Гирополукомпас это навигационный прибор, предназначенный для выдерживания направления движения. Он состоит из гиромотора, карданного подвеса, корректирующего устройства и арретира. На наружной рамке карданного подвеса закреплена шкала проградуированная в деленияхугломера. Цена деления 0-20. Шкала закрыта стеклом, укрепленным на корпусе прибора. На стекле имеется указатель (индекс).
Гирополукомпас, устройство, начальное ориентирование по ориентиру, магнитному азимуту, дирекционному углу, линии местности, выдерживание маршрута с помощью гирополукомпаса.
Основной элемент гирополукомпаса — гироскоп. Его главная ось вместе со шкалой прибора сохраняет неизменное направление относительно сторон горизонта. Указатель, по которому фиксируется отсчет по шкале, жестко связан с машиной. При повороте машины отсчет по шкале изменяется на соответствующий угол.
Выдерживание направлениядвижения по гирополукомпасу осуществляется путем наблюдения за положением шкалы относительно индекса. При прямолинейном движении машины отсчет по шкале сохраняется. Изменение отсчета показывает, что машина отклонилась от заданного направления. Для восстановления прежнего направления движения машину необходимо развернуть так, чтобы против индекса установился прежний отсчет.
Вождение машины по гирополукомпасу чаще всего осуществляют при преодолении рек под водой, при действиях ночью, в туман, метель и в других случаях ограниченной видимости. Гирополукомпас целесообразно применять также при выдерживании маршрута на местности, беднойориентирами или подвергшейся значительным изменениям. Когда ориентирование по карте путем ее визуального сличения с местностью затруднено.
Гирополукомпас включают и выключают только в неподвижной машине в определенной последовательности. Вначале необходимо убедиться, что гирополукомпас заарретирован (рукоятка арретира должна находиться в положении от себя), и проверитьнапряжение бортовой сети. Оно должно быть не менее 24 В. Затем переключатель питания прибора поставить в положение ВКЛЮЧЕНО.
Через 5 минут с момента включения плавным поворотом рукоятки арретира установить на шкале требуемый угол и разарретировать гирополукомпас, оттянув на себя рукоятку до щелчка. Порядок выключения гирополукомпаса. Прибор заарретировать переводом рукоятки в положение от себя, а затем выключить питание.
Начальное ориентирование машины при использовании гирополукомпаса.
Начальное ориентирование машины заключается в определении направления продольной оси машины и установке шкалы гирополукомпаса на соответствующий отсчет. Оно может выполняться по ориентиру, по магнитному азимуту или дирекционному углу и по линии местности.
Определении направления продольной оси машины по ориентиру.
Машину устанавливают на исходной точке так, чтобы был виден ориентир, указанный (выбранный) по направлению движения. Башню машины ставят в положение 0-00 (или 30-00), а затем постепенным передвижением машины центральную марку прицела (или перекрестие визирного устройства) совмещают с ориентиром. После этого против индекса устанавливают нулевое значение угла. Установку шкалы по ориентиру чаще всего применяют при переправах под водой. В этом случае ориентир выбирают на противоположном берегу.
Определении направления продольной оси машины по магнитному азимуту.
В исходном положении компасом определяютмагнитный азимут продольной оси машины, для чего отходят от машины на 50—60 метров и измеряют азимут направления вдоль какого-либо борта машины. Для контроля измеряют азимут направления вдоль другого борта машины. Среднее значение измеренных азимутов (отклонение при тщательной работе скомпасом обычно не превышает 0-50) будет величиной магнитного азимута продольной оси машины, которую и устанавливают на шкале прибора после включения гирополукомпаса.
Определении направления продольной оси машины по линии местности.
Машину устанавливают как можно точнее вдоль прямолинейного ориентира (дороги, просеки, линии связи или электропередачи и т. п.) или параллельно ему. Для этого башню ставят в положение 0-00 (или 30-00). Затем машина медленно передвигается вперед с одновременным поворотом в нужную сторону до тех пор, пока центральная марка прицела (перекрестие) не будет направлена точно вдоль линейного ориентира. При этом положении машины на шкале прибора устанавливают величину дирекционного угла, соответствующего направлению линейного ориентира.
Выдерживание маршрута движения с помощью гирополукомпаса.
Вождение машины по гирополукомпасу осуществляют в таком же порядке, как и движение по азимутам. Для чего предварительно подготавливают необходимые данные. По карте намечают маршрут, минуя препятствия, выбирают и соединяют прямыми линиями ориентиры на поворотах, определяют и подписывают на карте расстояния между ними и магнитные азимуты (если начальное ориентирование производится по магнитному азимуту) илидирекционные углы. Если начальное ориентирование производится по дирекционному углу.
В исходной точке, где произведено начальное ориентирование, на шкале гирополукомпаса устанавливают магнитный азимут (или дирекционный угол) продольной оси машины и разарретируют гирополукомпас. Затем машину поворачивают так, чтобы против индекса шкалы прибора установился отсчет, соответствующий магнитному азимуту (или дирекционному углу) направления движения.
Установив машину в нужном направлении, начинают движение и ведут машину так, чтобы на протяжении всего данного участка маршрута гирополукомпас сохранял установленный отсчет. Пройдя нужное расстояние, определяемое по спидометру, находят поворотный ориентир. Поворачивают машину в направлении второго ориентира и продолжают движение.
Строго прямолинейное вождение машины на местности затруднено, так как неизбежны толчки, крен машины и объезд мелких препятствий. Объезд значительных препятствий должен быть предусмотрен заранее при подготовке карты. Все это вызывает почти непрерывное колебание отсчетов по шкале. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы колебания отсчетов были примерно симметричны относительно требуемого курса.
При ориентировании с помощью гирополукомпаса, так же как и при ориентировании на машине, не оборудованной гирополукомпасом, следует по пройденному расстоянию мысленно фиксировать на карте продвижение по маршруту.
Точность выдерживания маршрута при движении с помощью гирополукомпаса.
Точность выдерживания маршрута на машине с гирополукомпасом зависит от многих факторов. Основные из них:
Уход главной оси гироскопа.
Погрешности начального ориентирования машины и определения по карте дирекционных углов (магнитных азимутов) и расстояний.
Недостаточно тщательное удержание требуемого отсчета против индекса прибора при вождении машины.
Погрешность определения расстояний спидометром.
Наиболее точно (со средней ошибкой до 2% пройденного расстояния) можно выдерживать требуемое направление при начальном ориентировании машины по ориентиру и при условии умелого вождения машины. Установленный отсчет по шкале не должен отходить от индекса более чем на два деления. При исходном ориентировании машины с помощью компаса или по линии местности с помощью карты среднее отклонение от маршрута может составлять около 5% пройденного пути.
По материалам книги Справочник по военной топографии.
А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.