После вынужденного приземления или приводнения летчику приходится решать ряд неотложных задач :
Преодоление негативных эмоциональных состояний, вызванных аварийной ситуацией.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Защита от неблагоприятного действия факторов окружающей природной среды.
Обеспечение водой и пищей.
Определение своего местонахождения.
Организация сигнализации и связи.
Действия летчика в условиях автономного существования после вынужденного приземления или приводнения, защита от неблагоприятных факторов окружающей природной среды.
Известно, что в чрезвычайных ситуациях у 75–87% людей нередко возникают состояния тревоги, страха, аффективного возбуждения или торможения, вызываемые действительной или кажущейся опасностью, неизвестностью окружающей обстановки, ожиданием гибели,страдания, боли. И только 12–25% людей, сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуют решительно и разумно.
аварийных ситуаций, умение подавить в себе страх, мобилизовать волю являются важнейшими элементами выживаемости летчика.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим после вынужденного приземления или приводнения.
В условиях автономного существования, особенно после аварийного покидания летательного аппарата, возможны самые разнообразные ранения, переломы, ушибы,ожоги, отравления. Поэтому знание приемов само и взаимопомощи крайне необходимо, так как приходится рассчитывать только на себя. При оказании помощи пострадавшим необходимо соблюдать строгую очередность действий.
В первую очередь следует устранить непосредственную угрозу жизни человека. Пострадавшего надо вынести из зоны поражения (из огня, из-под обломков самолета, из снежнойлавины и т. д.) и оказать помощь по жизненным показаниям: сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, остановить кровотечение. Только после этого можно перейти к планомерным медицинским действиям:
Ввести обезболивающее.
Очистить рану.
Наложить асептическую повязку.
Иммобилизировать с помощью подручных средств сломанные конечности.
Согреть и успокоить пострадавшего.
Защита от неблагоприятного действия факторов окружающей природной среды после вынужденного приземления или приводнения.
Инструкции по выживанию рекомендуют летчикам после вынужденного приземления или приводнения оставаться на месте до прихода помощи. В этом случае экипаж сможет длительно сберечь силы и использовать в качестве временного убежища фюзеляж летательного аппарата. Кроме того, место падения самолета всегда легче обнаружить с воздуха.
Решение об уходе с места вынужденного приземления принимается только в случае непосредственной угрозы жизни (леснойпожар, разлом ледяного поля,наводнение и т. п.), близкого расположения жилья или дороги, отсутствия в течение трех суток связи и помощи.
Защита от неблагоприятного действия факторов окружающей природной среды после вынужденного приземления или приводнения в Арктике.
В условиях Арктики важнейшей проблемой автономного существования становится защита от действия на организм человеканизких температур. Определенную роль в решении этой проблемы играет одежда. Существует прямая зависимость времени, в течение которого организм человека сохраняет тепловой комфорт, от величины температуры окружающей среды и теплоизолирующих свойств одежды.
Например, человек, одетый в летный комбинезон при температуре –5 градусов будет испытывать состояние теплового комфорта не более 30 минут. Те же сроки наступления холодового дискомфорта будут при температуре –30 градусов, если летчик одет в шерстяное белье и ватную куртку. Для сохранения тепла первостепенное значение имеет строительствовременного убежища.
Лучшим строительным материалом является снег. Он легко поддается обработке и имеет хорошие теплоизолирующие свойства из-за высокого (до 90%) содержания воздуха. Температура воздуха в снежныхубежищах обычно на 15–20 градусов выше наружной. Для утепления снежной хижины внутри и снаружи используют парашютную ткань.
Без применения средств обогрева при температуре окружающей среды от –25 градусов до –45 градусов и скорости ветра 3–10 м/с допустимое время пребывания человека в меховом летном комплекте одежды, использующего для теплозащиты дополнительно парашют, аварийную лодку МЛАС и укрытие из снега, составляет 5–7 суток.
С целью профилактики холодовой дегидратации и нарушений солевого обмена необходимо потреблять воду и 0,5 г/сут натрия гидрокарбоната. Источником воды могут быть тундровые ручьи, пресный лед, плотный снег. Можно получать воду, помещая флягу, набитую снегом, под верхнюю одежду.
Защита от неблагоприятного действия факторов окружающей природной среды после вынужденного приземления или приводнения в пустыне.
Основной задачей для человека, оказавшегося в пустыне, является предупреждениеперегревания. Для этого необходимо уменьшить поступление экзогенного тепла и теплопродукцию организма, повысить теплоотдачу. С этой целью следует соорудить солнцезащитное укрытие, ограничить физическую активность и рационально использовать имеющиеся запасы воды.
Известно, что почти 70% тепла поступает с прямой солнечной радиацией, поэтому простой солнцезащитный тент снижает его приток на 72–114 ккал/ч. Кроме того, тент избавляет человека от поступления 100 ккал/ч, которые он получал бы за счет кондукции тепла от нагревающегося песка. Любая физическая работа в дневные часы должна ограничиваться до минимума и выполняться в прохладные вечерние, ночные или утренние часы.
Одежду снимать нецелесообразно, так как она препятствует высушивающему действию горячего воздуха и защищает от прямых и отраженных солнечных лучей. Воду рекомендуют пить по 80–100 мл на прием. При водопотерях, не превышающих 3–5 литра, нет необходимости в специальномводно-солевом режиме. Несмотря на увеличение потерь хлоридов с потом, их дополнительно принимать не рекомендуется, так как это может способствовать увеличению клеточной дегидратации и калиемии, повышать вероятность возникновения
тепловых поражений.
Для добывания воды используется имеющийся в НАЗесолнечный конденсатор, представляющий тонкую полиэтиленовую пленку с гидрофобным покрытием. Ею покрывают яму диаметром около 1 метра, глубиной 50–60 см. Лучи солнца, проникая сквозь прозрачную мембрану, абсорбируют из почвы влагу, которая конденсируется на внутренней поверхности пленки, а затем стекает вниз в водосборник. В сутки такое устройство позволяет собрать до 1,5 литра воды.
Защита от неблагоприятного действия факторов окружающей природной среды после вынужденного приземления или приводнения в горах.
Неблагоприятные последствия вынужденного приземления или приводнения в горах сопряжены с вероятностью развития острой горной патологии и обусловленной этим необходимостью спуска на меньшие высоты. Переход в горах связан с риском попадания вкамнепад, снежные лавины, оползни, селевые потоки, трудностью ориентирования и выдерживания маршрута.
Прежде всего, необходима тщательная подготовка, оценка качества походного снаряжения, наличия необходимых запасов пищи, веса груза, учет собственных сил. Оптимальный вес груза не должен превышать одну треть массы тела. Во время перехода скорость движения должна быть невысокой, так как пониженное парциальное давление кислорода, крутые склоны и переносимый груз способствуют быстрому развитию утомления.
Через каждые 40–45 минут движения следует делать 10–15-минутный привал, во время которого нужно разгрузить мышцы тела (лучше лежа). При появлении во время движения сильной одышки и сердцебиения более 120 уд/мин следует остановиться на 2–3 минуты, отдышаться, не снимая груз. Большое внимание необходимо уделять состоянию ног и обуви, а такжевыбору места для временного лагеря.
Спасение и выживание после вынужденного приводнения.
Спасение и выживание после вынужденного приводнения зависит от наличия спасательныхплавательных средств. Эти средства обеспечивают длительное пребывание человека на плаву и изолируют от воды. Имеющиеся на спасательных плотах надувные тенты защищают летчика от ветра, осадков, водяных брызг и солнечной радиации, позволяют поддерживать более высокую, чем снаружи, температуру.
В низких широтах тент предупреждает перегревание организма человека, отдаляет сроки дегидратации и обессоливания. Высотный морской спасательный комплект состоит из раздельных костюмов (водонепроницаемого, теплозащитного, вентилирующего, высотно-компенсирующего), гермошлема, гермоперчаток и гермосапог. Его плавучесть обеспечивается за счет плавательного ворота, который крепится на спинке водонепроницаемого костюма и заполняется углекислым газом из баллона, закрепленного там же.
Обеспечение пищей и водой после вынужденного приземления или приводнения.
Калорийность продовольственного запаса НАЗов (3400–4000 ккал) позволяет возместить лишь незначительную часть энерготрат организма. Однако присутствие запаса продуктов в НАЗах имеет важное психологическое значение. У летчика нет страха умереть голодной смертью и даже этот незначительный запас пищи позволяет человеку длительно сохранять жизнь.
Летчик, оказавшийся в условиях автономного существования, прежде всего, должен учесть все имеющиеся продукты и распределить их на порции калорийностью примерно 500 ккал. Это нетрудно рассчитать, зная, что энергетическая ценность 1 г жиров 9,3 ккал, а 1 г углеводов и белков – 4,1 ккал. Известно, что человек может обходиться в течение двух и более недель рационом, энергетическая ценность которого составляет 500 ккал/сут. Пищевой рационНАЗа рекомендуется использовать лишь при отсутствии возможностей пополнять свои запасыохотой, рыбной ловлей и сбором дикорастущих ягод и растений.
В условиях частичного голодания очень важно регулярно потреблять пресную воду, так как в противном случае организм восполняет дефицит жидкости за счет метаболической воды, образующейся в результате окисления жиров. Запасы воды вНАЗах незначительны (до 3 литров). Поэтому крайне необходимо найти источник воды, эффективно использовать средства ее добывания (солнечные конденсаторы и дистилляторы, химические опреснители).
Обязательно очищать и обеззараживать воду из слабопроточных водоемов (пантоцидом, аквацидом, йодом), обеспечить такой режим работы, который до минимума ограничил бы тепловую нагрузку на организм. Не рекомендуется использовать морскую (океанскую) воду, мочу, пустынный рассол.
Ориентирование на местности после вынужденного приземления или приводнения.
Ориентирование наместности начинается с определения стран света. При отсутствии компаса используют Солнце, звезды, растения. Направление на север в Северном полушарии определяют, став в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная телом, словно стрелка, укажет на север. При этом запад окажется по левую руку, а восток – по правую. В Южном полушарии, напротив, тень укажет на юг.
Ночью в Северном полушарии ориентируются поПолярной звезде и Большой Медведице, а в Южном полушарии – по созвездию Южный Крест. После определения стран света летчик обязан как можно точнее выяснить свое местоположение. Для этого он может использовать сведения о маршруте, продолжительности полета, времени приземления или покидания летательного аппарата, характерные наземные ориентиры, замеченные еще в воздухе.
Установление связи и подача сигнала бедствия после вынужденного приземления или приводнения.
Для установления связи сразу же после приземления или приводнения, и в течение 10–12 минут в начале каждого часа первых суток трижды передают сообщение о бедствии (сигнал «SOS», позывные терпящего бедствие и его координаты). Остальное времястанция должна находиться в положении «прием». Помимо радиостанций для сигнализации используются радиомаяки, разнообразные пиротехнические средства (дымы, огни, ракеты), сигнальные патроны, сигнальное зеркало, костры, ткань парашюта.
По материалам книги Физиологические основы жизнедеятельности человека в экстремальных условиях.
В. С. Новиков, С. И. Сороко.