
Кто имеет самую широкую сеть дилеров.
Имеется ли у изготовителя лицензия на исходный картографический материал.
Для определения карт на нужный пользователю район предназначены электронные или бумажные каталоги карт. Хороший пример подала компания Garmin, наладив совместно с компаниями «Навиком» и «Новикарт» выпуск карт России на ряд регионов. Карты компании «Транзас» нашли широкое применение в навигационных картографических системах и тренажерах, разработанных компанией. Форматы электронных карт и программы для их отображения являются интеллектуальной собственностью компаний-разработчиков, а потому тщательно ими охраняются.
Применение растровых карт.
Растровые карты благодаря программе OziExplorer получили второе дыхание. Нет, растровые карты не загружаются в традиционный навигатор. Данная программа поддерживает обмен навигационными данными с навигаторами и обеспечивает создание маршрутов и путевых точек. Вся подготовка данных осуществляется на персональном компьютере, где на откалиброванной и загруженной в него растровой карте отмечаются путевые точки. Затем они вводятся в навигатор, обеспечивая ваше путешествие по намеченному маршруту. С другой стороны, возможно и самостоятельное использование интеллектуальной «связки» из компьютера и GPS-приемника для текущей навигации по растровой карте. Возможности такой навигации немного, но все же уступают типовым навигаторам.
Развитие электронных карт.
Рассматривая электронные карты, надо учитывать, что их возможности обеспечиваются, с одной стороны, своей логической структурой, а с другой, программой их обработки и отображения. Интеграция электронных карт с устройствами и приборами определения координат с использованием системы GPS привела к появлению принципиально новых систем, к которым и относятся и GPS-навигаторы и электронныекартографические системы (ЭКС и ЭКНИС/ECDIS).
Вот некоторые дополнительные свойства электронных карт.
Пределы масштаба карт от 1:1000 до 1:200000000.
Высокая точность представления данных (ошибка в пределах 0,2 мм на бумажной карте).
Обширная информация об объектах карты, характеристиках навигационного оборудования, входах портов, приливах, течениях и данных климата.
Активизация звуковых предупреждений.
Обеспечение видимости секторов огней.
Широкий выбор информационных слоев.
Получение корректуры через Интернет.
По материалам книги Все о GPS-навигаторах.
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.