Мероприятия, способствующие успешному выживанию и спасению летчиков после аварии летательного аппарата, можно условно разделить на три группы. В первую группу входят теоретические и практические занятия, психофизиологическая подготовка летчиков к выживанию и спасению. Ко второй группе мероприятий можно отнести действия летчика во время покидания летательного аппарата. К третьей группе относится деятельность летчика в условиях автономного существования.
Занятия и психофизиологическая подготовка летчиков к выживанию и спасению, действия летчика во время покидания летательного аппарата.
В процессе проведения теоретических занятий летчики должны получить информацию офакторах природной среды, особенностях их влияния на организм человека, действиях при катапультировании и вынужденном приземлении (приводнении). Основной целью практических занятий является выработка навыков сохранения жизни и работоспособности в экстремальных условиях существования. Обучение должно быть максимально приближено к условиям выживания.
на наземных катапультных тренажерах, в барокамерах, на акваториях водных бассейнов и во время парашютных прыжков.
Выработку автоматизма двигательных навыков в точности и последовательности действий с аварийными приводами и вытяжным кольцом парашюта.
Закрепление приемов быстрого и правильного принятия изготовочной позы в кресле для катапультирования.
Выработку навыков приземления на парашюте в различных условиях.
Правила оказания само и взаимопомощи с использованием аптечкиНАЗа и подручных средств.
Изучение специфики выживания в различных климатогеографических регионах.
В процессе подготовки у летчиков следует развивать профессиональную готовность к выживанию. В это понятие входят не только знания и умение, но и психологическая готовность к действиям при возникновении авиационных инцидентов и в условиях неблагоприятных климатогеографических регионов.
Тренировка последнего качества приобретает особую актуальность, так как психологическая неадекватность летчиков при авиационных инцидентах чаще имеет место при недостаточном уровне теоретической и психофизиологической подготовленности.
Действия летчиков во время покидания летательного аппарата при аварии или катастрофе.
Во всехаварийных случаях, угрожающих безопасности полетов, летчик обязан подать сигнал «Терплю бедствие» с одновременным включением сигнала «Бедствие», вывести при возможности воздушное судно в безопасный для населения и приземления членов экипажа район. Основным способом покидания летательного аппарата в современной военной авиации является катапультирование, когда летчик с помощью стреляющего механизма выталкивается из кабины.
Развитие техники способствовало разработке все более совершенных катапультных систем и установок. Чаще других используются катапультируемые кресла. Они являются рабочим местом летчика в кабине летательного аппарата и средством спасения при возникновении аварийной ситуации. После принятия летчиком решения на катапультирование очень важно зафиксировать такое положение тела, когда позвоночник располагается параллельно вектору тяги, приложенному к сидению кресла.
При правильной изготовочной позе, когда выпрямлены шейный, грудной и поясничный отделыпозвоночника, происходит наиболее равномерное распределение нагрузки на отдельные сегменты позвоночника. В этом случае ударные перегрузки величиной 18–20 единиц и длительностью 0,15–0,3 секунд, действующие в направлении «голова-таз», при соблюдении всех правил катапультирования не вызывают повреждений позвоночника.
При снижении на парашюте летчик обязан внимательно осматривать местность, обращая внимание на расположение населенных пунктов, дорог,рек, озер, ущелий, а при спуске на воду – приготовить плавсредства к использованию и оценить расположение кораблей, лодок, островов, берега. Крайне важно осуществить правильное приземление, вовремя отсоединиться от подвесной системы парашюта и забраться в лодку после приводнения.
По материалам книги Физиологические основы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.
В. С. Новиков, С. И. Сороко.