Судовые коллективные и индивидуальные спасательные средства, шлюпки, плоты, нагрудники, спасательные круги.

Судовые коллективные спасательные средства включают в себя спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы. Типовая вместимость спасательных шлюпок от 12 до 90, в некоторых случаях до 145 человек. 

Судовые коллективные и индивидуальные спасательные средства, шлюпки, плоты, нагрудники, спасательные круги.

Судовые спасательные шлюпки должны отвечать всем требованиям, предъявляемым Морским регистром. Сохранять положительную плавучесть при полном затоплении, иметь двигатель и вспомогательные весла, быть окрашена в оранжевый цвет, располагать полным комплектом спасательного имущества и пр. Спуск шлюпок на воду осуществляется шлюпбалками.

и пр.

Открытые шлюпки приводятся в движение с помощью двигателя или вручную самими пассажирами посредством кривошипно шатунного механизма. Все открытые шлюпки имеют тенты из двухслойного (с воздушной прослойкой) непромокаемого материала, который защищает пассажиров от воздействия холода и непогоды. Вдоль бортов шлюпки протянуты спасательные леера с деревянными или пластмассовыми ручками, за которые может ухватиться человек, находящийся в воде.

Шлюпка спасательная закрытая.

Судовые закрытые шлюпки изготавливаются из стеклопластика или металлических сплавов. Длина 66 местной спасательной шлюпки 8,5 метра, а наибольшая ширина 3,05 метра, высота от днища до потолка жесткого тента 2,35 метра. Запас топлива рассчитан на 24 часа непрерывной работы. При опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное положение. Чтобы в сильный шторм избежать травм, пассажиры должны пристегнуться к сиденьям специальными привязными ремнями. Прием пассажиров в шлюпку (в том числе пострадавших на носилках) производится через специальные люки и с воды. Кроме описанных, существуют закрытые судовые шлюпки меньшей вместимости, а также специальные, например, танкерные шлюпки.

Спасательные плоты жесткой конструкции.

Судовые плоты чаще всего используются на судах речного флота. Оболочка жестких плотов изготавливается из стеклопластика или алюминиево магниевого сплава. Камеры плавучести разделены на изолированные отсеки, которые внутри заполняются пенопластом, что позволяет плоту держаться на поверхности воды даже при повреждении оболочки. Большинство плотов снабжается съемным ветровлагозащитным тентом, устанавливаемым в рабочее положение с помощью дуг с любой стороны плота.

Жесткий металлический плот СПС-12 при габаритах 1,5 на 1,8 метра имеет полный вес (со снаряжением и снабжением) 180 кг. Предназначен для спасения 12 человек два человека помещаются сверху и 10 в воде удерживаются за круговой линь. Пластмассовые жесткие плоты СПП-6 и СПП-12 оборудованы ветровлагозащитным тентом и соответственно вмещают 6 и 12 пассажиров. Самый тяжелый из жестких плотов СПА-12, его полный вес составляет 280 кг.

Надувные спасательные плоты.

При необходимости любой из плотов может принять экипаж, в два раза превышающий нормативный. Плот спасательный надувной состоит из основной камеры плавучести овальной формы, разделенной посредине на две равные по объему автономные секции. Снизу по периметру камеры плавучести прикреплено надувное днище. Две балки в виде надувных дуг поддерживают защитный тент, состоящий из двух слоев водонепроницаемого материала.

Воздушная прослойка, образующаяся между слоями ткани, повышает теплоизоляционные свойства тента, уменьшает отсыревание материала. Плот имеет два входных отверстия, которые при необходимости можно закрыть с помощью двойных шторок. Судовые плоты с наружной и внутренней сторон окрашены в ярко оранжевый цвет. На внутренней стороне тента помещены: инструкция по первоочередному обслуживанию плота, схема расположения клапанов (предохранительных, поддува и сдува) и знаки азбуки Морзе.

Назначение предметов снабжения на спасательном плоту.

1. Водоналивная батарейка. Для приведения в действие батарейки надо выдернуть из ее корпуса изолирующие пробки. Время действия батарейки обеспечения сигнально поискового огня 20 часов.
2. Клапаны поддува 4 шт. Для подкачки плота ножной помпой, ручным мехом или ртом. Расположены на камере плавучести возле дуг и на днище плота.
3. Ручки на днище служат для возвращения перевернувшегося плота в нормальное положение. В качестве упора для ног используется баллон с углекислым газом.
4. Мех ручной предназначен для подкачки и полного сдува плота.
5. Контейнер со снабжением. Крепится к камере плавучести между дугами тента.
6. Сигнально поисковый огонь. Располагается с наружной части дуги тента. Лампочка в 2,5 вольта защищена прозрачным пластиковым колпачком. Предел видимости 1 4 км. Лампочка соединена мягким проводом с водоналивной батарейкой.

7. Набор внутреннего освещения. Располагается на дуге возле входа с внутренней стороны. Состоит из лампочки в защитном колпачке, вмонтированной в резиновый, герметически закрывающийся мешок, внутри которого находится водоналивная батарейка. В мешок заливается забортная вода, после чего лампочка начинает светить.
8. Пробки металлические (7 шт.) предназначены для сдува плота. Находятся на камере плавучести у входов, на центральной банке, днище и дугах тента с наружной стороны.
9. Буксировочный линь длиной 20 метров. Хранится в бухте на камере плавучести. При буксировке крепится к кольцам на наружном трапе.
10. Водосборники наклонные желобки на наружном тенте плота, сходящиеся в центре, предназначены для сбора дождевой воды. Сливные трубки водосборников с пробками введены внутрь плота.

11. Мешок с веслами и другим снаряжением. Крепится к камере плавучести между дугами тента.
12. Пусковой линь. При натяжении приводит в действие механизм автоматического газозаполнения плота. Он же выполняет функции страховочного линя, удерживающего надутый плот в непосредственной близости от аварийного судна.
13. Баллон с углекислым газом. Прикреплен к днищу плота с помощью специальной шнуровки.
14. Предохранительные клапаны (4 шт.). Служат для стравливания избыточного давления в баллонах при автоматическом надуве плота или его перегреве на солнце. Расположены на камере плавучести и дугах тента.
15. Черпак с поролоном. Используется для осушивания внутренних объемов плота.
16. Балластные карманы. Представляют из себя резиновые мешки прямоугольной формы, прикрепленные снизу к днищу плота. При заполнении забортной водой увеличивают остойчивость плота на волнах, уменьшают ветровой и волновой дрейф. При необходимости их можно убрать, потянув за специальные штерты, закрепленные у входов.

17. Бросательный конец с резиновым кольцом. Закреплен у одного из входов. Предназначен для подачи помощи и подтягивания пострадавшего к плоту. Бросательный конец и кольцо должны обладать самостоятельной плавучестью.
18. Внутренний трап. Облегчает подъем человека из воды. Увеличивает продольную жесткость плота.
19. Наружные леера. Предназначены для поддержания на плаву людей, находящихся в воде.
20. Наружный трап. Облегчает подъем человека из воды. К трапу прикрепляются плавучие якоря, буксировочные лини и т.п.
21. Плавучий якорь (2 шт.). Один внутри и один снаружи плота. Предназначен для уменьшения ветрового и волнового дрейфа, повышения остойчивости плота.

Надувные плоты имеют овальную форму и выпускаются в основном двух типов: шестиместный ПСН-6 и десятиместный ПСН-10. Кроме того, на российских судах используются круглые и многогранные плоты импортного производства. ПСН хранятся в сложенном виде в специальном пластиковом контейнере коробе. В случае аварии плот сбрасывается на воду, где с помощью механизма газонаполнения в течение нескольких минут приводится в рабочее состояние. Благодаря малому весу и отсутствию специальных приспособлений для спуска на воду применение плотов допустимо даже в тех случаях, когда шлюпки использовать невозможно.

Индивидуальные судовые средства спасения.

То есть средства, предназначенные для спасения одного человека, попавшего в воду. К ним относятся: спасательные жилеты, нагрудники, круги и различные спасательные костюмы. Самыми распространенными являются спасательные жилеты. Количество жилетов на судне определяется суммарным числом его экипажа и пассажиров плюс пять процентов необходимого резерва. Кроме того, на судне должно быть не менее двух десятков детских спасжилетов, имеющих хорошо читаемую надпись Для детей.

Размещаются спасжилеты в легкодоступных, общеизвестных и четко обозначенных местах. Для пассажиров в каюте. Существует несколько видов спасжилетов, но требования ко всем почти одинаковы. Спасжилет должен : быстро надеваться и фиксироваться на теле одной или двумя простейшими операциями. При необходимости он так же быстро должен сниматься. Неправильное или замедленное надевание спасжилета должно быть исключено. Иметь две или три изолированные друг от друга камеры плавучести, каждая из которых способна удержать человека на поверхности воды.

Тело пострадавшего, облаченное в спасжилет, должно быть приближено к горизонтали (в большинстве современных спасжилетов до 50 градусов отклонения от вертикали), так как вертикальное положение усиливало бы охлаждение ног чем глубже, тем вода холоднее. Голова пострадавшего должна быть слегка запрокинута назад, рот при этом находится в 12 см от поверхности воды. При надетом жилете такое положение тело обретает в воде через 4 5 секунд, даже в том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии. Необходимо, чтобы затылок не погружался в воду, так как его охлаждение может привести к нарушению терморегуляции всего организма.

В надувных спасательных жилетах наполнение внутренних объемов воздухом (или безопасным газом) производится автоматически за 2 3 секунды с помощью специального механизма газозаполнения. Для поддержания заданного давления в камерах плавучести предусматривается клапан рабочего поддува. Для облегчения поиска пострадавшего спасжилет снабжается средствами звуковой и световой сигнализации. Спасжилет не должен стеснять движений и причинять вреда человеку при прыжке в воду с высоты до 4 5 метров.

Материал, из которого изготовлен спасжилет, не горюч и невосприимчив к действию нефтепродуктов. Пассажиры чаще всего имеют дело с нагрудником спасательным надувным НСН. Нагрудник спасательный надувной изготавливается из прорезиненной ткани оранжевого цвета. Надевается через голову, охватывая ее сзади как воротник. Основной внутренний объем нагрудника расположен на груди, что обеспечивает правильное положение тела человека в воде. Масса нагрудника с сумкой и ремнями 1,3 кг, положительная плавучесть 16 18 кг.

Детали жилета и спасательного нагрудника.

1. Клапан поддува в виде обычной трубки предназначен для приведения жилета в рабочее положение при неисправности в системе газозаполнения и поддержания в камерах плавучести заданного давления.
2. Подъемный ремень имеет форму петли. Предназначен для подъема человека из воды. Петля ремня пристегивается к наружной поверхности нагрудника с помощью кнопки, которая легко раскрывается при подъеме тонущего.
3. Аварийно сигнальный огонь облегчает поиск человека на воде в темное время суток. Состоит из водоналивной батарейки типа Маячок и 2,5 вольтовой электролампочки, защищенной прозрачным колпачком. Электрическая схема приводится в действие в течение 2 10 минут в зависимости от температуры воды. Продолжительность свечения лампочки составляет 11 часов.
4. Свисток помещается в специальном карманчике, служит для звуковой аварийной сигнализации в условиях плохой видимости. Звук свистка слышен в два три раза дальше, чем крик, и легче поддается слуховой пеленгации.

5. Механизм автоматического газозаполнения состоит из баллончика емкостью 44 куб. см, заполненного жидкой углекислотой под давлением до 200 атм., и специальной пусковой головки. При вытягивании головки газ начинает поступать в камеры плавучести. В течение 2 3 секунд жилет принимает заданную форму.
Нельзя приводить в действие механизм газозаполнения, если до этого жилет был надут через рабочий клапан. Излишнее давление приводит к порче жилета, потому что в нем не предусмотрен предохранительный клапан.
6. Пеньковый штерт дает возможность потерпевшему привязаться к плавающему предмету или связаться вместе с другим пострадавшим. Поясные и ножные ремни предназначены для фиксации жилета на теле и снятия динамических нагрузок, возникающих при прыжке человека в воду.

Судовые спасательные круги.

В настоящее время изготовляются из различных марок пенопластов, пробковой крошки, пенополистирола и других плавучих материалов. Наружный диаметр спасательного круга должен быть не более 800 мм, внутренний не менее 400 мм. Плавучесть круга в 14,5 кг сохраняется в течение суток пребывания в воде. Круг должен выдерживать удар при сбрасывании с высоты в три метра ребром на твердый грунт или плашмя на воду с десятиметровой высоты. И не должен загораться в открытом пламени две три секунды. Спасательные круги размещаются таким образом, чтобы их можно было легко и быстро снять. На судах морского флота каждый второй круг снабжается аварийно сигнальным огнем. К некоторым кругам прикрепляется спасательный линь длиной 28 метров.

По материалам книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях.
Андрей Ильичев.

Комментарии закрыты.

Сайт «Выживание в дикой природе», рад видеть Вас. Если Вы зашли к нам, значит хотите получить полную информацию о выживании в различных экстремальных условиях, в чрезвычайных ситуациях. Человек, на протяжении всего развития, стремился сохранить и обезопасить себя от различных негативных факторов, окружающих его - холода, жары, голода, опасных животных и насекомых.

Структура сайта «Выживание в дикой природе» проста и логична, выбрав интересующий раздел, Вы получите полную информацию. Вы найдете на нашем сайте рекомендации и практические советы по выживанию, уникальные описания и фотографии животных и растений, пошаговые схемы ловушек для диких животных, тесты и обзоры туристического снаряжения, редкие книги по выживанию и дикой природе. На сайте также есть большой раздел, посвященный видео по выживанию известных профессионалов-выживальщиков по всему миру.

Основная тема сайта «Выживание в дикой природе» - это быть готовым оказаться в дикой природе и умение выживать в экстремальных условиях.

SQL - 71 | 0,223 сек. | 14.37 МБ